Парламент принял в первом чтении законопроект, который снова отменяет так называемый «закон о миллиарде». Это уже второй проект, инициированный Партией социалистов. Их предыдущий проект, принятый в декабре 2020 года, Конституционный суд признал неконституционным из-за нарушения процедур при его утверждении. Обсуждение документа снова вызвало острую дискуссию, которая дошла до взаимных обвинений и даже угроз. NM выбрал основные аргументы за и «против.
Снова-здорово
Глава парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Петр Бурдужа вторично инициировал законопроект, который отменяет выпуск государственных ценных бумаг в счет долга перед Нацбанком, чтобы погасить выданный им под госгарантии кредит 14 млрд леев на спасение трех проблемных банков в 2014 и 2015 годах.
Он аргументировал инициативу тем, что из-за принятого в 2016 году «закона о миллиарде» бремя выплаты этого долга возложили на плечи граждан, что, по его мнению, крайне несправедливо.
«Это — нагрузка на бюджет, которая растет с каждым годом, хотя эти деньги можно потратить на социальные и экономические проекты», — призывал Бурдужа.
Отметим, что точно такой законопроект, отменяющий «закон о миллиарде», парламент принял сразу в двух чтениях 16 декабря 2020 года. Однако недавно КС указал на нарушение процедур при принятии отменяющего закона и признал его неконституционным.
По словам Бурдужи, несмотря на решение КС, «пусть закон аннулировали, но волю граждан отменить нельзя». «Поэтому мы снова просим его отменить», — сказал глава комиссии.
Против отмены
Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Думитру Алайба спросил у Бурдужи о том, как его инициатива отразится на ставках по кредитам. По его словам, минфин планирует в этом году выпустить ГЦБ на 7-8 млрд леев, и это значит, что по ним ставки могу вырасти, как в 2014 году, когда они доходили до 24%.
Бурдужа ответил, что благодаря отмене «закона о миллиарде» эмиссия сократится на 0,6 млрд. «И это хорошо», — подчеркнул депутат-социалист.
На замечания Алайбы о том, что с отменой закона социалисты пытаются отменить саму кражу миллиарда, Бурдужа подчеркнул, что проблемой кражи миллиарда должны заниматься те, кто ее допустил.
После завершения обсуждения законопроекта Алайба еще раз объяснил, что, по его мнению, означает отмена «закона о миллиарде» в предложенной форме. «Представьте, что у вас есть кредит в банке, и вы решили его не возвращать, но при этом вы еще и акционер этого банка. Как это выглядит со стороны? Это недопустимо. И это приведет к еще большему долгу перед Нацбанком», — отметил депутат PAS.
Алайбу поддержал депутат от фракции «Достоинство и правда» (DA) Игорь Мунтяну. Он назвал отмену «закона о миллиарде» попыткой декапитализировать Нацбанк и риском не получить финансовую помощь доноров. По мнению Мунтяну, этот проект исключительно популистский и нарушит макроэкономический баланс в стране.
За отмену
Вице-спикер парламента Александр Слусарь заявил, что их фракция партии «Достоинство и правда» (DA) давно настаивала на отмене или хотя бы на моратории «закона о миллиарде». Он сказал, что они проголосуют за проект в первом чтении, если до второго чтения будет организована рабочая группа с участием Нацбанка, представителей МВФ, чтобы выработать дальнейшие шаги: как быть с уже выпущенными ГЦБ, что делать с долгом и т.д.
Депутат парламентской группы от Pro Moldova Андриан Канду отметил, что, учитывая, что у законопроекта нет заключения правительства, КС снова признает его неконституционным.
«Я прочитал до конца прежнее решение КС, поэтому и решил снова инициировать отмену закона и защищать интересы народа», — заявил в ответ Бурдужа.
В защиту проекта выступил депутат от партии «Шор» Денис Уланов. Он считает, что это болезненная тема, и проект действительно не решит проблему до конца, но «установит статус-кво».
Он отметил, что нельзя перекладывать на плечи граждан долг, в образовании которого виноваты чиновники из правительства и сотрудники Нацбанка. По мнению Уланова, долг надо передать в управление Нацбанка, который начнет действовать более активно для возвращения украденного.
Уланов также рассказал о том, что происходило в Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank в 2014 году. Он заявил, что можно было вернуть кредиты, выданные Нацбанком на спасение этих банков, а не ликвидировать их.
Слусарь, в свою очередь, возмутился словами Уланова, заметив, что преступники «учат нас жизни» и предложил ему не высказываться о законопроекте.
В ответ на замечание вице-спикера Уланов потребовал прекратить оскорбления в свой адрес, пообещал обратиться в суд и пригласил Слусаря для приватного разговора по-мужски.
На этом обсуждения проекта прекратились, и после серии заявлений депутаты одобрили его в первом чтении.
***
Первый раз парламент отменил «закон о миллиарде» 16 декабря 2020 года. Идею об его отмене социалисты продвигали еще осенью прошлого года. Тогда в МВФ отмечали, что законодательная инициатива Партии социалистов нацелена на то, чтобы дать обратный ход важным реформам, начатым в банковском секторе Молдовы после кражи миллиарда. Так постоянный представитель МВФ в Молдове Роджерс Чавани прокомментировал NM решение профильной парламентской комиссии поддержать этот законопроект ПСРМ. Обеспокоенность этой инициативой выражал и Всемирный банк.
Напомним, в октябре 2016 год правительство Павла Филипа приняло под свою ответственность пакет из семи законопроектов. Наибольший резонанс тогда вызвало решение кабмина о переводе в госдолг кредитов в сумме 13,6 млрд леев, которые Нацбанк в конце 2014 и начале 2015 года выдал под гарантии правительства трем банкам, из которых украли миллиард долларов (на тот момент примерно 13,6 млрд леев) — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank.
Закон предусматривал, что минфин выпустит государственные ценные бумаги (ГЦБ) на сумму 13,6 млрд леев и передаст их в управление Нацбанка.
С 2017 года минфин ежегодно вносит в графу расходов гобюджета 800-900 млн леев на выплаты Нацбанку. По подсчетам специалистов, всего НБМ должен получить около 25 млрд леев, учитывая, что облигации выпустили под 5% годовых и сроком погашения до 25 лет.
После своего избрания президентом страны Додон выдвинул законодательную инициативу об отмене «закона о миллиарде», но бывшие у власти демократы ее отклонили. Год назад вице-председатель партии «Платформа Достоинство и правда» Александр Слусарь предлагал ввести мораторий на закон, но и его инициативу отклонили, а спикер парламента Зинаида Гречаная назвала ее популистской.
Головатюк тогда объяснял, что ситуация сложнее, чем ее представляют коллеги из блока ACUM, и подчеркивал, что введение моратория технически невозможно. В то же время, по словам Головатюка, в ПСРМ работают над решением этой проблемы, и «к весне все будет готово».