В Молдове за неделю сменили руководство двух специализированных прокуратур: антикоррупционной и по борьбе с оргпреступностью. Главы этих прокуратур, назначенные Александром Стояногло, подали в отставку, на их место назначили новых. NM рассказывает, что известно о новых руководителях спецпрокуратур, какие резонансные дела они вели и в каких скандалах были замешаны.
Как сменили руководство спецпрокуратур
После отстранения от должности генпрокурора Александра Стояногло и назначения исполняющим обязанности генпрокурора Дмитрия Робу произошли кадровые перестановки в Антикоррупционной прокуратуре и Прокуратуре по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS). На следующий день после вступления в должность, 7 октября, Робу подписал указ об отстранении с поста и.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Андриана Бордияну. Он стал рядовым прокурором. Спустя несколько дней, 13 октября, заявление об увольнении из прокуратуры «по личным причинам» подал глава PCCOCS Ион Каракуян. Официально он ушел в отставку 18 октября.
15 октября по предложению Робу Высший совет прокуроров назначил и.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Елену Казаков, а ее временным заместителем — Иона Мунтяну. В тот же день по предложению Робу совет назначил Серджиу Руссу и.о. главы PCCOCS, а его временным заместителем — Владислава Боброва.
Что известно о Елене Казаков
Елена Казаков начала работать прокурором в 2010 году. С 2013 года работала в Генпрокуратуре в отделе борьбы с торговлей людьми. В 2018 году она обратилась в Высший совет прокуроров и попросила перевести ее на работу в Антикоррупционную прокуратуру. Совет одобрил ее ходатайство.
В 2019 году Казаков представляла обвинение в суде по второму уголовному делу экс-премьера Молдовы Владимира Филата. По этому делу его обвиняют в отмывании денег в особо крупных размерах. Прокуроры считают, что украденные из Banca de Economii деньги Филат использовал для оплаты услуг американской лоббистской компании. Адвокаты экс-премьера утверждают, что уголовное дело против Филата «политическое». Это дело до сих пор рассматривает суд первой инстанции.
Также Казаков представляла обвинение по громкому делу о коррупции судей. Обвиняемыми по нему проходили пять судей: Галина Москальчук, Людмила Оуш, Любовь Брынзэ, Виктория Хадыркэ и Светлана Тизу. В деле было несколько эпизодов. Судей обвиняли в пассивной коррупции и вынесении неправосудного решения. Через два года судебных разбирательств прокурор Елена Казаков частично отказалась от обвинений против Москальчук, Оуш и Хадыркэ, но попросила оштрафовать судей: Оуш — на 57,5 тыс. леев, Москальчук — на 40 тыс. леев, Брынзэ — на 42,5 тыс. леев. Для Тизу и Брынзэ она потребовала наказание в виде двух лет лишения свободы. Кроме того, Казаков потребовала запретить этим судьям занимать публичные должности. Суд, однако, оправдал судей. Единственным, кто получил реальный срок, оказался ассистент судьи Любови Брынзэ Виталий Фуртунэ. Его приговорили к трем годам тюрьмы.
Что известно об Ионе Мунтяну
Ион Мутняну работает в прокуратуре с 2006 года. В 2009 году Мунтяну получил дисциплинарное предупреждение, после того как 8 апреля 2009 года задержал двух несовершеннолетних участников протеста. Дисциплинарная коллегия пришла к выводу, что Мунтяну необоснованно их задержал и необоснованно ходатайствовал об их аресте.
В 2010 году Мунтяну перешел работать в Антикоррупцинную прокуратуру. В 2018 он временно возглавил прокуратуру Чекан. Такое решение принял тогдашний генпрокурор Эдуард Харунжен. Сначала Харунжен перевел главу прокуратуры Чекан Руслана Попова на работу в один из отделов Генпрокуратуры, а затем назначил Мунтяну на его место. Назначение Мунтяну главой прокуратуры Чекан Харунжен объяснил «своим личным выбором».
Что известно о Серджиу Руссу
Серджиу Руссу 11 лет проработал в прокуратуре Дубоссар (с 2009 года он был заместителем прокурора Дубоссар, а в 2015 году возглавил эту прокуратуру). В 2017 году Руссу выиграл конкурс на пост главы отдела борьбы с торговлей людьми в Генпрокуратуре, где работает до сих пор.
Руссу фигурировал в расследовании Jurnal TV 2020 года. Журналисты утверждали, что, будучи другом Эдуарда Харунжена, Руссу «затянул расследование» контрабандной схемы, которой руководил бывший замминистра внутренних дел Ион Цуркан, и тем самым помог избежать фигурантам дела ответственности. В свою очередь Руссу заявил, что с Цурканом не знаком, и что расследование начал в 2016 году по собственной инициативе. По словам Руссу, после того как он стал работать в Генпрокуратуре, это расследование продолжил его заместитель Виорел Бею.
Что известно о Владиславе Боброве
Владислав Бобров работает прокурором с 2009 года. Он входил в группу прокуроров, занимавшихся делом экс-депутата Кирилла Лучинского, которого в 2017 году обвинили в отмывании денег в особо крупном размере. Лучинский свою вину не признает, а расследование против себя называет «тенденциозным». В 2018 году суд первой инстанции приговорил Лучинского к 5,5 годам тюрьмы. В июле 2021 года Апелляционная палата отменила этот приговор и вернула дело на пересмотр в суд первой инстанции.
Бобров также вел громкое дело Antifa Rezist, которое в 2014 году представили обществу как предотвращенную попытку госпереворота. Но затем статью переквалифицировали на подготовку массовых беспорядков. Это дело до сих пор рассматривает суд первой инстанции. Оба дела: и Лучинского, и Antifa Rezist — в 2019 году попали в список «политических», которые по указу Стояногло проверила Генпрокуратура.
Кроме того, в 2017 году Бобров представлял в суде обвинение против судьи Дорина Мунтяну. Его пытались привлечь к ответственности за то, что он «незаконно не продлил арест» подозреваемому. В 2018 году Международная комиссия юристов (МКЮ) отметила, что в Молдове судей «наказывают» за то, что они принимают решения, с которыми не согласны политики или прокуроры. Как пример такого давления МКЮ привел случай Дорина Мунтяну. В июне 2019 года, после падения режима Плахотнюка, имя Мунтяну включили в декларацию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «Об освобождении политических заключенных в Молдове». Осенью 2019 года прокурор Антикоррупционной прокуратуры Владислав Бобров отказался от обвинений в адрес Мунтяну, отметив, что в действиях судьи не было состава преступления.
Также Бобров косвенно связан с адвокатом Сергеем Пержу, который более года пытается оспорить победу Стояногло в конкурсе на пост генпрокурора. Согласно декларации Боборова о доходах, в 2015 году Пержу дал ему в долг 415,9 тыс. румынских леев (около 1,7 млн молдавских леев) на покупку квартиры в Бухаресте площадью 88,83 кв.м. В декларации указано, что Бобров должен был отдать долг в 2020 году. При этом Пержу дал Боброву деньги в долг под 0% годовых.
Некоторые СМИ называют Боброва «приближенным» экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря. Кроме того, Бобров входил в список прокуроров, которым в 2020 году генпрокурор Александр Стояногло рекомендовал уволиться из-за «несовместимости с должностью». Стояногло пояснил, что выступил с такой рекомендацией по результатам проверок, которые прошли в специализированных прокуратурах в начале 2020 года. Также по итогам этих проверок Дисциплинарная коллегия вынесла Боброву выговор. Высший совет прокуроров оставил это решение в силе, однако Апелляционная палата его отменила.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемого ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, который никоим образом не влияет на предмет и содержание опубликованных расследований.