Одесситке Виктории Кожухарь, как и миллионам украинцам, пришлось бежать из родной страны из-за войны. В Одессе остались сын и муж, а Виктория с дочерью добрались до Молдовы, пройдя пешком до КПП 11 км. До войны она преподавала йогу и танцы, а в Кишиневе, как только пришла в себя, стала помогать таким же, как она, беженцам из Украины. NM рассказывает историю «воина по натуре» Виктории — о волонтерстве, взаимопомощи и о том, каково получить «нож в спину» от тех, кого считали братьями.
«Готова была целовать молдавскую землю»
Ясная, спокойная, с копной темных волос Виктория рассказывает свою историю в одном из кишиневских кафе. Она не планировала уезжать из родной Одессы, решение об отъезде семья приняла так быстро, что на сборы было всего полчаса: «Мой муж родом из Кишинева, именно он на четвертый день войны настоял, чтобы мы с дочкой уехали. Все получилось спонтанно: была свободная машина и два места. Я накидала вещи в рюкзак, и мы с дочерью сели в машину».
По ее словам, водитель высадил их недалеко от границы и сказал, чтобы шли на огоньки — там КПП. До таможни Виктория и ее семнадцатилетняя дочь дошли через два с половиной часа.
«Тогда шел мокрый снег, у нас обоих были рюкзаки за спиной. Пока двигались, было нормально. Но в очереди на КПП так сильно продрогли, что сил стоять больше не было. А очередь словно замерла и не двигалась. Я попросила, чтобы пропустили женщин с детьми. И так мы оказались в Молдове», — вспоминает Виктория.
На молдавской таможне их уже ждали друзья. «Если бы даже нас не встретили друзья, мы бы не пропали. Там со всех сторон люди протягивали руки, предлагали чай, предлагали подвезти. Я готова была целовать молдавскую землю», — голос Виктории дрожит от нахлынувших чувств.
«Я не спрашиваю, что нужно сделать, а делаю»
Виктория и ее дочь остановились в Кишиневе в квартире племянницы мужа. Позже туда же приехали, спасаясь от войны, другие родственники из Украины. В двухкомнатной квартире сейчас живут десять человек, включая троих детей.
«Мне нужно было несколько дней, чтобы прийти в себя, а потом я решила, что нечего сидеть сложа руки. Если вы, молдаване, нам помогаете, то и я, здоровая, могу пригодиться где-то», — рассказывает Виктория.
Одна из волонтерок на Мoldexpо дала Виктории номер телефона Центра помощи беженцам, который открыл Национальный конгресс украинцев в Молдове. Там Виктория встретила единомышленников: «Я очень рада, что Вселенная привел меня в компанию этих сплоченных людей. Они же абсолютно бескорыстно помогают, просто так. Это как спросить, почему ты меня любишь. Просто так».
В Центре оборудовали 50 мест для беженцев из Украины, поток их не иссякает. Мамы с детьми, молодые женщины, бабушки из разных украинских областей, в том числе бежавшие под обстрелами из Мариуполя, из-под Киева — все приходят в центр. Волонтеры размещают людей, организуют бесплатный транспорт в Германию, безвозмездно раздают всем украинским беженцам в Кишиневе продукты питания и гигиенические принадлежности.
Виктория приходит в центр каждый день и уже месяц не занимается ничем, кроме волонтерства. На вопрос, что она делает в центре, она отвечает быстро, не раздумывая: «Я не спрашиваю, что нужно сделать. Надо пол помыть — я мою пол, надо еду принести — несу еду».
«Сейчас я нужна здесь»
В кафе, где мы разговаривали с Викторией, она, немного оттаяв от кишиневского ветра, рассказала о своей жизни до войны. Она преподавала йогу и танцы в собственной студии в Одессе. Одна из ее групп располагалась в Одессе, вторая — в Березовке, в ста километрах от Одессы. Ученики Виктории до сих пор ждут ее возвращения.
«Я понимаю, что сейчас я нужна здесь. Я могу уехать домой, там я тоже найду чем заняться. Но сейчас я здесь. Меня несет в потоке, я до сих пор не знаю, какой день недели, какое число, мне это не важно. Важно, что я могу помогать другим. Тем, кому действительно нужна помощь», — делится Виктория.
По ее словам, по натуре она — воин: «Мне важно все время двигаться, что-то делать. А у таких людей всегда страдают близкие. Сейчас я меньше внимания уделяю дочери. А с другой стороны, что было бы, если бы мы просто сидели в квартире и смотрели друг на друга».
Виктория рассказывает, что мечтает вернуться в родную Одессу, но пока остается там, где нужна — в Молдове.
«Война все расставила по своим местам»
Виктория признается, что не знает, что будет завтра. А в происходящее ей до сих пор не верится: «Кажется, открою глаза, и окажется, что это просто страшный сон».
«Я же родом из СССР, там мы все были братьями: украинцы, молдаване, грузины, русские. Я не понимаю, что произошло. Как-будто один из твоих родных взял нож, вонзил его между ребер и, чтобы наверняка, еще провернул внутри тебя этим ножиком», — делится Виктория.
Но, по ее словам, война все расставила по своим местам, люди поняли, кто им друг, кто — брат. «Войну никому не пожелаешь, и ее никогда не ждешь. Мы не верили до последнего. Оказалось, наши братья — не совсем нам братья. Война обнажила, оголила всех. Сейчас ведь происходит переоценка всего: отношений между людьми, странами, городами. В этой ситуации ты не можешь себя подделать, поэтому так важно быть человеком в любых обстоятельствах».
Материал написан при поддержке Coaliția Națională „Viața fără Violență în Familie” в партнерстве с Ассоциацией по связям в сообществах (АRC, Румыния). Программа по борьбе с насилием в семье поддерживается Фондом Oak.