Ваш отзыв очень важен для нас. Как власти Молдовы (не) исполнят рекомендации Венецианской комиссии
7 мин.

Ваш отзыв очень важен для нас. Как власти Молдовы (не) исполнят рекомендации Венецианской комиссии

Отзыв Венецианской комиссии, которая оценила введенный молдавскими властями механизм оценки работы генпрокурора как «довольно необычный для Европы», вызвал много споров в юридической среде. Одни считают, что это разгромное заключение, и власти должны отказаться от своих планов, другие видят в нем положительные детали и отмечают, что отзыв носит рекомендательный характер. NM разбирался в доводах сторон о том, должны ли власти теперь приостановить оценку работы Александра Стояногло или могут продолжать, и что говорят об этом в Высшем совете прокуроров и самой комиссии.

Что сказали в ВК

В своем отзыве на поправки в закон «О прокуратуре» Венецианская комиссия (ВК), в числе прочего, призвала власти Молдовы основательно пересмотреть механизм оценки работы генпрокурора. Саму идею аудита эксперты назвали «довольно необычной для Европы», но основная критика коснулась того, как устроен механизм.

В частности, комиссия рекомендовала включить в закон «О прокуратуре» четкие критерии оценки работы генпрокурора. Сейчас, по их мнению, не ясно, в какой момент возникают условия для начала проверки и по каким параметрам оценивать работу генпрокурора.

Эксперты ВК также особо упомянули уже начатую проверку Стояногло. Они раскритиковали то, что критерии для этого аудита утвердили «задним числом». В ВК пояснили, что критерии должны были определить заранее, «чтобы госслужащий понимал, что он делает что-то несовместимое с его должностью».

«Установленные показатели эффективности могут распространяться только на будущее время [на работу после утверждения этих показателей]», — отметили эксперты.

По их мнению, оценка работы Стояногло может базироваться только на критериях неподкупности и профессионализма, «которые можно ввести из ранее существовавших правил и самого характера мандата генпрокурора».

Подробнее об этом читайте здесь.

Как отреагировали власти

Первым из представителей власти заключение ВК прокомментировал министр юстиции Сергей Литвиненко. Он написал на своей странице в Facebook, что «внимательно рассмотрит» и учтет рекомендации ВК. При этом он отметил, что Молдова находится в специфической ситуации, так как государственные институты в стране «захватили олигархические группы и использовали их в частных интересах». Литвиненко пообещал «принять все меры», чтобы привести молдавские законы «в соответствие с рекомендациями ВК», и сделать это в сотрудничестве с внешними и внутренними партнерами.

«Одновременно с этим мы продолжим реформу юстиции, в которой срочно нуждаются граждане и государство», — написал министр.

Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) и глава юридической комиссии парламента Олеся Стамате в передаче на канале TV8 сказала, что мнение ВК «местами критично, но на самом деле это — рекомендации того, как улучшить закон, принятый парламентом». Стамате пообещала уже сейчас учесть часть из них, а часть — в будущем.

«Хороший факт в заключении ВК в том, что они в принципе одобрили оценку работы генпрокурора […] Часто поднимали вопрос, можно ли вообще оценивать достижения генпрокурора, и не нарушает ли это его независимость», — сказала Стамате.

Она подчеркнула, что ВК предложила «основательно пересмотреть» критерии оценки и внести их в закон. И добавила, что оценка «достижений» Стояногло продолжится.

Спикер парламента и лидер правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Игорь Гросу тоже сказал, что процесс оценки деятельности Стояногло продолжится.

«Возможно, нужно было предоставить больше времени для дебатов, но сама идея оценки деятельности генпрокурора хорошая. Давайте улучшать [механизм]. Мы, конечно, примем во внимание критерии, комментарии Венецианской комиссии, но сам механизм оценки работы прокурора, исходя из того, что мне сказали, и что я видел, признан нормальным. […] Мы будем очень внимательны, будем совершенствовать механизм и пойдем дальше», – сказал Гросу в эфире передачи În Profunzime.

Что говорят в оценочной комиссии и Высшем совете прокуроров

Как сообщил NM чиновник, отвечающий за связи с прессой при оценочной комиссии, ее члены считают, что мнение ВК носит рекомендательный характер. Более того, они не могут изменить регламент своей работы.

«У комиссии нет полномочий, чтобы отменить или аннулировать регламент оценки работы генпрокурора», — пояснил собеседник NM.

В свою очередь председатель Высшего совета прокуроров Анжела Мотузок в беседе с NM отметила, что заключение ВК необходимо обсудить на пленарном заседании Совета. Мотузок напомнила, что именно она вместе со Стояногло обратилась в ВК с просьбой проанализировать поправки в закон «О прокуратуре», потому что их одобрили «без консультации с международными экспертами».

Но при этом Мотузок отметила, что Высший совет прокуроров не сможет повлиять на ситуацию: у него тоже нет возможности изменять законодательство, а именно это подразумевают рекомендации ВК.

Она уточнила, что следующее заседание ВСП, скорее всего, состоится на следующей неделе, и не исключила, что на нем обсудят заключение ВК. Но точно это пока неизвестно.

Что говорят эксперты

Молдавские эксперты по-разному отнеслись к рекомендациям ВК. Политический аналитик Дионис Ченуша считает, что PAS «намеренно приняла поправки к закону „О прокуратуре“ без консультации с внешними партнерами».

«Правительство с самого начала знало, что ни один независимый эксперт в области права не поддержит включение в закон аспектов, которые позволяют политизировать прокуратуру», — написал Ченуша на своей странице в Facebook.

Он также считает, что процедуру оценки работы Стояногло необходимо приостановить «хотя бы до тех пор, пока закон не пересмотрят и не приведут в соответствие с рекомендациями Совета Европы». Ченуша подчеркнул, что считает действующий механизм оценки работы генпрокурора «скомпрометированным». Также он отметил, что из-за отрицательного заключения ВК вопросы возникают не только к правительству и парламенту, но и к судьям Конституционного суда, которые признали поправки соответствующими Конституции.

Бывший судья ЕСПЧ, экс-прокурор Станислав Павловский считает, что решение ВК фактически означает, что «закон нельзя применить в той форме, в которой есть». По его словам, «если государство хочет продолжить сотрудничество» с внешними партнерами, то поправки к закону «О прокуратуре» необходимо отменить или пересмотреть.

«Другого выхода нет», — сказал Павловский в беседе с NM.

Он подчеркнул, что, пока в законе не описали четкие критерии оценки, «не ясно, как продолжать проведение оценки» работы Стояногло. Решение на этот счет, по его словам, должны принять власти, но сложно спрогнозировать, как они поступят. Эксперт, однако, все же считает «крайностями» появившиеся требования отставки министра юстиции и судей КС: «Проблема в том, что они поторопились. Недостатки в законе нужно исправить и идти дальше».

При этом некоторые юристы не видят возможности прекратить проверку работы Стояногло сейчас. Глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибича в беседе с NM отметил, что процедуру оценки нельзя ни прекратить, ни приостановить. Он пояснил, что заключение ВК носит рекомендательный характер, а процедура оценки работы Стояногло уже началась.

Также Грибинча подчеркнул, что в заключении ВК нет рекомендации приостановить оценку работы Стояногло. Юрист считает, что заключение ВК может отразиться только на будущих событиях. Он при этом уверен, что власти должны учесть рекомендации ВК, иначе, по его словам, это может подогреть слухи о том, что поправки к закону «О прокуратуре» приняли, чтобы сместить Стояногло.

«Не исключаю, что комиссия, которая оценивает работу, может прийти к общему знаменателю и решить, что оснований для отставки [Стояногло] нет», — добавил эксперт.

***

Поправки, внесенные правящим большинством в закон «О прокуратуре» предусматривают два механизма отставки генпрокурора. Один предполагает оценку его работы, которую можно начать по инициативе президента или трех членов Высшего совета прокуроров. Второй механизм предполагает открытие дисциплинарного производства против генпрокурора, инициированное, как и в первом случае, президентом или тремя членами совета прокуроров. Кроме того, согласно законопроекту, состав Высшего совета прокуроров сократили с 15 до 12 человек, исключив из него генпрокурора, главу Союза адвокатов и прокурора Гагаузии, которые входили в совет по праву должности.

В начале ноября президент Майя Санду инициировала процедуру оценки работы генпрокурора. 23 ноября ВСП создал спецкомиссию из пяти человек, которая уже провела несколько заседаний. Председателем комиссии выбрали экс-судью Апелляционной палаты Кишинева Лидию Булгак, а секретарем — адвоката Анжелу Попил. Кроме них, в комиссию вошли Драго Кос (представляет президента Майю Санду) и адвокат Ион Матушенко (представляет Александра Стояногло).

Пятого члена комиссии исключили из нее 2 декабря. Речь идет о прокуроре из Румынии Марьяне Александру, которую делегировал в комиссию Высший совет прокуроров. После этого генпрокурор Румынии Габриела Скутя попросила исключить румынского прокурора из комиссии, так как работающий в Румынии прокурор не может участвовать в работе такой комиссии за рубежом. Нового члена комиссии до сих пор не назначили.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: