(ВИДЕО) «Если бы мы не убежали, он мог бы убить меня и моего ребенка». Свидетелем стрельбы в Аэропорту Кишинева оказалась независимая журналистка из Таджикистана
8 мин.

(ВИДЕО) «Если бы мы не убежали, он мог бы убить меня и моего ребенка». Свидетелем стрельбы в Аэропорту Кишинева оказалась независимая журналистка из Таджикистана

Она бежала от репрессий в Таджикистане, а стала свидетелем того, как ее же земляк убил в Кишиневском Аэропорту двух человек. NewsMaker.md поговорил с женщиной, которая летела одним рейсом со стрелком. Барнои Бегматзода оказалась 30-летней журналисткой, которой пришлось покинуть родину, чтобы избежать ареста и обезопасить своих детей. Инцидент в Кишиневском аэропорту она пережила, будучи беременной и с годовалым ребенком на руках. О том, как это было, и почему она вообще оказалась в Молдове, Барнои рассказала NewsMaker.md.

«После того как началась стрельба, я взяла ребенка и сбежала оттуда»

Что происходило в Аэропорту Кишинева до и во время перестрелки

У нас [с ребенком] был транзит через Молдову. Я хотела поехать в Украину, из Украины — в Польшу. Но в аэропорту [Кишинева] нас не пропускали. Сказали, что нужно приглашение.

В самолете я его [Рустама Ашурова, позже убившего двух человек] не видела. Но потом нас не пропускали в аэропорт и говорили: «Сидите и ждите, мы должны решить». Вот там я его увидела. Он был очень агрессивным, ходил туда-сюда.

Тогда меня позвал полицейский Сергей [Мунтян], спрашивал, почему я уезжаю в Украину. Я озвучила свою проблему. Он разговаривал со мной почти 10 минут. Потом сказал: «Вы ждите, а всех остальных отправят обратным рейсом в Стамбул».

В этот момент мне отправили приглашение, я сразу показала его пограничнику Сергею. Он сфотографировал его, сказал: «Вы — ждите».

После этого, он [стрелок] подходил ко мне и просил, чтобы я предложила Сергею деньги, чтобы он и его не отправлял обратно в Стамбул. Я ответила, что, если предложу, то меня тоже отправят обратно.

После этого пограничник Сергей и пассажиры, которых не пускали в страну, проходили мимо меня. И тот человек сначала ударил Сергея по лицу. Сергей упал. Он [Рустам Ашуров] выхватил пистолет. Это произошло в 1-2 метрах от меня. После того как началась стрельба, я взяла ребенка и сбежала оттуда еще с одним человеком.

Мы слышали, что стреляют, но не знали, кого убили. Через полчаса, когда наступила тишина, нас увели в парк. И мы уже сидели там. После этого пришли полицейские и отвели нас в другое место на допрос.

«Они думали, что я его жена»

Как проходил допрос свидетелей стрельбы в аэропорту

Сначала они [правоохранители] думали, что я — его [стрелка] жена. И у меня есть связь с этим человеком. Я отдала свою доверенность, свой телефон, чтобы они сами прочитали, что у меня с этим человеком нет ничего общего.

Ребенок был очень голодным, не мог заснуть, не мог успокоиться. Я разговаривала со старшим полицейским, говорила, что ребенок не может дальше без еды. Просила: «Пожалуйста, принесите наши смеси и памперсы». Полицейский в ответ на меня накричал и сказал: «Ваш таджик убил двух наших человек. Мы как-то терпим. И мы тоже голодные». Говорила, что «это — ребенок, он не понимает всего происходящего». Полицейский не реагировал. После этого меня позвали на допрос. Женщина, сотрудник полиции, видно, что она мать, принесла для ребенка воду и пирожные, чтобы немного успокоить его. Она сказала мне: «Сначала покорми ребенка, потом пойдешь на допрос». После этого меня отпустили.

Я его [стрелка] точно не знала, но чувствовала, что это либо полицейский, либо какой-нибудь охранник, потому что простой человек не мог этого сделать. Просто взять пистолет и убить нескольких человек. Может, если бы мы оттуда не убежали, наш земляк убил бы нас. Меня и моего ребенка. Ему было без разницы, кого убивать.

Мне очень жаль, и это очень тяжело, что наш гражданин убил ваших граждан. А мы просто бежали, чтобы жить хорошо. Не знали, что в аэропорту такое произойдет. Это для меня очень неожиданно и горько. Это не значит, что все таджики плохие.

(ВИДЕО) «Если бы мы не убежали, он мог бы убить меня и моего ребенка». Свидетелем стрельбы в Аэропорту Кишинева оказалась независимая журналистка из Таджикистана

NewsMaker

«Мне пришлось покинуть Таджикистан, чтобы остаться в живых»

Почему Барнои с ребенком оказалась в Молдове

После допроса я попросила убежище в Молдове, чтобы могла тут остаться, а потом отправиться в Европу. Я говорила, что, если вы меня отправите обратно, меня посадят, возможно, пожизненно. Спустя сутки к нам приехал адвокат и сотрудник миссии ООН. И меня отвезли в лагерь для беженцев.

Мне пришлось покинуть Таджикистан, чтобы остаться в живых, здоровой и со своим ребенком. У нас в стране очень сложно с журналистикой. Журналистов сажают, против меня тоже возбуждено уголовное дело. Был штраф. После этого я и решила покинуть свою страну. Я добралась до Стамбула, а из Стамбула уже в Молдову. Хочу попасть в Европу, чтобы дальше спокойно жить.

У нас проблема с властью. Они не хотят, чтобы журналисты рассказывали про реальные проблемы народа. Многих журналистов уже посадили в тюрьму. Нам пришлось бежать из страны.

Проблемы с этим [свободой слова] начались с 2020 года. Раньше тоже было, но не так, как сейчас. Очень жестоко относились к журналистам и тогда. Никому из чиновников не разрешали давать интервью. А потом уже начали возбуждать уголовные дела против журналистов.

«Надо мной издевались, как над собакой»

Что пережила Барнои после публикации своего материала о гражданине Таджикистана, воевавшем в Украине

Человека [гражданина Таджикистана] привезли мертвым из Украины. После съемки [репортажа об этом] родственники умершего дрались со мной, а потом захотели, чтобы я удалила свое видео.

Я еле добралась до одного района, чтобы оттуда попасть в город. Но по дороге брат этого убитого остановил такси и пересадил меня в свою машину. Потом начал снимать меня на свой телефон и говорить: «Думаете, что только вы можете записывать видео?». В какой-то момент подъехали и гаишники из района Хамадони. Его остановили и меня забрали в районный полицейский участок. Я написала заявление, но через несколько дней мне позвонили и сказали, что у этого человека проблемы с психикой, поэтому против него невозможно возбудить дело.

Я написала на своей странице в Facebook, что власть не должна отправлять наших граждан на войну в Украине. Это неправильно. Граждане Таджикистана не должны умирать. Это не наша война. После этого сотрудники КГБ отвезли меня в свое отделение, и пытались заставить удалить этот пост. Потом они забрали мой телефон и сами удалили этот пост. Затем начали угрожать, что возбудят против меня уголовное дело и посадят в тюрьму на 12 лет. За разжигание ненависти. Потом отпустили.

Это было в октябре 2022 года, когда у меня начались проблемы. Они специально разыграли спектакль, а после этого возбудили уголовное дело. Это длилось восемь месяцев. Надо мной издевались, как над собакой.

Я точно знала, что, если останусь там, меня посадят. Я не хотела, чтобы моего ребенка забрали в детский дом. Не хотела рожать в тюрьме (Барнои — на шестом месяце беременности. — NM). Поэтому я покинула свою страну.

(ВИДЕО) «Если бы мы не убежали, он мог бы убить меня и моего ребенка». Свидетелем стрельбы в Аэропорту Кишинева оказалась независимая журналистка из Таджикистана

NewsMaker

«Граждан Таджикистана тоже отправляют на войну в Украину»

Почему из Таджикистана бегут не только журналисты

Многие молодые люди уже покинули или покидают родину. В Таджикистане нет работы для наших граждан. С памирцами очень сложно. Это беженцы, которые едут через Молдову в Европу. Они все, наверняка, памирцы. У них тоже у всех была огромные проблемы с властью: там [в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана] убили много человек, многих посадили. И других тоже посадят одного за другим, поэтому они уедут из Таджикистана, чтобы нормально жить где-то. В Европу, или не знаю… чтобы без проблем жить мирно и свободно.

Еще граждан Таджикистана тоже отправляют на войну в Украину. Это уже не секрет, что наши власти тоже подписали договор [с Россией], чтобы наших граждан отправляли на войну. К мигрантам в России власти очень плохо относятся. В Интернете уже все видят, что проводят рейды. Уже многие родственники говорят, что у них нет контакта с мигрантами, которые работают в России. Они пропали. Россия просто отправляет на войну наших мигрантов, чтобы они воевали против Украины. А эта власть [Таджикистана] не реагирует и просто молчит.

Я против войны, я не хочу, чтобы где-либо была война. Хочу, чтобы люди жили мирно и свободно.


Справка NM. Исследователи описывают политическую ситуацию в Таджикистане как «консолидированный авторитарный режим». Власть в стране не менялась с 1994 года. После 2022 года в стране полностью подавили все независимые институты и закрыли свободные СМИ. С тех пор четырех независимых журналиста обвинили в связях с «экстремистскими организациями». Власти Таджикистана приговорили их к срокам от 7 до 10 лет.

В Индексе свободы прессы, который ежегодно составляет организация «Репортеры без границ», Таджикистан находится на 153 из 180 мест в мире. И этот рейтинг страны продолжает снижаться.

Организация Freedom House в своем отчете за 2023 год сообщает о систематических репрессиях против активистов Таджикистана, в частности — выходцев из Горно-Бадахшанской автономной области, где живут миноритарные памирские народы. По данным Freedom House, за последний год арестовали сотни активистов.


Напомним, 30 июня 43-летний гражданин Таджикистана Рустам Ашуров, которого было решено не впускать в Молдову по соображениям безопасности, открыл огонь в Аэропорту Кишинева. Он убил двух человек: 31-летнего сотрудника пограничной полиции Сергея Мунтяну и инспектора службы безопасности аэропорта, подполковника в запасе Службы госохраны 40-летнего Игоря Чофу.

Стрелка задержали. При задержании он получил многочисленные пулевые ранения. Он находился несколько дней в реанимации в Институте скорой помощи в Кишиневе, но скончался 3 июля. В Молдове ему грозил суд и пожизненное заключение. Тело Ашурова передадут для похорон в Таджикистан.

Генпрокуратура Таджикистана сообщила, что умерший стрелок — участник организованной преступной группы из Душанбе. Он бежал в Молдову, после того как против него возбудили дело за участие в похищении первого заместителя председателя одного из банков Душанбе 23 июня. По данным таджикских правоохранителей, Рустам Ашуров — бывший сотрудник полиции Таджикистана, который 7 лет проработал в структурах МВД, но его уволили за преступную деятельность на территории страны. После совершения преступления в Таджикистане в 2013 году Ашурова выпустили из тюрьмы раньше срока.

Отметим, Ашуров прилетел в Кишинев на рейсе из Стамбула. С того рейса в Молдову не впустили 12 человек — граждан Таджикистана, Турции, Узбекистана, Азербайджана и России.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: