Президент Молдовы Майя Санду 2 сентября впервые за время своего президентства встречалась в Комрате с руководством автономии. О том, как проходившая за закрытыми дверьми встреча Санду с гагаузскими депутатами превратилась в скандал, — специально для NM рассказывает из Комрата Татьяна Казаку.
«Скажите нам, как вам помочь»
Первый рабочий визит в Комрат президента Майи Санду выпал на солнечный осенний день. Первым делом глава государства решила посетить Комратский государственный университет и встретиться со студентами. На всех встречах президента сопровождал Владислав Кульминский — бывший вице-премьер по реинтеграции Молдовы.
У здания университета Санду встретил ректор Сергей Захария, а одетые в национальные костюмы студенты приветствовали президента хлебом с солью. Выступая с речью перед преподавателями и студентами, Санду осудила войну в Украине, отметив, что именно эти события спровоцировали сложную экономическую ситуацию в Молдове.
В своей речи Санду сказала несколько фраз на гагаузском языке, призвав гагаузский народ к миру, единению и взаимопониманию. Она отметила, что согласно закону об особом статусе Гагаузии у нее есть полномочия, которых нет ни у одной автономии в Европейском союзе или в Российской Федерации.
«Этими полномочиями можно и нужно пользоваться. Продолжается и диалог между центральными и региональными властями по разграничению полномочий, которые прописаны в законодательстве», — сказала президент. И добавила, что власти Молдовы не стремятся ограничить автономию в ее правах.
Санду отметила, что основной задачей создания автономии было сохранение языка и культуры, а эта проблема до сих пор не решена в полной мере. Она пообещала, что власти поддержат сохранение и развитие уникального гагаузского языка:
«Мы готовы вам финансово помочь. Скажите нам, как это сделать, какой самый эффективный механизм, — и мы профинансируем».
Тема сохранения гагаузского языка поднималась во время ее визита еще несколько раз.
После выступления Санду студентам дали возможность задать президенту вопросы. Острых политических вопросов молодые люди не задавали. Кто-то просил помочь молодежи из Гагаузии с изучением гагаузского и румынского языков. Кто-то предложил президенту отправиться со студентами из Гагаузии в поход. Один из студентов задал вопрос о зарплате Санду. Она назвала сумму за последний месяц — 16 800 леев. Ректор университета откликнулся, что даже у него зарплата больше.
Прозвучал вопрос и об отношениях президента с властями автономии. «У нас хорошие конструктивные отношения с главой автономии, с госпожой Влах и господином Константиновым. Позже у меня запланирована встреча с ними и с другими представителями автономии» — ответила президент.
Третий лишний
После встречи со студентами Санду поехала на встречу с руководством автономии. Зная о непростых отношениях между Майей Санду и башканом Гагаузии Ириной Влах, до последнего трудно было предсказать, как пройдет их встреча, да и состоится ли она вообще. Еще утром в администрации башкана говорили, что в программе визита Санду встреча с Влах не запланирована.
Впрочем, когда Майя Санду подъехала к исполкому, у дверей здания вместе со спикером НСГ Дмитрием Константиновым ее встречала и Ирина Влах. Спикер подарил президенту букет белых роз, а Ирина Влах, хоть и улыбалась, но не удержалась от упреков.
«Сожалею, что так произошло: ваш аппарат, наверное, недоработал — специально или как. Мы, к сожалению, не были включены в вашу рабочую программу», — сказала Влах. Санду ответила, что, насколько ей известно, ее коллеги связывались с администрацией башкана.
Войдя в здание. Санду провела личную встречу со спикером НСГ в его кабинете.
Стульев в кабинете было три. Но третий стул так никто и не занял: политики провели встречу вдвоем.
Башкан в это время ждала Санду и Константинова вместе с депутатами НСГ в зале заседаний. Там же были все члены исполкома. После встречи тет-а-тет к ним присоединились и Санду с Константиновым.
За закрытыми дверями
После дежурных приветственных слов прессу удалили из зала. И, собственно, с этого момента в зале заседания началось самое интересное.
Первая встреча гагаузских представителей власти с президентом Молдовы прошла в напряженной атмосфере. Многие от нервов потирали руки и, казалось, едва могли усидеть на месте.
Началось заседание с того, что депутаты задавали вопросы. Нередко вопросы превращались в спичи — куда более пространные, чем ответы президента.
Ирина Влах все заседание молча сидела, не проронив ни слова.
Спикер НСГ Константинов взял слово первым и спросил о цене на газ. Эту проблему поднимали еще несколько раз, и президенту приходилось повторяться.
«Подписывая контракт [c “Газпромом”], мы не предполагали, что будут такие высокие цены на рынке. Каждый месяц мы участвуем в переговорах и просим пересмотреть цены. “Газпром” в свою очередь требует вернуть долг с 1994 года. $800 млн — это очень много, мы должны сначала проверить, существует ли этот долг на самом деле. Если бы для этого вопроса существовало решение, мы бы его приняли», — сказала Санду.
Депутат Виктор Петров предложил решение — «наладить отношения» с Россией и придерживаться нейтралитета. Это, по его мнению, позволит понизить цену на газ. «Экономика у нас разваливается, люди уезжают. Мы должны наладить наши отношения с Россией», — сказал Петров.
Санду в ответ призвала не прятаться от главной темы в том, что касается отношений с Россией: «Вы не можете просить меня поддерживать войну в Украине. [Именно] это влияет на наши отношения. Но мы не можем и не будем поддерживать войну. Мы будем поддерживать Украину».
Депутат Александр Тарнавский обратился к президенту с просьбой, касающейся помощи, которую ЕС оказывает Молдове: «Европейский союз совместно с вами планирует открыть региональные больницы. К сожалению, Гагаузия не входит в эти планы. Мы хотим, чтобы и у нас открылась региональная больница».
«В Европейский союз вы не хотите, а вот больницу от ЕС — хотите. Нужно уже решать», — сыронизировала Санду.
Чем дольше продолжалось заседание, тем больше накалялась атмосфера, депутаты все чаще повышали голоса, чтобы перекричать друг друга. Дискуссия все больше превращалась в полемику на повышенных тонах.
Несколько раз, когда ситуация совсем выходила из-под контроля, Владиславу Кульминскому приходилось вмешиваться в уже разгорающийся скандал, пытаясь успокоить депутатов Народного собрания. Все меньше были слышны ответы Санду и все больше —претензии депутатов НСГ.
В какой-то момент очередной виток дискуссии о цене на российский газ перерос в гвалт. «Вместо переговоров [с Россией] вы едете на “Крымскую платформу”, несете там полную чушь…» — орал вне очереди в микрофон депутат Григорий Дюльгер. В этот момент его сосед выключил ему микрофон, но тот продолжал кричать. В этот момент снова вмешался Кульминский, сказав, что время встречи истекло.
В итоге Санду не успела ответить на все вопросы, которые хотели задать ей депутаты. Но сказала, что снова приедет в Гагаузию, чтобы продолжить разговор.
«Сами виноваты», — бросил депутатам спикер Константинов.
После встречи с депутатами Майя Санду еще пообщалась с мэрами населенных пунктов Гагаузии, ответила на пару вопросов журналистов и поспешно покинула здание исполкома.
Визит Санду в Комрат оставил нотку незавершенности. А башкан Ирина Влах, которая в течение всей встречи с президентом молчала, по ее окончании написала пространный пост в Facebook о том, что «сегодняшний визит г-жи Президента Майи Санду в Гагаузию, к сожалению, не дал ответа ни на один вопрос, который беспокоит местные власти и каждую семью в Республике Молдова».
К вечеру запись встречи Санду с депутатами опубликовали на Youtube-канале Народного собрания Гагаузии.