Вино от Kara Gani
Как виноделы из Вулканешт превратили семейное увлечение в успешный бизнес
Вино от Kara Gani
Как виноделы из Вулканешт превратили семейное увлечение в успешный бизнес
Винодельню Kara Gani семья Червен оборудовала прямо на приусадебной территории своего дома в Вулканештах. Там же открыли дегустационные залы для туристов и музей семьи, которая занимается производством вина с позапрошлого века. Семейный бизнес Георгия и Ларисы Червен начинался с домашнего виноделия, а в ближайшем будущем вино под брендом Kara Gani может появиться на полках европейских магазинов. NM рассказывает историю гагаузской винодельни, которую в этом году благодаря эпидемии открыли для себя и молдавские туристы.
Как семейное хобби стало семейным бизнесом
На первый взгляд это обычный частный дом в жилых кварталах Вулканешт. Но к нему ведет дорожный туристический указатель Vinaria Kara Gani. Прямо на заднем дворе жилого дома семья Червен развернула успешный винодельческий и ресторанный бизнес под брендом Kara Gani. Тут расположены винодельня, помещения для хранения вина и дегустационные залы, где можно не только продегустировать вино, но и попробовать блюда национальной гагаузской кухни.
винодел
Георгий Червен
«Идея [заниматься виноделием] была с раннего детства. Всю сознательную жизнь мы выращивали виноград, видели, как это делают наши бабушки и дедушки, и шли по стопам предков. И вино получалось», — рассказал исполнительный директор Kara Gani Георгий Червен. «Кара» в переводе с гагаузского — «черный», а Гани звали прапрадеда Георгия Червена. «У него было полгектара виноградника, и он делал вино. Традиционно в селе лучшие вина делала семья Червен. Все знали, что, если надо вино, то лучшее было в семье Червен. […] Мы эту традиции продолжили».
Свое предприятие семьи Червен основала 14 лет назад. Сначала они производили по сути домашнее вино для себя и друзей, вспоминает Георгий Червен. «Начинали с небольших площадей — один-два гектара виноградников. Нам достались колхозные виноградники, расположенные в полутора километрах от Вулканешт. Сейчас площадь увеличили до 10 гектаров», — отметил Червен.

Поначалу, по его словам, все произведенное вино они продавали наливом, а иногда просто продавали собранный виноград винзаводам. Еще в начале нулевых годов их стали приглашать на конкурсы крестьянских виноделов. «Там мы познакомились с энологами, они нам рассказали, как сделать домашнее вино и разливать его в бутылки», — вспоминает жена Георгия, директор Kara Gani Лариса Червен.

Со временем семья виноделов пришла к необходимости производить бутылочное вино.
директор Kara Gani
Лариса Червен
«Мы стали закупать оборудование, изучать вопрос, участвовать в разных грантовых проектах. За время нашей работы мы уже выиграли пять грантов, что позволило активно развивать наше предприятие».
Бренд Kara Gani, по словам Ларисы Червен, появился в 2016 году, а первую бутылку вина они разлили в 2017 году.
Бренд Kara Gani, по словам Ларисы Червен, появился в 2016 году, а первую бутылку вина они разлили в 2017 году.
Тогда же виноделы стали принимать и первых туристов. Первая партия вина под брендом Kara Gani составила всего 3 тыс. бутылок. «С самого начала я решил, что мы будем делать вина премиум-класса. Нас просили сделать подешевле, но мы решили, что меньше, чем за €5 (примерно 95 леев), наши вина продаваться не будут», —вспоминает Георгий Червен. В магазинах розничная цена вин Kara Gani — 140-160 леев.

Такую цену виноделы объясняют высокими затратами при выращивании винограда.
Мы не жалеем средств на производство винограда. Мы сажаем виноград французским методом — не даем на кусты большую нагрузку, чтобы на выходе получить меньше винограда, но более высокого качества.
Георгий Червен
При этом для обработки своих посадок они стараются использовать более экологические средства, которые дороже химических.
Зачем виноделам солнечные батареи
Установить солнечные панели на своем производстве семье Червен решила, в первую очередь, из соображений энергобезопасности. «У нас были постоянные перебои со светом. В самый неподходящий момент могла отключиться электроэнергия, что очень мешало работе. Поэтому мы стали изучать возможность установки солнечных батарей. Оказалось, что это недешево, но вовремя подвернулся грант», — вспоминает Лариса Червен.
Тогда Георгий и Лариса Червен выиграли грант по программе поддержки сельского хозяйства и сельского развития в АТО Гагаузия и Тараклийском районе (SARD), которую финансировал Евросоюз. В рамках проекта они установили 54 солнечные панели на крыше своей винодельни. Стоимость гранта составила $20 тыс., на которые они купили батареи и инвертор.
«Наши вложения составили примерно 40% от общей стоимости проекта. На свои средства мы должны были разработать проект, проложить все кабели и укрепить крышу здания», — пояснил Георгий.

Максимальная мощность батарей составляет 14,5 кваттчас, фактическая выработка зависит от времени года и суток. Когда на винодельни были журналисты NM, выработка составляла 4,3 кваттчас. При этом для внутреннего потребления семье Червен нужно на 1 кваттчас меньше.

Избыток они продают поставщику электроэнергии компании Premier Energy. Для учета электроэнергии на входе в винодельню установлен специальный счетчик, который считает электроэнергию на обоих направлениях. Правда, так как аккумуляторов у Kara Gani нет, ночью они расходуют электроэнергию, получаемую централизованно.
Сколько электроэнергии винодельня продала Premier Energy и сколько за два года сэкономила, виноделы пока точно сказать не могут. Хотя грант на установку солнечных батарей они получили в 2018 году, все необходимые правовые нормы для выработки и продажи «зеленой энергии» молдавские власти приняли лишь в 2020 году. Взаимозачет с Premier Energy проданной электроэнергии они планируют произвести в конце 2020 года.

Как рассказали виноделы, процесс окупаемости подобных проектов обычно долгий.
Изначально мы рассчитывали, что батареи окупятся за десять лет, но благодаря вкладу ЕС мы сможем сократить этот срок до 3,5 - 4 лет.
Лариса Червен
Фактически, как рассказали супруги, проект по программе SARD помог решить три задачи: обеспечить энергобезопасность своего бизнеса, удешевить производство вина и заняться выработкой экологически чистой электроэнергии.
Как вино Kara Gani будет выходить на европейский рынок
За три года Kara Gani нарастили объемы производства с 3 тыс. бутылок до 10 тыс. бутылок.
За три года Kara Gani нарастили объемы производства с 3 тыс. бутылок до 10 тыс. бутылок.
Кроме производства вина, семья Червен расширяет и туристический сегмент своего бизнеса. Интересно, что рядом с дегустационными залами они открыли и небольшой семейный музей, который тоже посещают туристы.

Во время эпидемии, как рассказали виноделы, продажи вина в магазинах ощутимо упали, но при этом заметно выросли на месте.
Если в прошлом году расчет был на иностранных туристов, то в этом году мы столкнулись с бумом местных туристов. Мы очень рады, что нас открывает местное население, они даже не знали о нашем существовании. И это очень приятно — удивлять вином и приемом наших сограждан.
Лариса Червен
В этом году, несмотря на эпидемию, винодельню Kara Gani посетили около 600 человек, в то время как за весь 2019 год у них было не более 900 туристов, а в 2018 — в два раза меньше.
Как рассказали супруги Червен, за время работы своего предприятия они вложили в него около €1 млн. Сейчас на предприятии, кроме членов семьи Червен, работают еще восемь наемных работников. Вино Kara Gani пока продается в ресторанах и специализированных магазинах. В планах, по словам Георгия, попасть на полки столичных супермаркетов, а также на рынки Украины и Румынии. Кроме того, компания готовится к выходу на британский рынок.

По словам Георгия Червена, красное вино Фетяскэ Нягрэ бренда Kara Gani заметили молдаване, живущие и владеющие магазином в Лондоне, и попросили отложить для них весь остаток — это 200 бутылок.
Будем двигать, почему бы и нет. [Принципиально] вопрос решен, осталась только сертификация и этикетка. Да, это наши затраты, но выход на рынок Великобритании того стоит.
Георгий Червен
Этот материал подготовлен в рамках информационной кампании «ЕС-Молдова: Вместе мы сильнее», проводимой проектом «Стратегические коммуникации и поддержка СМИ», финансируемого Европейским Союзом. Содержание материала принадлежит авторам и не обязательно отражает видение ЕС.
Оформление: Кристина Демиан
Фото: Игорь Чекан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: