Все идет по плену. Как историю взятых талибами в плен молдавских пилотов увязали с парламентскими выборами
6 мин.

Все идет по плену. Как историю взятых талибами в плен молдавских пилотов увязали с парламентскими выборами


Появление в эфире Jurnal TV, а затем в сети видеообращения молдавских пилотов, которых взяли в плен в Афганистане в 2015 году и о которых более двух лет не было слышно, вызвало недовольство Генпрокуратуры. Там утверждают, что делают все возможное для освобождения пилотов, а появление видео может им навредить. Его передал телеканалу лидер «Нашей партии» Ренато Усатый. Он уверяет, что сам вел переговоры с террористами об освобождении пилотов, а затем инициативу перехватили молдавские власти: по словам Усатого, они хотят заплатить $2 млн, чтобы освободить пилотов осенью, перед парламентскими выборами. NM разбирался в ситуации.

Видео

Видеообращение молдавских пилотов появилось в вечернем эфире Jurnal TV вчера, 11 апреля. На видео два пилота — Ион Буруянэ и Михаил Крихан обращаются к своим семьям и просят их о помощи. Кроме этого, телеканал показал еще два видео. На первом к пилотам обращается Ренато Усатый, который и передал видео Jurnal TV. Усатый просит одного из пилотов сообщить, где он учился пилотированию, а второго — как зовут его зятя.  

На следующем видео Ион Буруянэ сообщает, что учился в Брашове, а Михаил Крихан, что его зятя зовут Александр. Оба пилота называют дату записи видеообращений — 22 декабря 2017 года.

После появления этих видеозаписей в эфире Jurnal TV Усатый разместил их на своей странице в Facebook.

Плен

newsmaker.md/rus/novosti/sbit-moldavskiy-vertolet-v-afganistane-ssha-obeshchayut-moldove-pomoshch-obnovlyae-20097
 

Экипаж молдавского вертолета МИ-8 МТВ-1 попал в плен в Афганистане, после того как 24 ноября 2015 вертолет обстреляли боевики террористической организации «Талибан». После вынужденной посадки всех находящихся на борту — пилотов, которые являются гражданами Молдовы, и 18 пассажиров взяли в плен. Вертолет принадлежал молдавской компании Valan International Cargo Charter. По официальной информации, вертолет выполнял в Афганистане гражданскую миссию: работал на правительство США и оказывал содействие афганским силам безопасности. Движение «Талибан» тогда сообщило о 15 пленных. Талибы утверждали, что большинство заложников — военные. 

Спустя месяц стало известно, что один из трех членов экипажа  — Олег Гроза погиб, его тело доставили в Кишинев. После этого о пилотах сбитого вертолета не было никакой информации. NM неоднократно обращался к властям по этому вопросу, однако ответов на запросы не получил.

Спустя два года коротко о ситуации высказался президент Игорь Додон, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, посвященной итогам первого года его президентства.

«Я знаю, что на уровне Службы информации и безопасности (СИБ), на уровне правительства некоторые движения были. Мы тоже запустили некоторые процессы. Детали не могу сообщить. Понятно, почему. Но там работа идет. И есть большой шанс, что в ближайшем будущем мы вернем этих ребят домой», — сказал Додон.

Усатый

Ренато Усатый после обнародования видеообращения пилотов рассказал, что в 2017 году они оказались в плену у другой террористической группы: она забрала их «как трофеи» после удачного нападения на конкурирующую группу террористов, которая подбила вертолет. Осенью 2017 года, по словам Усатого, он узнал о примерном местонахождении пилотов, после чего стал готовить их освобождение. С помощью видео, как объяснил Усатый, он общался с пилотами.

 

Усатый утверждает, что через посредника договорился с талибами об освобождении заложников на условиях, что сам уйдет с террористами как гарантия их безопасного отступления. Однако поехать в Узбекистан, на границу с которым должны были привезти пилотов-заложников, он не мог, из-за того что молдавские власти объявили его в розыск в СНГ. А из Кабула, как уточнил Усатый, до места, где держали заложников, было не добраться.

По словам Усатого, тогда с ним связались представители молдавских спецслужб и сказали, что знают, что он располагает информацией о местонахождении пилотов. Он рассказал им о совсем плане их освобождения и предложил, чтобы молдавские власти сняли его на две недели с международного розыска. Или предложил им самим заняться освобождением пилотов. По словам Усатого, спецслужбы решили взять освобождение на себя, и он помог им связаться с контактным лицом в Афганистане.

«Но потом до меня дошла информация, что у [лидера Демпартии Владимира] Плахотнюка и Додона есть свое видение решения этого вопроса, что они хотят заплатить за их освобождение $2 млн», — сообщил Усатый. По его словам, он решил обнародовать информацию о пленных молдавских пилотах, после того как узнал, что сделку с выкупом граждан Молдовы назначили на сентябрь 2018 года, то есть в преддверии парламентских выборов. «Надо вернуть людей домой и не надо делать из этого политику. Мне не нужны медали, просто верните людей домой», — написал Усатый.

Власти

NM обратился с запросом по этому поводу в СИБ: в пресс-службе ведомства пообещали ответить, но предупредили, что сегодня ответа не будет.

В правительстве, куда NM также обратился за комментариями, предложили обратиться в Генпрокуратуру, так как именно она уполномочена комментировать этот вопрос от имени властей.

В пресс-сообщении, которое вскоре распространила Генпрокуратура, говорится, что власти предпринимают все возможные шаги для освобождения пилотов «в самых безопасных и оптимальных условиях». При этом в Генпрокуратуре выразили недовольство обнародованием этой информации: по мнению ведомства, распространение «определенными личностями» этой информация «абсолютно безответственно», так как подвергает опасности жизни заложников и ставит под угрозу все предпринятые властями усилия для их освобождения.

«Этот случай касается жизни наших сограждан. Поэтому любой популистский или политический подход может нанести серьезный ущерб продолжающейся операции», — заявили в Генпрокуратуре.

Генпрокурор Эдуард Харунжен, в свою очередь, призвал не заниматься манипуляциями, чтобы не навредить молдавским пилотам. «Работа ведется, эта работа сложная», — сказал он и заверил, что общественность узнает все детали, после того как граждане Молдовы вернутся домой.

Президент Додон в комментарии NM отметил, что, по его мнению, «не стоит комментировать разные слухи и бред политических лузеров и клоунов, которые пытаются пиариться и получить политический капитал на страданиях людей»: «Балабол он и на Рублевке остается балаболом. Это уже на всю жизнь».

При этом, сказал Додон, его, «конечно, интересует судьба наших граждан», и администрация президента «отправит запросы по всем каналам внутри страны и моим связям за рубежом». «Работа идет […] Думаю, самое важное, чтобы они вернулись домой. И не важно, кто этим занимается и на каких условиях», — подытожил Игорь Додон, попросив процитировать его полностью, «а не только то, что выгодно балаболу».

В компании Valan International Cargo Charter, которой принадлежал сбитый в Афганистане вертолет, на звонки NM не ответили. Компания была основана в 1998 году. Ей принадлежат три самолета АН-26-100 и восемь вертолетов МИ-8 МТВ-1. Компания оказывает услуги перевозки грузов и пассажиров, опасных грузов, скорой медицинской эвакуации и пожаротушения. Борты компании работали, в частности, в Южном Судане, Турции и Афганистане.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: