Адвокаты отстраненного от должности генпрокурора Александра Стояногло считают незаконным то, что его поместили под домашний арест. Они обратились в Апелляционную палату (АП) и потребовали его освободить. Об этом они рассказали на пресс-конференции 12 октября. Само уголовное дело Стояногло адвокаты считают «опасным прецедентом», целью которого было сменить руководство Генпрокуратуры.
Об обжаловании ареста
Защищающие Александра Стояногло адвокаты Виктор Мунтяну и Василий Гафтон заявили 12 октября на пресс-конференции, что все, что происходит вокруг генпрокурора, — это незаконная смена руководства Генпрокуратуры.
«Общество должно понять, что единственная цель этого — дискредитировать Стояногло, публично его унизить и взять прокуратуру под контроль», — заявил Мунтяну.
Гафтон и Мунтяну считают, что Стояногло незаконно поместили под домашний арест. Они обжаловали это в АП, но заседание по этому вопросу еще не назначено.
Также адвокаты подчеркнули, что жалоба депутата от партии «Действие и солидарность» (PAS) Лилиана Карпа основана исключительно на информации из СМИ, в том числе из «сомнительных ресурсов». Адвокаты утверждают, что этих аргументов недостаточно не только для заведения уголовного дела, но и для лишения Стояногло свободы.
У обоих адвокатов вызвало вопросы и то, что уголовное дело против Стояногло завели в течение двух часов. Как пояснил Василий Гафтон, за это время прокурор Виктор Фуртунэ должен был подготовить четыре постановления о возбуждении уголовного дела, постановление о задержании и другие процессуальные документы. «Это физически невозможно сделать за два часа», — сказал Гафтон. Он предположил, что документы «заранее подготовили».
Возмутило адвокатов и то, что в ходатайстве об аресте Стояногло, подготовленном прокурором Виктором Фуртунэ, фигурировало имя некоего «Олега Кетрушки» как подозреваемого. Мунтяну подчеркнул, что судья Николай Корча никак не отреагировал на эту ошибку.
Кроме того, Гафтон отметил, что как только Высший совет прокуроров разрешил начать против Стояногло уголовный процесс, он и его подзащитный оспорили это в Апелляционной палате. По словам адвоката, из-за этой жалобы начало уголовного преследования Стояногло необходимо было приостановить. Дальнейшее открытие уголовного дела он назвал «незаконным». Гафтон отметил, что подал вторую жалобу по поводу сложившейся ситуации.
«Надеюсь, что и. о. генпрокурора, новое руководство Генпрокуратуры и прокурор, который ведет дело, внимательно прочитают нашу жалобу и остановятся», — сказал Гафтон.
О деле по существу
Адвокат Виктор Мунтяну подробно рассказал, почему считает «абсурдным» каждый из четырех эпизодов, по которым обвиняют Стояногло.
- В первом эпизоде речь идет о том, что, будучи председателем парламентской комиссии по нацбезопасности, Стояногло подписал отчет комиссии о поправках к закону «О борьбе с отмыванием денег». Мунтяну отметил, что, по словам прокурора, эти поправки позволили отмыть через молдавскую банковскую систему деньги по схеме «Ландромат». Адвокат обратил внимание, что решения парламента носят политический характер, а отменить их могут или сами депутаты, или Конституционный суд. Ни того, ни другого с поправками к закону «О борьбе с отмыванием денег» не произошло. Также Мунтяну отметил, что ни в одной стране депутатов не привлекают к ответственности за то, как проголосовало парламентское большинство. Кроме того, адвокат подчеркнул, что с инициативой внести такие поправки выступило правительство, а разработала их Служба борьбы с отмыванием денег.
- Второй эпизод касается того, что на супругу Стояногло Цветану Курдову якобы оформили две компании, которые ранее принадлежали бизнесмену Вячеславу Платону. Мунтяну подчеркнул, что в начале 2021 года Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) проверила информацию и выяснила, что «ни Александр Стояногло, ни его жена, не имеют отношения к этим компаниям». Мунтяну считает, что целью появления в СМИ информации о том, что на Цветану Курдову оформили фирмы Платона, было «надавить» на генпрокурора и заставить его уйти в отставку.
Отметим, в своей жалобе Карп опирался на журналистский материал, опубликованный 2 апреля 2021 года на украинском сайте from-ua.com. На этом портале не указаны никакие выходные данные о редакции или владельцах издания, и до тех пор это медиа не занималось журналистскими расследованиями. Сразу после выхода этого материала под заголовком «Оплачено: Стояногло выставил счет Платону» его перепечатал, уже на румынском языке, и один из молдавских порталов.
Мунтяну отметил, что знает о том, что изменения в реестре владельцев компаний были сфальсифицированы, потому что в начале 2021 года он [Мунтяну] представлял интересы владельца компаний, которого допрашивали в PCСOCS. «Результаты следствия подтвердили слова этого человека. Он не был в Украине с 2013 года», — отметил Мунтяну. Также он рассказал, что при изменении реестра владельцев злоумышленники использовали просроченные загранпаспорта владельца компаний и жены генпрокурора. Адвокат подчеркнул, что никто из них физически не смог бы попасть в Украину с просроченными паспортами.
- Третий эпизод касается того, что прокуратура отказалась от обвинений против Вячеслава Платона по одному из дел о краже миллиарда. Мунтяну отметил, что, «независимо от того, кто был подсудимым», у генпрокурора не было никакой возможности повлиять на решение прокурора, который вел дело. Адвокат утверждает, что прокурор, который вел дело Платона, не получал от генпрокурора никаких инструкций. Мунтяну считает, что наличие этого эпизода в деле Стояногло говорит о «некомпетентности» прокурора Виктора Фуртунэ.
- Четвертый эпизод касается того, что Генпрокуратура выплатила пособие по увольнению экс-главе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) Николаю Китороаге, хотя тот находился под следствием. Как ранее пояснили заместители Стояногло, деньги Китороаге выплатили по ошибке, и он уже вернул их в бюджет. В свою очередь Мунтяну отметил, что «трудовые отношения не имеют отношения к уголовным делам». По его словам, любые вопросы, связанные с этим эпизодом, можно было решить в административном суде. «В правовом государстве это не считали бы преступлением: здесь нет ни пострадавших, ни жертв», — отметил Мунтяну.
О возвращении к практикам «захваченного государства»
Виктор Мунтяну также напомнил, что в июне 2019 года депутаты приняли декларацию, в которой подтвердили, что «государство было захваченным». Мунтяну подчеркнул, что все помнят, как запугивали бизнесменов, оппозиционеров, журналистов и представителей гражданского общество. Адвокат напомнил, что, вступив в должность, Стояногло заявил, что под его началом прокуроры «будут соблюдать права человека». «И я как адвокат и большинство моих коллег-адвокатов увидели эти изменения […] Я думаю, что вы сами заметили, что закончились маски-шоу, бессмысленное давление на политиков, журналистов. Закончилась практика заказных уголовных дел», — сказал Мунтяну.
Кроме того, адвокат отметил, что долгое время работал за границей, но, увидев положительные изменения, решил вместе с семьей вернуться в Молдову. «Думаю, вы знаете, что я был адвокатом по многим делам, где юстиция была скомпрометирована. Я не боюсь сказать, что был адвокатом многих политиков, в то время, когда они были оппозиционерами. […] То, что происходит с генпрокурором Александром Стояногло, выходит за любые законные рамки и представляет собой беспрецедентное для Молдовы превышение полномочий и нарушение закона», — сказал Мунтяну.
Также адвокаты отметили, что в обычных случаях работу прокурора, который ведет дело, может проверить прокурор, который стоит выше по иерархии. Они подчеркнули, что в случае с делом против генпрокурора в законе не оговорено, кто может проверить законность действий прокурора, который ведет дело против генерального прокурора.
«Я думаю, что всему обществу хотят передать сообщение: если такое может произойти с генпрокурором, то и с любым другим — тоже», — сказал адвокат. Он уверен, что дело Стояногло передает «четкое сообщение о подчинении юстиции».
***
Напомним, 5 октября Высший совет прокуроров разрешил завести против Стояногло уголовный процесс. Проверку поручили прокурору Антикоррупционной прокуратуры Виктору Фуртунэ. Менее чем через два часа Фуртунэ завел против Стояногло уголовное дело по нескольким обвинениям: злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, пассивная коррупция. В тот же день Стояногло задержали сотрудники СИБ. Задержание произошло за 20 минут до брифинга, который должен был дать Стояногло. Отстраненного генпрокурора 72 часа продержали в изоляторе, а вечером 8 октября суд Чекан перевел его под домашний арест.