Молодая учительница откровенно рассказала о работе в школе
Завтра во всем мире отмечают День учителя. Эта профессия – одна из самых сложных, а споры о том, каким должен быть учитель не утихали во все времена. Молодая учительница из северного региона Молдовы рассказала NM о своей работе, современных школьниках и недостатках в молдавской образовательной системе.
Немного о себе и своем «хобби»
Раньше, когда была студенткой, негодовала, если слышала, что люди приходят домой и ничего не делают. Мне казалось, что должно быть время на себя, на хобби. Но сейчас я очень понимаю таких людей и даже с ужасом смотрю на моих коллег, которые приходят домой и не ложатся отдыхать, а встают к плите или убирают, стирают, делают уроки с детьми, а может, еще и в огороде возятся.
Поэтому я часто шучу, что у учительницы должен быть мужчина, который оплачивал бы ей это «хобби». И она не гналась бы за количеством часов, становясь к концу недели подобием загнанной лошади. Я стараюсь читать, развиваться, выходить гулять, но чаще всего хочется лечь и чтобы тебя никто не трогал и не кричал: «Имя Отчествовна, а на какой странице? А какое упражнение? А я тетрадь дома забыл! А у меня учебника нет!»
О первых профессиональных разочарованиях
Я не знала, что иду на педагогическую специальность. Документы в университет подавала в спешке. Думала, что буду просто изучать языки. Только после первого семестра поняла, что попала на Științe ale educației (Педагогика), но уже не ушла. Мне понравилась группа, преподаватели, некоторые предметы.
Чтобы преподавать в младших и средних классах, необходим диплом об окончании университета (лиценциат). Для работы в старших классах – мастерат. Со средним специальным образованием, которое получаешь, окончив педагогический колледж, можно работать в начальной школе.
Какое-то время во мне теплилась надежда на то, что я буду хорошим учителем, который круто объясняет, а дети на урок ходят с удовольствием. Но за первый год работы я безумно устала и разочаровалась в профессии. Наверное, можно пережить маленькую зарплату, необходимость самой печатать и покупать дидактические материалы, неудобства, связанные с тем, что на самом деле ты работаешь не восемь часов в день, а намного больше, особенно если включить составление планов и проверку тетрадей.
“
Но коллеги, которые воспринимают тебя как «недоучителя» и «переученика», скидывающие на тебя то, что не хотят делать сами, дети, которым в подавляющем большинстве ничего не нужно, кроме телефона и игр. Какое тут удовольствие от профессии?
О контракте
О будущей работе и контракте между студентом и государством не было разговоров вплоть до четвертого курса. Наверное, многие знали и до этого, но до меня доходит, как до жирафа из анекдота. Только на четвертом году учебы я узнала, что те, кто учатся на бюджете, обязаны отработать по распределению три года или вернуть государству потраченные на обучение деньги. Как говорил Кузя из сериала «Универ» (сериал на канале ТНТ), «подстава подстав и засада засад». Все планы о переезде и прохождении мастерата за границей пришлось свернуть до лучших времен.
О первом рабочем дне
Помню, как зашла на урок в восьмой класс, и меня перепутали с ученицей. Разговоры и крики не заканчивались до момента, пока не прозвенел звонок, и я не встала перед классом, чтобы представиться. Дрожала, как осиновый лист.
Их было много – около 27 человек, а я одна, маленькая и неопытная. Голос, наверное, был, как у мышки.
“
Забавно, что сначала мы не могли найти общий язык, некоторые дети почти ненавидели меня, но потом все каким-то образом изменилось, и мы стали жить душа в душу.
Об «учительской» одежде
Когда слышу, как люди говорят, что хорошо учителям: провели свои уроки и домой, я начинаю нервно улыбаться и косить глазом. Тетради проверь, контрольные проверь, к уроку подготовься, материал распечатай (за свои деньги), продумай, как бы детям было интереснее, как лучше объяснить. Таким образом, выходит, что мой рабочий день отнюдь не восемь часов, и я сижу в школе порой до позднего вечера.
Не секрет, что гардероб молодой девушки редко бывает заточен под профессию учителя. Я оказалась в их числе. Мой стиль жизни и одежды совершенно не совпадал с профессией. Об этом я пожалела, выслушивая замечания сначала от старших коллег, а потом и от руководства. Не то чтобы я себе позволяла приходить в мини-юбке и топиках. Но я и «одежда училки» – как ноги девушки по вызову, которые, как известно, «редко встречаются». Сейчас я потихоньку покупаю юбки, кофточки, платья, появились шутки в стиле «достаточно ли учительская эта одежда?»
О коллегах со стажем
Не могу отвечать за всех, но я встретила не негатив, а, скорее, снисходительность. К тебе не обращаются уважительно, даже при учениках могут назвать по имени, сделать замечание: не так себя ведешь или не так стоишь, или не то сделала. Ты ниже по статусу, тебя не принимают в коллектив, ты живешь отдельно от социума. На тебя могут скинуть работу, и у тебя нет права отказаться. Без твоего согласия могут заслать на конференцию-совет-мастер-класс, просто потому что никто из «матерых» не хочет терять пару часов своей жизни.
Тебе не помогают, ты выплываешь сам. При конфликтах, а такое очень часто бывает у учителя-предметника и классного руководителя, администрация встанет на сторону «старших», потому что «ты тут никто и звать тебя никак». Именно из-за этого я больше всего жалею, что пошла работать в школу.
О зарплате
Из-за отсутствия стажа, дидактической степени и заслуг молодой учитель, по сравнению с коллегами, у которых все это есть, зарабатывает мало. Обычно молодому специалисту дают где-то 14 уроков в неделю. Это ставка. Если отнять налоги, которые почему-то в последнее время стали просто «конскими», то выйдет три тысячи и копейки. Это почти как за отопление заплатить. Если живешь сам – не пошикуешь. Секонд-хэнды и рынок, называемый в народе «гумкой», становятся твоими местами для шопинга.
Можно, конечно, повторить слова одного известного политического деятеля, что если вы хотите денег, вам надо идти в бизнес. А если люди «не могут» в этот самый бизнес? И школы наполняются замученными специалистами, которые вряд ли придут на работу в хорошем настроении сеять разумное, доброе, вечное.
О педсоветах и школьном расписании
Мне кажется, что составлять расписание – это огромный, непосильный труд. И эта таблица, полная уроков, строчек и фамилий, для меня просто явление чуда народу, почище ходьбы по воде.
Педсоветы нужны, чтобы «держать руку на пульсе». Обычно советы касаются каких-то изменений в школе или чрезвычайных ситуаций.
О нужных переменах в образовании
Считаю, что родителей нужно штрафовать за поведение их «деточек». Почему я должна тратить свои нервы, волноваться и отбирать у остальных время, если пару человек не знают, как себя вести на уроке?
Нужно запретить ученикам мобильные телефоны во время уроков. Зашли в класс - сдали телефон, вышли – забрали. Я уже устала каждый урок воевать с теми, кто во время урока не может выйти из соцсетей или игр.
Еще, в каждом классе нужны камеры, записывающие изображение и звук. Чтобы, так сказать, избежать ситуаций. Спрашивает родитель об успеваемости – пожалуйста, запись ответа ученика. Почему мне пришел штраф за поведение? Пожалуйста, запись, как ребенок сидит под столом и кукарекает или бьет ногами по спине впереди сидящую одноклассницу. Это реальные случаи из моей практики.
Считаю, что у учителя должна быть возможность не допускать ребенка на урок. Сейчас запрещено выгонять ученика или не пускать его на урок, и, к сожалению, учитель становится совершенно бесправным существом. Дети понимают, что им ничего не сделают, и садятся на голову. Орут, встают, выбегают из класса, дерутся, крадут деньги из кармана куртки одноклассника, которая висела на спинке стула.
Нужно отделение для детей с особыми потребностями. Невозможно следить и за ребенком с особыми образовательными потребностями, и давать материал, и следить за дисциплиной, и научить чему-то. А если ребенок еще и буйный?
“
В меня сейчас полетят камни тех, кто считает, что эти дети «такие же, как и остальные». А я скажу, что нет, они не такие же. Они никогда не станут полноценными членами общества, я говорю о тех, у кого есть проблемы развития или ментальные проблемы.
Примечание NM: Данный текст представляет прямую речь героини публикации. Редакция NewsMaker не согласна с некоторыми дискриминационными высказываниями, приведенными в ней. Но, раскрывая тему работы учителей в школе и восприятия ими своей работы, мы считаем правильным рассказать в том числе о предрассудках, распространенных среди преподавательского состава школ в Молдове.
О современных школьниках
Все то же самое, что я видела в своем классе. Несколько человек учатся, несколько учеников перебиваются туда-сюда, и есть парочка, которым ничего не нужно, только довести учителя «до ручки».
А вот выбор профессий изменился. В мое время все хотели стать врачами, летчиками, военными, переводчиками. А сейчас в приоритете певцы, инста-модели, блогеры.
И курящих сейчас больше, особенно девочек. Мне кажется, когда училась я, начинали курить только мальчики, и то класса с девятого. Сейчас вижу девочек из шестого-седьмого класса. Я не сексистка, просто для меня это удивительно.
О мате в школе
Ученики матерятся. И еще как. Сейчас вы, даже зайдя во второй класс, можете услышать парочку слов. Обычно я делаю замечание, а если ученик наглеет и начинает материться прямо на уроке, - могу пригрозить помыть рот «Белизной». Чего, естественно, делать не буду.
Моралей я не читаю – смысла нет. Они же проводят большую часть времени не со мной, а с семьей. И, если мама приходит за сыном и орет на него матом за испачканную белую рубашку, – что мы можем ждать от детей?
О влиянии социальных сетей
Когда начала вести в 9 классе уроки русского языка, первое, что спросила: «Что последнее вы читали?». Оказалось, что у 80% класса максимум чтения – сообщение в сети Вконтакте. Надеюсь, это просто такой класс попался.
Все сидят в социальных сетях, особенно если у ребенка есть мобильный интернет. Тогда все, пиши пропало. Пока телефон не отберешь, он не начнет работать на уроке.
Еще один бич – мемы. Особенно звуковые или жестовые. Когда тебе несколько учеников за день покричат на уроке «Эшкере», то начинаешь ненавидеть тех людей, кто пустил этих малышей в интернет.
О реакции людей на профессию
Крутят у виска. Спрашивают, сколько же копеек я получаю. Говорят, что они бы на моем месте уже поубивали этих детей. Спрашивают, как справляюсь с бумажной работой и планами.
О тех, кто не должен работать в школе
Банально, но люди, которые не любят людей. Люди, не умеющие работать в коллективе и не умеющие сдерживать свой гнев. Люди, которые не развиты, ханжи, лицемеры, узкомыслящие, непрофессионалы.
Мнение редакции NewsMaker может не совпадать с мнением, изложенным в публикации.
Материал подготовлен в рамках проекта IREX Europe «Укрепление независимости СМИ и медиаграмотности в Республике Молдова».
Текст: Яна Корнилова Оформление: Кристина Демиан Иллюстрации: Екатерина Чулкова