«За 100 дней мы вышли из шторма». Как «капитан» Майя Санду полемизировала с корабельными «крысами» и критиками из фейсбука
4 мин.

«За 100 дней мы вышли из шторма». Как «капитан» Майя Санду полемизировала с корабельными «крысами» и критиками из фейсбука

Премьер-министр Майя Санду 24 сентября отчиталась по итогам 100 дней работы правительства. Ее отчет был больше похож на морской эпос. В нем честная и героическая «команда корабля» противостоит многочисленным недоброжелателям — «крысам» и «саботажникам» из прежней власти и безответственным «критикам из фейсбука и телеэфиров». Из проблем Санду отметила нехватку честных «членов экипажа» и недостаточную быстроходность реформ.

«Самое честное правительство»

Отчету по итогам 100 дней работы правительства премьер Майя Санду сходу задала образную и патетическую тональность. Она начала с того, что четыре месяца назад новый «экипаж» застал корабль молдавской власти в ужасающем состоянии. С дырявыми бортами, «крысами» в закромах, провизией на исходе, несколькими миллионами голодных и обездоленных на борту, ворами и мафиози у штурвала и без ясного курса назначения.

Далее она перешла к полемике с критиками ее правительства. Новому руководству, по ее словам, тоже хотелось бы «сразу оказаться на фешенебельной яхте с четырьмя моторами и полными баками». В реальности, по ее словам, для команды, вставшей у руля, все оказалось сложнее, чем это видится «критикам из фейсбука и телеэфиров».

Последним она предложила напрячь память и сравнить: в каких условиях страна жила четыре месяца назад, и как она себя чувствует сейчас. «Если вы скажете, что ничего не изменилось, значит, все, что мы делали — напрасно», — сказала Санду.

Сама она, впрочем, так не считает. Сейчас, по словам Санду, в страхе живут только воры и коррупционеры, никого не преследуют по политическим мотивам, не следят, не снимают на камеру их интимную жизнь, а журналисты могут свободно работать. Вообще, прозрачность работы нового правительства она назвала в числе главных достижений.

У Молдовы сейчас, по ее словам, «самое честное правительство за все годы ее существования». При этом Санду оговорилась, что в отсутствии достаточного числа честных профессионалов «даже самый хороший капитан и самая честная команда» не могут справиться со всеми проблемами.

Недостаток честных и профессиональных кадров, по ее словам, оказался ключевой проблемой для новой власти. Именно в этом она видит причину того, что реформы движутся не так быстро, как хотелось бы.

«Крысы останутся крысами»

Другим препятствием стало «сопротивление системы» и даже «саботаж». Этим, по ее словам, занимаются люди, связанные с прежней властью, расставленные по всем министерствам и ведомствам, чтобы курировать коррупционные схемы.

При власти Владимира Плахотнюка, по ее словам, Молдова вообще не была государством в полном смысле слова. «Все решалось в GBC [Global Business Center — офисное здание на бульваре Кантемира, принадлежащее Плахотнюку]. Государства как такового не было. Сейчас мы воссоздаем государство», — сказала Санду.

Прежняя система, по ее словам, не собирается так просто сдаваться: «Крысы останутся крысами и будут делать то, что умеют делать, — воровать и разрушать конструкцию корабля». «Главное — что за эти 100 дней мы вышли из шторма в спокойные воды, взяли понятный курс и можем двигаться вперед», — снова вернулась Санду к морской теме.

За спиной премьера все это время стояли трое: министр юстиции Олеся Стамате, министр экономики Вадим Брынзан и вице-премьер по реинтеграции Василе Шова. Последний, правда, за все время пресс-конференции не проронил ни слова. Стамате и Брынзан коротко отчитались о ситуации в своих сферах.

На вопрос журналистов, где другие «члены экипажа», Санду ответила коротко: «Остальные работают».

По просьбе журналистов она также ответила на критику предшественника — демократа Павла Филипа. Накануне он подводил «альтернативные итоги» 100 дней работы нового правительства. И сказал, что новая власть стала «разрекламированным товаром, который люди купили, но, попробовав, уже жалеют и хотят вернуть».

«Не знаю, что купил Павел Филип. Думаю, что он оплакивает коррупционные схемы, в которых участвовал вместе с другими представителями мафиозной системы Демпартии», — ответила Санду. Она добавила, что прокуратура пока еще не работает в полную силу. А когда заработает, Филип и другие демократы, по словам Санду, будут нести ответственность: «Все впереди».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: