NM

«Зачем нам две страны на территории Молдовы?» Как на конференции в Кишиневе решали приднестровский вопрос. Онлайн NM


В Кишиневе 5 апреля прошла ежегодная конференция в рамках программы «Приднестровские диалоги». Международные и местные эксперты, дипломаты, журналисты, представители гражданского общества с двух берегов Днестра обсуждали нынешнюю ситуацию вокруг Приднестровья и перспективы урегулирования. Способны ли два берега Днестра находить компромиссы, какую роль в этом играет общественное мнение, СМИ, политики, внешние игроки? В течение дня NM информировал о самых интересных заявлениях участников форума.

Для участия в форуме, организованном Институтом стратегических инициатив (IPIS), в Молдову прибыли экс-глава Миссии ОБСЕ в Молдове, научный сотрудник Института Кеннана Уильям Хилл, профессор в области международной безопасности Бирмингемского университета Стефан Вольф, завкафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы Наталья Харитонова.

Среди участников конференции – глава Миссии ОБСЕ в Молдове Клаус Нойкирх, глава делегации ЕС Петер Михалко, депутаты Дмитрий Дьяков, Владимир Цуркан и Оазу Нантой, экс-советник президента Воронина Марк Ткачук и нынешний советник президента Додона Василий Шова. Модерируют дискуссию президент IPIS Андрей Попов, исполнительный директор IPIS Владислав Кульминский, бывший переговорщик от Кишинева Георгий Бэлан и спецкор издания «Коммерсантъ», основатель NewsMaker Владимир Соловьев.

Клаус Нойкирх, глава Миссии ОБСЕ в Молдове:

«Наша задача как международных посредников — упростить процесс урегулирования. Но сам процесс — это ваша задача. Задача людей, которые тут живут, строят свое будущее, людей с двух берегов Днестра с их интересами, взглядами и мечтами».

«Если вы едете на велосипеде и останавливаетесь, то велосипед падает. Иногда надо крутить педали, чтобы ехать в гору, и, если вы останавливаетесь, то упадете. А если это тандем, то падаете оба».

Петер Михалко, глава делегации ЕС в Молдове:

«Мы поддерживаем сближение в сфере медиа между двумя берегами Днестра. Медиа — это те, кто занимается информированием на двух берегах, формируя общественные предпосылки для построения будущего, основу того, что впоследствии может стать формулой решения».

Стефан Вольф, профессор в сфере международной безопасности Бирмингемского университета:

«Фундаментальный урок, который я извлек за последние годы, заключается в том, что процесс урегулирование — широкий инклюзивный процесс. Нужен диалог не только между политическими элитами, но и разными сегментами общества, между представителями гражданского общества».

«Не надо оставлять на последний этап самые сложные вопросы. Их надо обсуждать в течение всего процесса урегулирования».

«Лидеры с обеих сторон должны быть провидцами, должны быть решительными и демонстрировать готовность находить решения и транслировать их обществу».

Клаус Нойкирх:

«Я не знаю, что случается с жителями Косово, когда они приезжают на автомобилях с косовскими номерами в Митровицу. Но я знаю, что с теми жителями Приднестровья, которые приезжают с нейтральными номерами в Кишинев, — ничего не случается».

«Важно, чтобы представители гражданского общества высказывались о том, куда мы идем и куда хотим двигаться. Вот несколько дет назад рассказали о “красных линиях”. Но хотелось бы увидеть не только то, куда вы не хотите двигаться, но и куда хотите идти».

Стефан Вольф:

«Есть доверие. Социально-экономические вопросы решаются. Но не стоит увлекаться иллюзиями, что вы уже решили конфликт. Политическое урегулирование конфликта еще даже не началось. Думать, что уже есть общее государство, — непродуктивно для урегулирования конфликта. Политика начинается с принятия реальности».

Дмитрий Дьяков, почетный председатель Демпартии, депутат парламента:

«Я здесь не как представитель партии. Я остаюсь сторонником “приднестровских диалогов” в широком понимании — дискуссии между людьми с двух берегов Днестра, представителями гражданского общества и т.д.».

«Молдова живет в каком-то смысле на границе [между Западом и Востоком], в конкретном международном контексте. Надо признать, что Молдова не может решить приднестровскую проблему самостоятельно. Кишинев не в состоянии. Но не следует ждать и того, что все решат за нас. Двое должны говорить, а пятеро помогать. А мы ждем, что пятеро все решат все вместо нас. Это неправильный подход».

«Надо восстанавливать межпарламентский диалог. У нас были в свое время такие комиссии. Я входил в одну из них. Мы часто встречались с депутатами из Тирасполя и обсуждали широкий спектр проблем. Наша задача была — не прямо заниматься разрешением конфликта (это прерогатива исполнительной власти), а создавать условия и атмосферу, чтобы процесс двигался вперед. Все это закончилось, когда на выборах в 2001 году победили коммунисты, и Воронин сказал, что сам разрешит приднестровский вопрос, без всяких депутатов. Ничего у него не получилось, но с тех пор у нас нет межпарламентского диалога. Его надо восстанавливать».

«Зачем нам две страны на территории Республики Молдова? Давайте договариваться. Шаг за шагом. Мы всегда найдем сотни причин противиться [компромиссам]. Но тогда мы будем бесконечно топтаться на месте».

«Мы видим, что они [приднестровцы] готовы быть с нами. Но в рамках диалога. Все проблемы можно решить диалогом, а не войной».

Владимир Цуркан, депутат парламента от Партии социалистов:

«Для приднестровского урегулирования нужна стабильность. В первую очередь на правом берегу Днестра. Нужен внешнеполитический баланс — не “или-или”, а “и-и”. Нужна гармонизация внутренних и внешних факторов».

«Мы стали заложниками понятий. “Унитарное государство”, “федерация”… На самом деле все зависит не от названия, а от набора компетенций, которыми обладают центр и субъект».

«Интернационализация процесса урегулирования означает, что мы зависим от того, какие отношения будут между пятью внешними участниками переговоров. В этом смысле концепция нейтралитета Молдовы означает тот краеугольный камень, который мог бы снизить остроту противоречий, существующих между внешними партнерами».

Оазу Нантой, депутат парламента от блока ACUM:

«Есть вопрос: почему здесь нет господ Олейника и Мельника — депутатов, избранных “от Приднестровья” в парламент Молдовы».

«Когда мы говорим о формате “1+1” [Плахотнюк и Гушан], это означает, что государственность Республики Молдовы деградировала. Когда Андрей Попов говорит, что за эти годы мы изменились, я хочу сказать, что суть этой эволюции — деградация».

«Я рад разговорам об успехах и шагах вперед. Но, когда мы говорим о шагах, надо с самого начала обозначить, куда мы идем — к разводу или объединению страны».

Михай Попшой, депутат парламента от блока ACUM:

«У меня вопрос к депутату Дьякову. Только вам, наверное, известно, как на самом деле избирались депутаты “от Приднестровья”. Вопрос в том, кого представляют эти депутаты — тех, кто голосовал, или тех, кто организовал транспорт?»

Дмитрий Дьяков:

«Я думаю важен тот факт, что граждан Молдовы с левого берега пересекли Днестр, чтобы принять участие в выборах в парламент Молдовы. В остальном — не хочу входить в зону спекуляций. Надеюсь, в новом парламенте будет больше конструктива».

Оазу Нантой:

«Мы тоже готовы внести конструктивный вклад в урегулирование. В миноритарном правительстве, которое может возглавить Майя Санду, я готов стать вице-премьером по реинтеграции. И начал бы я с борьбы с коррупцией на правом берегу Днестра».

«Приднестровский конфликт — искусственно замороженный конфликт, который служит прикрытием для бизнеса. Business must go on. И формат “5+2” тоже. Люди должны говорить между собой. Если будет критическая масса таких людей, они должны подтолкнут политиков к шагам. Если такой критической массы не будет — значит идея молдавской государственности не состоялась».

Дмитрий Дьяков:

«В Молдове всегда будут люди на обоих берегах Днестра, которые будут несогласны по каким-то вопросам. Это нормально, поскольку это демократия. Но должны быть политики, готовые взять ответственность за нахождение решений. Понимание того, что так дальше жить нельзя, есть и там, и там. А несогласные будут всегда».

Оазу Нантой:

«Молдавское государство может существовать только при условии создания молдавской гражданской нации. От ответа на этот вопрос напрямую зависит перспектива развития страны».

Уильям Хилл, экс-глава Миссии ОБСЕ в Молдове: 

«Формат «5+2» регулярно собирается, идет диалог в формате «1+1». В последние годы тот процесс «защищают» от геополитики. Похоже, что в этом процессе у внешних игроков могут быть общие интересы, хотя видение и разное. И я думаю, есть шанс продолжить такое эффективное сотрудничество. Потому что это способствует созданию позитивных условий для урегулирования».

«Разговоры о “приднестровизации” — это обманка, это то, чем пытаются отвлечь от более серьезных проблем. Когда на правом берегу из банков крадут миллиард, можно ли говорить, что какие-то приднестровские практики так уж опасны на этом фоне?»

«Не будет независимого Приднестровья. И не будет унитарной Молдовы. Решение — где-то посередине. Но не все готовы это признать».

Наталья Харитонова, завкафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы:

«Специфика нынешнего момента в том, что отношения между внешними участниками процесса урегулирования сейчас намного хуже и конфликтнее, чем отношения между сторонами конфликта — Молдовой и Приднестровьем. Это беспрецедентная ситуация».

«О какой приднестровизации Молдовы можно говорить, если в западной литературе Молдова часто упоминается как failed state?».

«Как говорят военные: “Чем больше спишь, тем меньше нарушений”»

Марк Ткачук, экс-советник президента Молдовы (2002-2008 гг.):

«Молдавские республики на двух берегах Днестра не только не очень “молдавские”, но с некоторых пор и не очень “республики”. Потому что республика — это принцип легитимной и регулярной ротации власти».

«Приднестровская власть такая же “так называемая”, как и кишиневская».

«На двух берегах Днестра сложились две “суверенные олигархии”. Важным моментом является их взаимное признание — в смысле признания взаимных бизнес-интересов».

Валерий Лицкай, бывший главный переговорщик от Тирасполя:

«Очень многие декорации того, что называется приднестровским урегулированием, в последнее время обвалились. И люди ходят между этими упавшими декорациями, пытаются ковыряться в них, а они уже стухли».

«У нас удалось то, чему в свое время не дали свершиться в России — появилась олигополия. Один олигарх захватил власть в Приднестровье. Другой олигарх — в Молдове. И вот они взялись что-то решать между собой. Они смотрят друг на друга, как два тигра, которые поделили территории. Главный принцип — “не лезь на мою территорию”. Для них нет международного права, законов, только интересы, прагматика и симбиоз. На этих выборах мы впервые увидели результаты их совместных действий в политике. И они продолжат делать это дальше».

«Векторы у нас закончились. Вернее, векторы остались, а суть исчезла. Векторы остались на Украине. Но не у нас».

«После выборов сложилась новая политическая и структурная реальность и новая реальность в переговорном процессе. Ничего не решают никакие политические представители. Другие решают. Решают по-пацански. Что они нарешают — увидим».

Стефан Вольф:

«Возможности [для урегулирования] не только «случаются», возможности также создаются. Это надо помнить».

Уильям Хилл:

«Процессом приднестровского урегулирования невозможно заниматься, не будучи оптимистом. Пессимисты быстро уходят».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

В Молдове произошел массовый сбой при оплате банковскими картами

В Молдове возникли проблемы с оплатой банковскими картами в нескольких торговых точках Кишинева и других регионов страны. По словам источника NM в банковской сфере, речь идет о проблеме одного из крупных молдавских банков.

Пользователи также рассказали о сбоях в работе одного из банковских приложений. Причину неполадок пока не установили.

Представители Maib подтвердили, что есть технические проблемы, и сообщили, что специалисты уже работают над их устранением. На вопрос, решится ли проблема в течение дня, они ответили: «скорее всего, да».

UPDATE (22:30) Maib сообщает, что неполадки устранили.

«Все приложения и сервисы maib снова доступны. Еще раз приносим извинения за неудобства и благодарим за понимание», — говорится в сообщении банка.

Официальное заявление Maib

Банк Maib сообщил о сбоях в работе своих сервисов. По словам представителей банка, сейчас есть задержки при получении SMS с OTP-кодами для входа в приложение maibank и подтверждения транзакций.

Однако позже в банке уточнили, что приложение maibank и сеть POS-терминалов временно недоступны.

«Рекомендуем использовать биометрическую аутентификацию для подтверждения операций. Также есть проблемы с работой e-commerce и сети терминалов самообслуживания. (…) Наши команды уже работают над устранением неполадок. Мы сообщим, как только все сервисы снова заработают», — сообщили в Maib.

Представители банка извинились перед клиентами и выразили сожаление из-за сложившейся ситуации.

Новость обновляется…


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Vreți să susțineți ceea ce facem?

Puteți contribui la realizarea jurnalismului calitativ. Pentru aceasta, puteți contribui printr-o donație unică prin sistemul E-commerce de la maib sau puteți întocmi un abonament lunar pe Patreon! În acest mod, puteți fi parte a schimbării în bine pentru Moldova. Datorită contribuției dvs, noi vom avea posibilitatea să transformăm în realitate și mai multe proiecte noi și importante și, ceea ce este la fel de important, să rămânem independenți. Indiferent de mărimea contribuției, veți primi un mic cadou. Accesați linkul pentru a fi complicele nostru. Nu este greu, ba chiar plăcut.

Susțineți NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: