В этом году более 500 заключенных добились через суд сокращения срока из-за плохих условий содержания. Еще 28 заключенных суд по этой же причине досрочно освободил из тюрьмы. Среди тех, кто воспользовался новым правовым механизмом, экс-премьер Владимир Филат и криминальный авторитет Владимир Москальчук, известный под кличкой Макена. NM разобрался, какой это механизм, зачем он нужен, как работает, и не создает ли риск освобождения из тюрьмы опасных преступников.
Что за механизм
С 1 января 2019 года в Молдове вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым плохие условия содержания в тюрьме могут стать поводом для компенсации морального и материального ущерба и сокращения срока заключения. Кроме того, если заключенный добился сокращения срока, он может также потребовать улучшения условий содержания (например, чтобы сделали ремонт в камере или перевели его в другую).
Сколько заключенных этим воспользовались
Как рассказали NM в Администрации пенитенциарных учреждений, с 1 января по 31 июля 2019 года в молдавские суды поступило 2296 жалоб заключенных на плохие условия содержания. Больше всего заявлений поступило от заключенных тюрьмы № 18 (расположена в селе Бранешты Оргеевского района) — 275, леовской тюрьмы № 3 — 264, столичной тюрьмы № 13 — 243, тюрьмы № 9 (Прункул) — 228.
Из всех поданных жалоб на условия содержания суды уже рассмотрели или продолжают рассматривать 1283 жалобы. По 871 жалобе уже приняли решения: 28 заключенных освободили, 529 сократили срок, претензии остальных отклонили или удовлетворили частично.
В общей сложности, как сообщили в Администрации пенитенциарных учреждений, по этим решениям суда государство должно выплатить 630 тыс. леев компенсации. Из них 233,5 тыс. леев — по жалобам заключенных тюрьмы №7, а 128,5 тыс. леев — по жалобам из тюрьмы №3.
Cреди тех, кто воспользовался новым правовым механизмом, был и экс-премьер министр Владимир Филат, которого в 2016 году приговорили к девяти годам лишения свободы за коррупцию и извлечение выгоды из влияния. По данным СМИ, ему сократили срок на 685 дней. Однако, как рассказал NM адвокат Виктор Мунтяну, будет точно известно, на сколько Филату сократили срок, после того как суд опубликует мотивировочную часть решения.
Срок сократили и Владимиру Москальчуку, известному в криминальных кругах под кличкой Макена, которого в 2012 году приговорили к 19 годам лишения свободы за шантаж и организацию преступной группировки. Его срок уменьшили более чем на треть — на шесть лет и 209 дней.
Как отметил в беседе c NM пресс-секретарь Администрации пенитенциарных учреждений Олег Пантя, практически любой заключенный тюрьмы №13 может воспользоваться новым правовым механизмом, так как ЕСПЧ признал условия содержания в этой тюрьме бесчеловечными. При этом, отметил Пантя, суд, рассматривая такие жалобы и принимая решения о сокращении срока заключения, не учитывает тяжесть преступления.
Как работает этот механизм
Правозащитники говорят, что пока рано судить об эффективности нового механизма. Так, координатор программ и юрист Amnesty International Moldova Игорь Стойка считает, что судьи и адвокаты пока не научились пользоваться этим механизмом. «Я как правозащитник надеюсь, что он будет работать гораздо более эффективно. Потому что многие прошли через тюрьму №13, нахождение в которой признали нарушением международных конвенций по правам человека», — отметил правозащитник.
В свою очередь, у адвоката из Promo-LEX Вадим Виеру возникли вопросы к тому, как судьи назначают компенсации заключенным, и как тюрьмы выполняют рекомендации о том, как улучшить условия содержания. «Судьи обычно назначают очень маленькие суммы. Они могут назначить 100 леев (2.у.е) компенсации за день содержания в бесчеловечных условиях, но часто назначают не больше 50 леев», — отметил адвокат.
Какие риски
После того как стало известно о сокращении срока Москальчуку и Филату, некоторые представители гражданского общества раскритиковали нововведение. Они высказали опасения, что теперь каждый преступник сможет выйти на свободу раньше положенного срока. «Не надо забывать о том, что преступники — это люди, которые сидят в бесчеловечных условиях. Государство несет ответственность за своих граждан, в том числе за тех, кто сидит в тюрьме. И, если эти условия плохие, оно должно компенсировать», — сказал Вадим Виеру.
В свою очередь, Игорь Стойка отметил, что преступники, которые совершили тяжелые преступления, и до этих нововведений могли выйти на свободу раньше срока, воспользовавшись стандартной процедурой досрочного освобождения. «Например, если человека за убийство приговорили к 20 годам лишения свободы, он может выйти на свободу через 16-17 лет, если у него было нормальное поведение», — сказал Стойка.
Он также отметил, что, когда в Молдове, наконец, построят давно обещанную новую современную тюрьму, необходимость в таком механизме отпадет сама собой. «Если в тюрьме будет не по 2 кв. м. на человека, а по 8 кв.м., как положено по стандартам, и не по шесть-восемь человек в камере, а по два, этот механизм и не нужен будет», — считает Стойка.
Может, с этим поторопились
Тюрьма — это не место для пыток, а место изоляции опасных для общества людей, отметил Игорь Стойка. «В западных тюрьмах людей перевоспитывают, у них в тюрьме есть возможность переосмыслить свою жизнь. А у нас, наоборот, в тюрьме человека учат воровать. мошенничать и т.д.», — сказал Стойка.
Вадим Виеру считает, что механизм позволяет не только улучшить условия содержания в тюрьмах, но и уменьшить число дел, которые Молдова проигрывает в ЕСПЧ.
«Этот механизм, кроме прочего, нужен, чтобы приостановить поток исков в ЕСПЧ от молдавских заключенных. Молдова уже проиграла огромные суммы денег по этим искам», — сказал Виеру.
С ним согласен и Олег Пантя. По его словам, «пока у нас не было этого правового механизма, любой заключенный тюрьмы № 13 мог выиграть в ЕСПЧ».
Игорь Стойка добавил, что никто не застрахован от того, чтобы попасть в тюрьму. «А там холод, голод, инфекции. Если тот, кто критикует это нововведение, попадет в такую тюрьму, уверен, что он сам попытается добиться того, чтобы его освободили досрочно из-за плохих условий содержания», — подытожил Стойка.
***
О плохих условиях содержания в тюрьме говорится в 3 статье Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Также эта статья касается пыток и бесчеловечного обращения. С 1997 по 2018 год ЕСПЧ 147 раз признал Молдову виновной в нарушении 3 ст. ЕКПЧ . Доля таких дел в общем числе дел, проигранных Молдовой в ЕСПЧ, составляет 27%.
В марте 2019 года ЕСПЧ признал необоснованными около сотни жалоб граждан Молдовы на плохие условия содержания в тюрьмах из-за поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, о которых мы рассказали.