Женщины снизу. Как партии (не) соблюдают гендерную квоту
6 мин.

Женщины снизу. Как партии (не) соблюдают гендерную квоту


Все партии включили в предвыборные списки не менее 40% женщин, как это предписывает закон. Правда, большинство женщин-кандидатов занимают заведомо непроходные места в конце списков. Эксперты не исключают, что в новом парламенте женщин будет еще меньше, чем в нынешнем. NM разбирался в партийных списках кандидатов в депутаты, а также в том, почему гендерные нормы закона не работают и нужны ли они вообще.

Списки

ДПМ

В партийном списке Демпартии 52 кандидата, из которых 46% — женщины. При этом на первых 15 местах всего четыре женщины. Еще восемь расположены посередине списка одним блоком — с 23 до 31 место. Остальные девять женщин находятся в конце списка — с 34 по 52 место.

ACUM

В партийных списках блока ACUM женщины занимают 40%. Среди первых 15 кандидатов, у которых больше всего шансов попасть в парламент, четыре женщины. Чуть чаще они появляются после 16 места. Пять женщин расположены подряд с 47 по 51 место. Последнюю, 54 строчку в списке тоже занимает женщина.

ПСРМ

В списках Партии социалистов (ПСРМ) 40% женщин. Но среди первых 15 кандидатов их только пять. А 10 кандидатов-женщин расположены подряд в самом конце списка — с 45 по 54 место.

ПКРМ

В списках Партии коммунистов (ПКРМ) тоже 40% женщин. Среди первых 15 кандидатов девять женщин. Отметим, что ПКРМ расположила своих кандидатов в алфавитном порядке, всего в их списке 50 человек.

Партия «Шор»

В списке партии «Шор» женщины занимают 41%. Среди первых 15 кандидатов шесть женщин. Еще восемь расположены между 16 и 30 местами. Остальные семь — между 34 и последним, 51 местом.

«Народное движение Антимафия»

В списке партии «Народное движение Антимафия» женщины занимают 40%. На первых 15 местах четыре женщины. Еще девять расположены практически подряд с 18 до 27 место (22 позицию занимает мужчина). В списке партии всего 31 кандидат.

Женщины снизу. Как партии (не) соблюдают гендерную квоту

Что говорят в партиях

Председатель ПСРМ Зинаида Гречаная в беседе с NM отметила, что партийный список кандидатов «еще не окончательный, а очередность в списке можно изменить до 17 января». При этом Гречаная считает, что женщинам-политикам не нужна дополнительная поддержка, потому что «женщины и мужчины должны быть одинаково эффективными в том, что они делают». Положение женщины в политике, по мнению лидера ПСРМ, зависит от ее способностей: «Только для красоты женщины (в политике) не нужны. Нужны те женщины, которые действительно активны и умеют делать то, что им поручено».

Зампредседателя избирательного блока ACUM Игорь Гросу тоже считает, что женщинам в молдавской политике не нужна дополнительная поддержка. «Им просто нужен шанс, чтоб проявить себя. У нас очень умные и способные женщины. И им не нужна помощь», — считает Гросу.

Глава фракции ПКРМ в парламенте Инна Шупак сказала NM, что в партии всегда поддерживали политическую активность женщин. Она напомнила, что именно в период правления ПКРМ впервые в Молдове женщина стала премьер-министром. «Для нашей партии в первую очередь важна не гендерная принадлежность человека, а его профессиональные навыки. А такими навыками обладают в равной степени и мужчины, и женщины», — подчеркнула Инна Шупак, напомнив, что сейчас из шести членов фракции ПКРМ четыре женщины.

Она также отметила, что расположить кандидатов в алфавитном порядке решили на пленуме ЦК партии. Но, добавила она, еще есть время изменить порядок кандидатов (сама Инна Шупак расположена в самом конце списка ПКРМ — на 46 месте).
Депутат от ДПМ Сергей Сырбу подчеркнул, что в в списке Демпартии женщин даже больше, чем положено по закону. При этом, отметил он, закон ничего не говорит о порядке их расположения в списке, поэтому «каждая партия располагает кандидатов, учитывая их профессиональные качества и другие факторы».

Но, как считает Сырбу, сама квота 40% уже дискриминирует женщин, так как предполагает, что без законодательной поддержки женщина не может добиться  положения в политике. Эта законодательная норма, по мнению демократа, — не самое удачное решение, так как партии «должны  свободно формировать свои списки». Сырбу также считает абсурдным, если партиям начнут диктовать еще и порядок расположения кандидатов в списках.

Что говорят эксперты

Председатель Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Ян Фельдман отметил в беседе с NM, что структура парламента «должна отражать половой, этнический и языковой состав Молдовы». А нынешняя гендерная норма, по его словам, не способствует этому, так как позволяет располагать женщин в списке кандидатов в любом порядке. Фельдман напомнил, что, когда в 2016 вводили квоту 40%, Совет и гражданское общество требовали, чтобы списки формировали по формуле, которая бы распределяла места равномерно: не более трех кандидатов одного пола среди каждых пяти депутатов, следующих подряд. Но парламент это предложение отклонил.

Политический аналитик Игорь Боцан тоже считает, что введенная властями гендерная норма фиктивна. «Какой вообще смысл в таком законе, если он не гарантирует представительство 40% женщин в парламенте?», — задался вопросом эксперт. По его мнению, Молдове нужны специальные программы, которые помогли бы обществу избавиться от гендерных стереотипов, в том числе в политике. «Я знаю мнение многих активных женщин в Молдове, которые говорят — нам не нужны поблажки, просто создайте такие условия, чтобы женщины поверили, что они способны заниматься не только гуманитарными профессиями (медик, учитель), но и активно участвовать в политике», — сказал Боцан.

По мнению эксперта Национального центра исследований и документации по проблемам женщин «Партнерство для развития» Алины Андронаке, с такой гендерной нормой «есть шансы, что в новом парламенте будет еще меньше женщин, чем в нынешнем». По ее словам, «40-процентная квота не поможет увеличить представительство женщин в парламенте, потому что она не способствует расположению женщин в списках на проходных местах».

Эксперт связывает это с тем, что большинство партий придерживаются патриархальных взглядов и не хотят продвигать женщин в политике. «Но доводы партий о том, что у них недостаточно женщин, способных быть депутатами, не проходят. Если мы посмотрим на составы партий, то увидим, что в каждой есть много женщин, навыки и качества которых позволяют пройти в парламент и достойно исполнять обязанности депутата», — сказала Алина Андронаке, напомнив, что у партий еще есть время, чтобы изменить порядок расположения женщин в партийных списках.

В нынешнем составе парламента из 101 депутата 22 женщины.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: