На главной площади страны третий день проходит «бессрочная акция протеста», ставшая продолжением многотысячного антиправительственного митинга, прошедшего в центре Кишинева 6 сентября. В «Городке достоинства и правды», как назвали его протестующие, разбито уже более 150 палаток. Корреспондент NM МАРИНА ШУПАК побывала в палаточном городке, понаблюдала за его бытом и пообщалась с его обитателями и их сторонниками.
Палаток в протестом городке перед зданием правительства с каждым днем прибывает. Днем во вторник, 8 сентября, их было уже около 160. Кроме «спальных» палаток разбит большой навес, который служит столовой и местом общения. Под навесом стоят два холодильника, большой термос, а также кулер с холодной и горячей водой. Вчера утром всего этого еще не было. За «барной стойкой» дежурят несколько человек, принимающих еду и продукты, которые приносят обитателям городка простые люди.
Пенсионерка Клавдия из Кишинева ждет, пока ее кастрюля освободится. Клавдия говорит, что принесла протестующим «горяченькое»: фаршированные перцы, плацынды и борщ. Она приподняла халат и показала опухшую ногу: «Я больная, не могу долго стоять на площади, но хочу помочь, чем могу. Хочу, чтобы хотя бы мои дети видели хорошее, чтобы к власти пришли ученые люди»,— говорит Клавдия. Она просит передать, что очень уважает братьев Нэстасе и Игоря Боцана. «Только пусть они до конца стоят, но без крови, по-доброму»,— просит пенсионерка.
На вопрос NM, откуда в столовой появились холодильники, молодой парень Анатолий, «дежурящий» в столовой, говорит: «От частных лиц». Анатолий помогает перегружать в палатку крупные пожертвования: «Вот фермеры из Флорешт яблоки привезли, поснимайте». Мужчины, выстроившиеся в длинную цепочку, разгружают фуру, груженую коробками с яблоками. Водитель говорит, что привез около тонны яблок от фермеров Флорештского района.
Фрукты принес протестующим и пенсионер, инвалид второй группы Тудор Раца из Калараша. В его большой клетчатой сумке персики и виноград из собственного сада. По его словам, он бы и сам протестовал на площади, но через два дня ему предстоит сбор кукурузы. На площади ему приходится выстоять две очереди: одну — в палатке, где принимают пожертвования в виде продуктов, другую — в палатке для денежных пожертвований. Из замусоленного портмоне Раца вынимает 50 леев. Специалист по ремонту телевизоров Виктор, принимающий пожертвования, просит Тудора расписаться в специальном бланке.
Виктору на вид около 45 лет, он ответственный за денежные пожертвования. Он принимает деньги и ведет учет как финансов, так и людей, которые жертвуют деньги. По его словам, за три дня протеста собрано 250 тыс. леев.
«Сегодня парень один пришел, инвалид. Он лежит в онкологической больнице, его пенсия по инвалидности — 120 леев. Он пожертвовал 10 леев и ушел обратно в больницу. Я чуть не расплакался»,— рассказал Виктор и не удержался от риторического вопроса: «В какой стране мы живем, чтобы люди на такое шли?» Он пролистывает списки тех, кто пожертвовал. Возле каждой фамилии — сумма. Цифры меньше 100 леев встречаются очень редко. Некоторые, судя по записям, жертвуют евро и доллары. Виктор говорит, что в первый день протеста один человек пожертвовал 20 тыс. леев, однако фамилию свою называть не захотел.
Наш разговор прерывает 55-летняя Раиса из Кишинева. «Я принесла 50 леев и подушку. Кому отдать?» — спрашивает женщина. После нее к Виктору подходит пенсионер из Кишинева Андрей, он принес 100 леев. Андрей — один из немногих русскоязычных, кого удалось встретить на площади.
«На самом деле русскоязычные поддерживают протест, по крайней мере все мои друзья за платформу. Это ведь не одна партия, тут сторонники разных партий. Я веду с друзьями переговоры, может, через пару дней тоже будем ночевать тут»,— сказал пенсионер.
О том, что на бессрочный протест должны выходить русскоязычные, говорят и обитатели палаточного городка. «Я не понимаю, зачем на протесте унионистские флаги, это отпугивает людей. Мы тут не за объединение, а против олигархов»,— выразил недоумение Геннадий из Кишинева, несколько лет назад он окончил университет. 40-летний музыкант Валентин его поддерживает: «Да, как раньше было: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — так и сейчас должно быть у нас, но с национальностями».
«Русские, негры — они ведь тоже люди»,— включился в разговор пенсионер из Новых Анен Василий Мерен. «Меня больше беспокоит, почему на протесте мало молодежи. В селах молодежь только по барам сидит, спивается. Альтернативы для них в стране нет»,— считает он.
Участники беседы, кроме того, активно обсуждают, как протестующим нужно действовать дальше, чтобы добиться выполнения требований об отставке президента, премьера и спикера и проведения досрочных выборов.
«Надо оцепить правительство и парламент, чтобы оттуда никто не вышел, пока наши требования выполнены не будут. Нужно поменять всех министров, депутатов и прокуроров. Выбрать всех новых, из народа»,— считает Валентин. Геннадий говорит, что силой решать ничего нельзя. «Нужно начать собирать подписи, чтобы провести референдум и таким образом снять Тимофти с должности»,— предлагает он.
У адвокатов Эдуарда и Сергея из Кишинева другое мнение по поводу будущего протестов. Они считают, что гражданской платформе «Достоинство и правда» (DA), организовавшей антиправительственный митинг и бессрочный протест, нужно стать политической партией, иначе системных изменений в Молдове не произойдет.
Адвокаты установили на площади большой шатер, к которому прикрепили табличку «Адвокаты чести и достоинства». По их словам, большинство адвокатов поддерживают протест, так как чаще других видят беззаконие, творящееся в Молдове. «Каждый протестующий может прийти в нашу палатку и получить бесплатную юридическую консультацию»,— сказал Эдуард.
Он считает, что силового разгона протеста не будет, так как нынешняя власть очень труслива. «Мы будем стоять на площади до конца, пока требования не будут выполнены»,— пообещал он, добавив, что требования, выдвинутые платформой DA, минимальны.
Среди протестующих больше людей среднего возраста и представителей регионов. Также большинство обитателей протестного городка — мужчины. 29-летняя Лилия и 42-летняя Родика сказали NM, что тоже хотели бы протестовать нон-стоп, но вынуждены ходить на работу. «Мы приходим на площадь во время обеденного перерыва и вечером после работы»,— рассказала Родика. Обе женщины работают в мэрии. «Мы хотим справедливости: начальник социальной службы, к примеру, получает 32 тыс. премиальных, а простой работник только 800 леев»,— сказала Лилия. Они намерены приходить на площадь каждый день до тех пор, пока власть не поменяется.
Сегодня утром, напомним, лидеры DA выдвинули ультиматум президенту Николае Тимофти: если он не придет до 16:00 на площадь для переговоров, то они начнут пикетировать его резиденцию. Президент на площадь не пришел, а ближе к вечеру на сайте главы государства было опубликовано его заявление. Тимофти в нем признал, что в стране сложная социально-экономическая ситуация. Виной этому, по его словам, стала в том числе антиевропейская пропаганда и торговые эмбарго РФ.
Кроме того, президент посетовал на слабость госинститутов, ответственных за это, и отметил, что в рамках своих полномочий пытался исправить ситуацию. В отставку Тимофти уходить не намерен, так как, по его словам, заняв эту должность, он прекратил продолжавшийся в стране два с половиной года политический кризис. А его уход с поста, считает глава государства, вновь спровоцирует кризис.
О намерении начать массовые протесты против власти сегодня, напомним, заявили политик и мэр Бельц Ренато Усатый, а также лидер социалистов Игорь Додон. Усатый пообещал с подробностями выступить в ближайшие дни. А Додон сказал, что Партия социалистов начнет массовые протесты, в том числе блокирование госучреждений, в случае, если до 22 сентября не будет распущен парламент.
Додон также призвал платформу DA поддержать лидера партии «Наш дом — Молдова» («Красный блок») Григория Петренко, который 6 сентября вместе с еще несколькими активистами был задержан на 72 часа в ходе протеста у Генпрокуратуры.
Их обвиняют по статье об организации массовых беспорядков. Сегодня вечером суд сектора Рышкановка удовлетворил ходатайство прокуроров об аресте Петренко на 30 суток.
На вопрос NM о позиции DA по этому поводу глава совета протестующих Андрей Нэстасе сказал, что платформа «не имеет никакого отношения к «Красному блоку», нас мало интересуют политические партии, так как мы — гражданская платформа». Нэстасе также сказал, что если протестующие у Генпрокуратуры вели себя в рамках закона и их арестовали, то это очень плохо, а если они закон нарушили, то правоохранительные органы должны этим заняться.