«Их ввели в заблуждение, что здесь попахивает сепаратизмом». Как сорвали чрезвычайное заседание парламента Гагаузии
6 мин.

«Их ввели в заблуждение, что здесь попахивает сепаратизмом». Как сорвали чрезвычайное заседание парламента Гагаузии


Попытка созвать чрезвычайное заседание Народного собрания (НСГ) 10 июля провалилась из-за отсутствия кворума. Гагаузские депутаты планировали обсудить действия парламента Молдовы в отношении трех законопроектов, касающихся автономии. Однако шесть депутатов, включая демократов и социалистов, предпочли отправиться на встречу со спикером Андрианом Канду. Некоторые народные избранники заявили о преднамеренном срыве обсуждения наболевшего вопроса. Спикер НСГ Владимир Кысса сказал NM, что это «бред». Канду, по его словам, заверил, что проекты с незначительными изменениями утвердят до конца сессии.

Чрезвычайное заседание Народного собрания Гагаузии было запланировано на 11:00 в понедельник, 10 июля. О его проведении было объявлено неделей ранее. Однако в понедельник стало известно, что спикер молдавского парламента Андриан Канду пригласил гагаузских депутатов встретиться в Кишинев в 10:30 того же дня.

Депутат Григорий Узун в беседе с NM сказал, что ему позвонили в воскресенье вечером и сказали, что Канду приглашает в Кишинев, поэтому чрезвычайное заседание НСГ отменяется.

Другие народные избранники сказали NM, что утром им сообщили: «Кто хочет, может поехать в Кишинев, есть микроавтобус». В итоге шестеро депутатов: председатель НСГ демократ Владимир Кыса, независимые депутаты Екатерина Жекова, Михаил Железогло, Виталий Чебану, а также социалисты Александр Суходольский и Петр Чавдарь — предпочли чрезвычайному заседанию НСГ  встречу с Канду.

До встречи со спикером Суходольский и Чавдарь пообщались с президентом. Так совпало, что встреча народных избранников с Игорем Додоном тоже была организована в день, когда должно было пройти чрезвычайное заседание НСГ.

Еще 15 депутатов не пришли на заседание НСГ по неизвестным причинам.
Чтобы обсудить, как действовать в ситуации, когда Кишинев затягивает принятие касающихся автономии проектов, в Комрат прибыли 13 из 34 избранных народных избранников.

Зампред НСГ Александр Тарнавский выступил в роли адвоката Кишинева.

— Надо помнить, что закрепление полномочий автономии — это, как мы видели в поездках в автономии стран Евросоюза, длительный и кропотливый процесс, — сказал он.

— Но в Европе законы соблюдают! — воскликнул находившийся в зале советник башкана по правовым вопросам Иван Бургуджи.

— Внутри меня тоже кипят эмоции, — продолжил Тарнавский, — но давайте дадим шанс сегодняшней встрече в парламенте. Уверен, что она будет позитивной и эффективной, и наши законодательные инициативы найдут отражение в повестке весенне-летней сессии.

После этого вице-спикер предложил отложить политические амбиции и не проводить заседание.

Это возмутило депутатов Сергея Чимпоеша и Георгия Лейчу.

Чимпоеш отметил, что для начала, согласно регламенту, следовало сессию открыть.

Лейчу напомнил, что созыв чрезвычайного заседания поддержали 100% депутатского корпуса.

— Если мы не проводим заседанием, значит, потворствуем силам, которые в течение года умышленно затягивают принятие этих нормативных актов. О какой функциональности Гагаузии мы можем говорить, если не можем делать то, что должны были сделать уже давно? — недоумевал он.

Тарнавский предположил, что, возможно, официальный Кишинев решил этой встречей предостеречь беспокойную обстановку, так как ранее были высказаны разные точки зрения по этому вопросу.

Чимпоеш напомнил, как в 2014 году, накануне принятия решения о проведении референдума, большинство членов президиума НСГ срочно «убежали» в Кишинев. Ситуация, добавил он, повторяется «один в один». И за всем этим, по его словам, стоит демократ Николай Дудогло.

— Почему кто-то воспринимает, что мы сегодня хотим радикально выступить против Кишинева? Кто вам об этом сказал? Мы действуем в рамках закона, — подчеркнул он.

Чимпоеш добавил, что если бы Канду приехал выступить перед депутатам в Комрат, это был бы «знак уважения».

— Это все чистейшей воды провокация, чтобы закрыть сессию и закрыть нам рты. Я всего лишь говорю правду, — сказал Чимпоеш. И предложил подождать депутатов из Кишинева, чтобы продолжить заседание.

Тарнавский поспешил удалиться из зала.

Депутат Илья Узун отметил, что ситуация «логически понятна»: если зовет спикер парламента РМ, то спикер НСГ должен поехать.

— Я хочу, чтобы все понимали: оставшиеся здесь депутаты не настроены агрессивно против Кишинева и коллег. Мы просто должны обсудить, как действовать дальше. Я сам много раз слышал от господина Канду, что он делает все, чтобы наши законы в парламенте утвердили в редакции, которую мы предложили. Я, если честно, ему доверяю, — сказал Узун.

— А я не доверяю, — парировал Бургуджи.

— Это моя точка зрения, — продолжил Илья Узун, — я доверяю и надеюсь, что Канду вызвал коллег, чтобы принять все законопроекты.

Двенадцать оставшихся депутатов в итоге решили дождаться коллег и перенесли заседание на 15.00

Но вторая попытка созвать заседание снова провалилась, после обеда пришло еще меньше депутатов — 11.

Чимпоеш заметил, что если бы шестеро депутатов не поехали в Кишинев, был бы кворум. Все это какая-то «темная игра», уверен депутат.

Лейчу добавил, что президент «позвал двух депутатов», Канду — шестерых. И все для того, чтобы не было чрезвычайного заседания.

— Их там ввели в заблуждение, что здесь сепаратизмом попахивает, но там глупостью попахивает. Там — это где решили сорвать наше заседание, — пояснил он.

Депутат Григорий Дюльгер предположил, что «нас просто сталкивают лбами».

— В наших проблемах не виноват Кишинев, не надо выносить сор из избы, — вступил в дискуссию народный избранник Георгий Ефтени.

— Да не Кишинев! Проблема в нас самих, в гагаузах! — воскликнул Бургуджи.

Его поддержали и другие народные избранники. После дискуссии было решено дождаться заявлений коллег, которые встретились с Канду, затем обсудить вопрос за закрытыми дверями, а 18 июля провести экстренное заседание НСГ.

После встречи с депутатами НСГ пресс-служба парламента Молдовы выпустила пресс-релиз, в котором со ссылкой на заявления Канду говорится, что «существует политическая воля для принятия этих проектов». В какой редакции их намерены утверждать, не уточняется. Парламентская юридическая комиссия, напомним, перекроила все три проекта, по сути, лишив их смысла.

Между тем, Кысса, Жекова, Железогло и Чобану провели вечером в Комрате брифинг, на котором заявили о позитивных результатах встречи с Канду. Местное издание Gagauzinfo.md обратило внимание, что народных избранников при общении с прессой впервые охраняли сотрудники правоохранительных органов.

В беседе с NM председатель НСГ Владимир Кысса сообщил, что в кишиневском парламенте их «очень хорошо приняли». «Мы прямо спросили, есть ли политическая воля для принятия проектов. Канду нам четко сказал, что все три законопроекта примут до конца текущей сессии», — сказал он.

На вопрос NM, в какой редакции Канду обещал рассмотреть проекты, Кысса ответил, что депутаты настаивали на  том, чтобы их рассматривали в предложенном НСГ варианте. «Канду нас заверил, что возможны некоторые незначительные изменения, которые не повлияют на суть проектов», — уточнил глава НСГ.

На заявление коллег из НСГ о намеренном срыве заседания Кысса отметил, что «это бред», и кто-то наверняка специально остался в Комрате, чтобы делать политические заявления.

«В Кишинев пригласили всех 34 депутатов, — добавил он. — Просто не было смысла обсуждать впустую проблему в НСГ, когда была возможность напрямую задать все вопросы Канду».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: