Как в Молдове управляют госкомпаниями: убытки, долги, а также зарплаты руководства стабильно растут
8 мин.

Как в Молдове управляют госкомпаниями: убытки, долги, а также зарплаты руководства стабильно растут


Общие убытки молдавских госпредприятий в 2014 году составили почти 3 млрд леев — в пять раз больше, чем в 2013-м. Их долги выросли за год в полтора раза — до 39,9 млрд леев. При этом зарплаты руководителей, а также выплаты чиновникам-членам админсоветов, за редким исключением, существенно увеличились. Основной причиной такого положения дел власти и эксперты называют неэффективный менеджмент. Выход эксперты видят один: ликвидация и приватизация госкомпаний, многие из которых, по их мнению, существуют лишь для отмывания публичных денег и получения дополнительных доходов правительственными чиновниками.

По данным Агентства публичной собственности, в прошлом году убытки молдавских государственных предприятий и акционерных обществ с долей государства более 30% достигли почти 3 млрд леев, тогда как в 2013 году эта цифра составляла около 600 млн леев. Долги выросли на 50% — с 26,7 до 39,9 млрд леев. В то же время обороты (доходы от продаж) увеличились всего на 10%.

Больше всего убытков аккумулировали энергокомпании: Moldovagaz, Moldelectrica, Energocom, Северные и Северо-восточные распределительные сети, ТЭЦ-2 и другие госпредприятия этой отрасли потеряли в 2014 году более 2,5 млрд леев. При этом 2013 год ряд этих компаний закончили с прибылью, например Energocom и распределительные сети. Увеличились за год убытки и на госпредприятии «Молдавская железная дорога» — с 30 млн леев до 101,6 млн леев.

newsmaker.md/rus/novosti/rodstvenniki-vysokogo-poleta-chi-blizkie-rabotayut-na-vazhnyh-postah-v-gospredpriy-13238
 

Резко отрицательные показатели по итогам года зарегистрированы в Banca de Economii (ВЕМ): в 2013-м прибыль составила 35,5 млн леев, в 2014-м — убытки в размере 244 млн леев. Не лучше картина в госпредприятии MoldATSA: в 2013-м — прибыль в размере 48 млн леев, в 2014-м — убытки в сумме 29 млн леев.

У некоторых госпредприятий прибыль снизилась в десять раз: Franzeluta — с 11,05 млн до 1,4 млн леев, Cricova — с 4,3 млн леев до 417 тыс. леев. Даже у таких, казалось бы, благополучных госкомпаний, как Moldtelecom и Air Moldova, доходы снизились: с 64,9 млн до 62,8 млн леев и с 1,8 млн до 1,2 млн леев соответственно.

С растущей прибылью в 2014 году работали госпредприятия Metalferos, Glass Contaner company, Posta Moldovei, Стекольная фабрика и некоторые другие. В целом в прошлом году прибыль от продаж или оказания услуг получили 120 госпредприятий из 202 и 28 из 58 акционерных обществ с 30-процентной и более долей государства.

По мнению властей, главная причина непродуктивной работы госпредприятий — традиционно неэффективный менеджмент. Это признают и в правительстве, и в парламенте. При этом, по мнению депутата Владимира Головатюка, начиная с 2009 года к плохому менеджменту добавилась политическая составляющая. «Руководителями госкомпаний стали назначать по партийной принадлежности, а не по профессиональным качествам. Особенно это было заметно в сфере энергетики»,— пояснил Головатюк. В результате, по его словам, вместо заявленной властями оптимизации деятельности госкомпаний происходило и происходит их использование в качестве источника личного и партийного обогащения.

Помимо некачественного управления, по мнению депутата, на результаты прошлого года повлияла также резкая девальвация нацвалюты, которая особенно затронула предприятия, связанные с импортом, прежде всего энергетические.

В некоторых министерствах между тем не считают, что плохо руководят подведомственными госкомпаниями. В минэкономики, к примеру, таких 41 — это госпредприятия и АО. Из них убыточны те, что связаны с энергетикой, и их убытки, по информации минэкономики, обусловлены низкими тарифами и крупными инвестициями, которые были сделаны в прошлом году, к примеру, в Moldelectrica.

С этим не согласна Счетная палата, аудиторы которой видят причины неэффективности госкомпаний в непрозрачном механизме оплаты их менеджмента, в отсутствии связи между производительностью труда и размером зарплат руководства, а также в слабом контроле со стороны государства. Об этом говорится в отчете об аудите доходов руководства госкомпаний, который провела палата (период проверки — с 2012 по 2014 годы).

В отчете Счетной палаты отмечается, что далеко не на всех госпредприятиях соблюдаются положения Закона о заработной плате, ограничивающие оклад директоров пятью средними зарплатами по предприятию, а премии и гонорары — шестью его же окладами (эти поправки приняты парламентом в конце 2012 года). Аудиторы также подчеркивают, что, несмотря на миллионные убытки многих госкомпаний, выплаты их руководству и членам админсоветов росли, причем даже на предприятиях, которые находятся в процедуре банкротства.

При этом, по данным палаты, доходы чиновников, которые входят в админсоветы госпредприятий (часто сразу нескольких), в разы превышают их доходы по основному месту работы. В то же время эффективность их работы в админсоветах весьма сомнительна, отмечают аудиторы.

newsmaker.md/rus/novosti/mezhdu-natsionalizatsiey-i-likvidatsiey-otnosheniya-moldovy-s-mvf-zavisyat-ot-resh-14826
 

В качестве примера Счетная палата приводит ситуацию в Banca de Economii, где управляющий в 2014 году получал 70,3 тыс. леев в месяц и примерно столько же в 2011-м, тогда как финансовая ситуация в банке за это время не просто ухудшилась: банк, в админсовете которого заседают госчиновники, стал центральным фигурантом дела о «краже века». При этом, по данным отчета Счетной палаты, члены админсовета BEM подняли себе ежегодные выплаты на 60 тыс. леев и часто получали их без присутствия на заседаниях. К примеру, в 2013 году три представителя государства работали в админсовете только два месяца, а деньги получили за целый год.

Еще один показательный пример — Moldtelecom. Его директор получал в прошлом году 52,3 тыс. леев в месяц, больше, чем тремя годами ранее. Выросли за это время и выплаты пяти членам админсовета — в общей сложности со 135 тыс. леев до 165 тыс. леев. При этом прибыль компании уменьшилась в три раза — с 202 млн леев в 2011-м до 62 млн в 2014 году.

Согласно отчету Счетной палаты, есть и такие госпредприятия, где зарплаты директоров снизились,— например Tutun-CTC, подведомственный минсельхозу. В 2014 году директор этой компании получал около 40 тыс. леев в месяц, тогда как в 2011-м — 160 тыс. леев. Снизились и доходы членов админсовета: с учетом экономической ситуации минсельхоз решил сократить их вполовину. В то же время прибыль компании за это время уменьшилась в шесть раз — с 76,9 млн до 12,3 млн леев.

Из чиновников, входящих в админсоветы госкомпаний, в прошлом году больше всего за это получил замминистра экономики Октавиан Калмык. В качестве представителя государства в админсоветах пяти госпредприятий (Banca de Economii, Metalferos, Moldexpo, UNIC, Moldovagaz) он получил 620 тыс. леев при доходе на основном месте работы в три раза меньшем — 153 тыс. леев.

Чуть менее — 493 тыс. леев — за членство в админсоветах получил бывший замминистра финансов Штефан Крянгэ (сейчас он депутат и председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам). Крянгэ представлял интересы государства в девяти компаниях, среди которых Moldtelecom, МЖД, Franzeluta, Air Moldova, Poșta Moldovei. По словам Крянгэ, работа в админсоветах не мешала его основной деятельности, поскольку админсоветы собирались раз в три месяца и обычно вечером. Главное, по его словам, составить в начале года хороший план действий для госпредприятий, а дальше админсовету остается только контролировать его соблюдение. Когда Крянгэ стал депутатом, он отказался от членства в админсоветах, хотя законодательство позволяет его сохранить.

По словам главы Счетной палаты Серафима Урекяна, пример Крянгэ — исключение, поскольку чиновники пытаются использовать любую возможность для личного обогащения за счет государства. По мнению Урекяна, необходимо срочно разработать реформу по администрированию госкомпаний и внедрить механизм оценки работы их руководителей и представителей государства в зависимости от результатов самих предприятий.

Срочно навести порядок на госпредприятиях считает нужным и Владимир Головатюк. Он также полагает, что не все сектора экономики можно отдавать в частные руки, особенно стратегические, те, которые обеспечивают условия функционирования экономики (энергетика, например): «Если позволить их приватизировать, учитывая уровень платежеспособности молдавского населения, мы вскоре окажемся в темноте и холоде».

Исполнительный директор Национальной конфедерации патронатов РМ Дину Армашу уверен, что госпредприятия надо либо приватизировать, либо ликвидировать, поскольку они, часто занимая доминирующее положение на рынке, существуют лишь для отмывания публичных денег и получения допдоходов правительственными чиновниками.

Эксперты также уверены, что единственно верный выход — избавиться от госпредприятий, продав их частным инвесторам, у которых будет интерес эффективно работать и получать прибыль. Государство при этом только выиграет от роста качества товаров и услуг, считает исполнительный директор Expert-Grup Адриан Лупушор. Он не сомневается в том, что приватизацию блокируют чиновники, которые «самым нетранспарентным образом» делегированы государством в админсоветы для контроля за работой госкомпаний и распределением дивидендов. Распределение, отметил он, также непрозрачно. Чтобы изменить ситуацию в госкомпаниях, считает эксперт, нужна «только политическая воля и ничего больше, поскольку высокопрофессиональные управленцы в Молдове есть».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: