Межэтническое планирование. Власти готовят план интеграции нацменьшинств в молдавское общество
8 мин.

Межэтническое планирование. Власти готовят план интеграции нацменьшинств в молдавское общество


Чиновники и представители нацменьшинств обсудили план реализации Стратегии укрепления межэтнических отношений. Представители этнокультурных организаций похвалили правительство за «мужество» в связи с принятием этой стратегии. Но при этом напомнили, что Молдова до сих пор не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков и не обеспечила представительство граждан из числа нацменьшинств в центральных органах власти. А присутствовавшие на встрече дипломаты отметили, что молдавское общество искусственно разделяют «для достижения краткосрочных политических целей».

План интеграции нацменьшинств обсудили на конференции «Интеграция общества: внедрение Стратегии укрепления межэтнических отношений в Молдове на 2017-2027 годы», которая прошла в Кишиневе 16 февраля. Мероприятие организовало Бюро межэтнических отношений в сотрудничестве с офисом верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств. В конференции приняли участие представители правительства, этнокультурных организаций, ООН, ОБСЕ, дипломаты и зарубежные гости.

Как отметил директор Бюро межэтнических отношений Олег Бабенко, цель мероприятия — доработка плана действий по внедрению Стратегии укрепления межэтнических отношений (утверждена правительством в декабре 2016 года). «Интеграция — это динамичный процесс, который требует вовлечения всех групп общества. Наше общество разобщено: существуют проблемы лингвистической интеграции, распространены стереотипы, есть проблема представительства нацменьшинств в органах власти. Все это мы учитываем в плане внедрения стратегии», — сказал Бабенко.

Он отметил, что стратегия рассчитана на 2017-2027 годы, но так как она включает решение множества накопившихся проблем, было решено внедрять ее поэтапно. Бабенко добавил, что реализация стратегии должна помочь «формированию гражданской идентичности, основанной на признании многообразия молдавского общества и его целостности».

Во сколько обойдется реализация стратегии, Бабенко ответить затруднился.

Стратегия включает несколько приоритетных направлений: участие граждан из числа нацменьшинств в жизни общества, язык как средство интеграции, межкультурный диалог и чувство гражданской принадлежности к Молдове, а также СМИ. Одна из ключевых задач стратегии — улучшение преподавания и повышение уровня владения государственным языком.

«Большое мужество правительства Филипа»

На конференции должен был выступить премьер-министр Павел Филип, но вместо него пришел советник премьера по вопросам безопасности Михай Годя. Он отметил, что по крайней мере три предыдущих правительства планировали утвердить эту стратегию, но только правительству Филипа удалось доработать и принять документ.

Сопредседатель Координационного совета этнокультурных организаций Николай Терзи назвал принятие стратегии «большим мужеством правительства Филипа» и отметил, что получил от этого документа «большое удовольствие». «Но хочу отметить: кто читал этот документ, меня поймет, что внедрять стратегию очень и очень непросто. Даже если у нас будет консенсус по всем спорным вопросам», — предупредил Терзи.

Тем не менее, по его словам, принятая стратегия — это качественно новый подход в национальной политике Молдовы, которая, по мнению Терзи, была провальной «энное количество лет».

«Кодекс об образовании был принят без учета пожеланий нацменьшинств. На общественном телевидении нацменьшинствам должно быть отведено достойное время, но сейчас программы для нас показывают или далеко за полночь, или рано утром. И самое больное — нацменьшинства должны быть представлены в центральных органах власти. Давайте уже признаем: языковой вопрос давно не самый острый, так как молодое поколение владеет государственным языком», — подчеркнул Терзи.

Примером «провальной национальной политики» властей, по его словам, можно считать и то, что гагаузские ансамбли не участвуют в культурных мероприятиях республиканского уровня. «Гагаузский ансамбль песни и танца «Дюз Ава» шесть лет не участвовал в республиканском фестивале «Мэрцишор». Разве это не провал национальной политики?», — задался вопросом Терзи. Он предложил премьеру учредить должность советника по правамнацменьшинств, напомнив, что в непростые 1990- е годы такая должность в правительстве была.

Терзи, кроме того, призвал «командировать в Гагаузию не прокуроров и полицейских, а учителей румынского языка, для которых он является родным». «Мы сегодня сохранили, пусть хрупкий, но межнациональный мир. Но со стратегией не должно произойти так, как с Законом об особом правовом статусе Гагаузии. Я считаю его лакмусовой бумажкой соблюдения всех остальных законов, затрагивающих права нацменьшинств», — подчеркнул сопредседатель Координационного совета этнокультурных организаций.

Председатель Болгарской ассоциации Иван Забунов также начал с похвалы правительству Филипа. Он заявил, что власти наконец серьезно задумались о проблемах нацменьшинств и приняли «совершеннейшее законодательство» в этой области. По его словам, самое важное, что это «честный документ, который разработан ответственно». «Невозможно отказаться от одной трети своего народа и строить независимое государство. Очень важно, что в этой стратегии подтверждается, что русский — язык межнационального общения. Очень важно соблюдение реального, а не декларативного равенства. Это только в семье могут быть оба равны, но жена равнее», — считает Забунов.

«Многообразие должно объединять»

Затем слово взял глава парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям, депутат от Партии социалистов Владимир Цуркан. Он выразил удивление и сожаление по поводу прозвучавшей похвалы правительству. «Тут говорили, что правительство нашло мужество для принятия стратегии, а я считаю — это его обязанность работать в интересах всех граждан. А вот мужества представить стратегию в парламенте власти не нашли», — считает социалист. По его словам, этот документ должны были рассматривать именно в парламенте, так как только он представляет волю народа.

Цуркан, кроме того, считает, что в документе остались неучтенными многие важные вопросы. «В плане реализации стратегии ничего не говорится о том, как именно правительство обеспечит гарантированное право обучения на родном языке. Я уже не говорю о том, что  в населенных пунктах, где живут нацменьшинства, закрываются школы и тд. Но я все же надеюсь, что план будет более конкретным, и будет соответствовать чаяниям народа», — сказал Цуркан.

Отвечая на критику социалиста, советник премьера Годя сказал NM, что в парламенте, с учетом того, «как политизируются все вопросы, которые туда попадают, эту стратегию, скорее всего, снова бы отложили в долгий ящик». В то же время советник премьера уверен, что, «по существу, межэтнических проблем в Молдове никогда не было». «Общество Молдовы разделено не из-за языкового или национального вопросов, а из-за некоторых политиков и «друзей страны»», — полагает Годя.

С ним согласен глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола, по мнению которого молдавское общество искусственно разделяют «для достижения краткосрочных политических целей». «Это не приносит пользы людям, за исключением некоторых, которые преследуют цель быть избранными. Но разобщенное общество не может развиваться, потому что такое общество не концентрируется на важных проблемах, такой, например, как борьба с коррупцией», — подчеркнул дипломат.

По его словам, сейчас важно, как будет внедряться эта стратегия. Он отметил, что ее необходимо реализовывать на всех уровнях, с вовлечением всех госучреждений. Тапиола добавил, что «многообразие должно объединять», а соблюдение прав нацменьшинств — один из принципов существования ЕС.

Европейского дипломата поддержала постоянный координатор ООН в Молдове Дафина Герчева, которая отметила, что «Молдова — очень разнообразная страна с огромной историей, и это делает ее особенной, и не является препятствием для развития страны». «Принятие стратегии — важный шаг, но не менее важно разработать хороший план ее внедрения», — подчеркнула Герчева.

«Очень сложный документ»

Глава миссии ОБСЕ в Молдове Майкл Скэнлан, в свою очередь, уверен, что реализация стратегии позволит «сплотить общество и сделать его более сильным». «Бюро должно подготовить план действий, в котором следует четко указать обязанности каждого министерства и госагентства. Немаловажно также выделить необходимый для реализации стратегии объем средств. В контексте предстоящей реформы публичной администрации мы призываем правительство укрепить Бюро межэтнических отношений, чтобы оно смогло разработать план и потом контролировать его реализацию», — сказал глава миссии ОБСЕ.

О важности сохранения Бюро говорили и ректор Славянского университета Татьяна Млечко, и глава украинской общины Валентина Морару, по мнению которой, нужно выделять Бюро больше средств. «В нынешних финансовых условиях мы можем лишь организовать мероприятия для людей третьего возраста, петь с ними песни. Для того, чтобы привлекать молодежь, у нас не хватает средств», — отметила Морару.

Вопрос сохранения Бюро межэтнических отношений после реформы правительства остается открытым. По словам Михая Годи, «окончательное решение еще не принято». «Но функции Бюро сохранятся в любом случае, останется ли эта структура в нынешнем виде или ее задачи будет выполнять другое учреждение», — сказал Годя.

Еще одним вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала ратификация Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, которую Молдова подписала в 2002 году. «И в стратегии, и в плане ее реализации есть пункт о ратификации хартии. Многие знают, что предмет споров о ратификации хартии — русский язык и его статус. Колонизаторы давно уехали из Индии, а английский там остается языком высшего образования. Мы должны понимать, что даже если здесь не останется ни одного русского, это не означает, что в республике перестанут говорить по-русски. Я бы хотела, чтобы все оценили значимость русского языка как средства интеграции. Это поможет нам придать ему необходимый статус и скорее ратифицировать хартию», — подчеркнула Татьяна Млечко.

Глава Бюро межэтнических отношений Бабенко отметил в этой связи NM, что хартия — «очень сложный документ». «При этом каждая страна имеет право учитывать свою специфику. Но это вопрос к парламенту, а не к правительству, так как хартии ратифицирует законодательный орган», — уточнил Бабенко.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: