«Общий язык»
Спецпроект NM и ВАШ о непредсказуемом прошлом Молдовы
NewsMaker и университет Высшая антропологическая школа представляют масштабный исторический спецпроект «Общий язык». Это остросюжетный исторический сериал о людях, которые жили на нашей земле с древнейших времен и владели важным навыком, не потерявшим актуальности, – находить общий язык друг с другом.
О ПРОЕКТЕ
Это восемь историй, восемь сюжетов, охватывающих период от каменного века до XIV столетия н.э. Авторы стремились уйти от примитивных трактовок истории, нацеленных на политизацию прошлого, на выяснение того, кто раньше кого жил на этой земле, кто древнее и более развит. Такой проблематики в реальной науке не существует.

То прошлое, которое реконструирует современная археология, выглядит не менее сложным, драматичным, чем переживаемое настоящее. А люди, жившие, в том числе, на этой земле, испытывали столь широкий диапазон эмоций, который может быть вполне понятен и нашим современникам. Удивительные взлеты развития, падения, отчаянные катастрофы, исход населения, встреча культур, языков и этносов, их солидарность перед лицом общих бед – все это не раз переживалось на нашей земле.

Авторы фильма попытались привлечь внимание именно к этому, не всегда известному многим, опыту прошлого. Именно он роднит нас с теми, в ком часто так сложно разглядеть «родственную душу».
1 серия
Два человечества

Смотреть
Слушать
Читать
Этот проект о нашем непредсказуемом прошлом. О людях, которые жили на этой земле до нас. О самой этой земле, тысячелетиями служившей местом встречи непохожих друг на друга культур и народов.

Это несколько историй о том, как на этой земле чужие становились своими. О тех местах, которые все еще хранят память об этом. О тех временах, когда именно тут люди искали и находили самое бесценное сокровище - общий язык.

В фантастической литературе и в кинофантастике часто присутствует один волнующий момент – встреча людей с гуманоидами. Этакими человекоподобными существами, наделенными более развитыми способностями и талантами. В зависимости от сюжета эта встреча может быть предельно опасной, а может сулить начало новой эры всекосмического взаимопонимания, любви и дружбы.

Дело в том, что этот расхожий мотив, как выясняется, не столь фантастичен. В каком-то смысле он опирается на документально зафиксированные события. Такая встреча действительно была.
ДВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Состоялась эта встреча примерно 50 тыс. лет назад. Только то человечество, которое тогда встретило странных пришельцев, выглядело несколько иначе, чем мы. Ученые называют этих людей неандертальцами – по месту первого обнаружения их останков в долине Неандерталь под Дюссельдорфом.

Тем не менее непривычный вид пришельцев наверняка вызывал у неандертальцев смешанные чувства – от тревоги и ужаса до эстетического восторга. Мы точно знаем, как эти пришельцы выглядели. Как это и положено всяким гуманоидам, они были в чем-то похожи на самих неандертальцев. Но более всего они походили на нас – на нас теперешних. И все оттого, что они, собственно, и были нашими прямыми предками. Антропологи называют их homo sapiens или кроманьонцами от французского грота Кро-маньон, где впервые и были обнаружены их останки.
Антрополог, доцент кафедры антропологии МГУ, Москва Станислав Дробышевский:

«В то же самое время, когда в Европе доживали свой последний век неандертальцы из Африки, вдруг неожиданно понаехали кроманьонцы. Есть много вопросов на тему того, почему они не понаехали раньше, но примерно где-то между 43-35 тыс. лет [назад] вдруг неожиданно в Европе, ну не только на самом деле в Европе, а вообще в Евразии, появилось огромное количество sapiens».
Ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург, Леонид Вишняцкий:

«Это был период, когда на земле существовали и неандертальцы, и homo sapiens. Причем существовали они практически на одном культурном уровне. Говоря археологическим языком, и те, и другие были носителями среднепалеолитических традиций обработки камня и кости. И так продолжалось на протяжении многих десятков тысяч лет».

Да, сегодня уже ясно, что «два человечества» не просто встречались, общались и конфликтовали. Данные палеогенетики свидетельствуют: эти ребята позволяли себе куда большее. Они любили друг друга! Не берусь утверждать, насколько эта любовь была взаимной. Но то, что ее итогом становилось совместное потомство – факт бесспорный. Настолько, что все современные люди, живущие в Европе и части Азии, несут в своем ДНК неандертальские гены».
По словам Вишняцкого, костные останки нескольких достаточно ранних европейских homo sapiens проанализировали, и выявили последовательности ДНК, типичные для неандертальцев. Особенно интересные данные, говорит ученый, получили в результате анализа челюсти человека современного, несомненно, анатомического типа, найденные в «Пещере костей» (Peștera cu oase) в Румынии.
«Согласно выводам генетиков, до одной десятой части всей ДНК этого человека была получена им не от сапиентных, а от неандертальских предков. Более того, длина некоторых участков специфической неандертальской ДНК этого человека была настолько велика, что можно было сделать вывод, что его неандертальские предки жили где-то на пять-шесть поколений раньше, чем жил он сам. То есть его пра- пра- прабабушка или дедушка явно принадлежали не к виду homo sapiens, а к виду homo neanderthalensis», — рассказал Вишняцкий.
По мнению автора фильма, это серьезный повод поразмыслить о самих себе, покопаться в своем неандертальском прошлом. А еще задаться вопросом: могла ли такая встреча «двух человечеств» произойти здесь, в Молдове?
Неандертальцы появились в Молдове - на левобережье Прута - не позже 55 тыс. лет назад. Рядом с селом Тецканы в Бричанском районе была обнаружена одна из их многочисленных стоянок. Но именно там была получена такая определенная - радиоуглеродная дата.

Автор фильма, доктор истории Высшей антропологической школы Молдовы Марк Ткачук на протяжении всей первой серии периодически появляется в кадре, показывая и рассказывая о местах на территории республики, где жили неандертальцы. Например, одно из таких мест - грот у села Буздужаны Единецкого района. «Здесь неандартальцы жили своей не простой человеческой жизнью. А что мы, собственно, знаем об этой нашей родне? Вроде бы все, что нам известно, не дает основания для особой гордости! Волосатые, обезъяноподобные, мычащие, примитивные существа. Что называется: послал бог родственничков!» - восклицает историк.

Оказывается – все не так. Понаехавшие сюда из Африки сапиенсы выглядели достаточно импозантно.
Антрополог, доцент кафедры антропологии МГУ, Москва, Станислав Дробышевский:

«Благодаря палеогенетике мы знаем, что у них всех была темная кожа, темные волосы, темные глаза. И, с точки зрения современного человека, это был бы негр. Конечно, это не были негры в нынешнем понимании, потому что негроиды как раса возникли, может, 12 тыс. лет назад, а то и меньше. Мы же говорим о временах 40 тыс. лет назад. Это были такие древние экваториалы. По всем признакам они были темнокожие, очень вытянутые и худые, с темными волосами, с большой вероятностью курчавыми волосами, хотя мы этого точно не знаем, с темными глазами. Ну да, выглядели они как современные африканцы».
Но это еще не все. Оказывается, что в отличие от смуглых хомосапиенсов, неандертальцы были светлокожими и, скорее всего, рыжими. Особой растительности на их теле не было. Приземистые, ширококостные, с развитой мускулатурой людей, не покидающих фитнес-зала.
Станислав Дробышевский:

«Они не были какими-то прямо ужасными троглодитами, они были вполне себе статными красавцами. Другое дело, что они были коренастыми, не слишком высокого роста, но нельзя сказать, что карликами – 1,6-1,65 м у мужчин. В принципе, такой рост был характерен для европейцев 19 века. С некоторой вероятностью, хотя тут есть сомнения, исходя из данных палеогенетики, у них, неандертальцев, по крайней мере, у многих, была светлая кожа, и, может быть, светлые или рыжие волосы, и, может быть, светлые глаза».
Станислав Дробышевский:

Как объяснил Вишняцкий, современные люди, живущие в разных регионах, не похожи друг на друга, и неандертальцы тоже были не похожи, может быть, в меньшей степени, но тоже не были абсолютно однородны. Сейчас многие антропологи говорят о том, что можно выделить, по крайней мере, три таких неандертальских морфотипа, причем это подтверждается и генетическими данными, которые постепенно накапливаются во все большем количестве.

По словам ученого, самый классический тип неандертальцев жил в Западной Европе и как раз в Западной Европе меньше всего свидетельств скрещивания между неандертальцами и homo sapiens. «А у популяции неандертальцев, которая обитала в Центральной Европе, эти классические неандертальские черты были выражены не столь отчетливо, они были как бы сглажены, смягчены, и для Центральной Европы как раз есть наибольшее количество и анатомических, и генетических свидетельств скрещивания», - рассказал Вишняцкий.
О ДНК и мастерстве неандертальцев
Ко временам появления африканских беженцев – людей современного облика - неандертальцы около 700 000 лет живут в холодной Европе. Если и существовали когда-либо в истории подлинные, настоящие европейцы, то это они – неандертальцы. У них была своя, судя по всему, достаточно развитая речь. Европейская речь. В отличие от всех языков, на которых говорит современное человечество и которые восходят к одному африканскому праязыку. Покатый лоб с надбровными дугами не должен вводить в заблуждение. Объем мозга у них был на целую сотню кубических сантиметров больше, чем у современных людей.

«Хотя, конечно, интересно, кто кого любил больше? Горячие африканские парни неандертальских блондинок? Или, напротив, неандертальские парни не могли устоять перед томными чарами смуглолицых незнакомок?» - как будто спрашивает у зрителей закадровый голос.
Антрополог, доцент кафедры антропологии МГУ, Москва, Станислав Дробышевский:

«Кто с кем смешивался, с какой стороны были мужчины, с какой – женщины? Генетика пока на эту тему ничего не говорит, потому что мы это могли бы узнать, если бы нашли какие-то следы в митохондриальной ДНК или в Y-хромосоме. Секрет на самом деле заключается в том, что, если у женщины рождаются не дочки, а сыночки, то ее митохондриальная ДНК не переходит в следующее поколение. Свою генетику она передаст на самом деле ,и до нас дойдет этот ядерный геном от неандерталки. Но мы это митохондриально не увидим, также как если это будет мужик - неандерталец и у него будет куча детей от кроманьонки, но они все будут девочки, то мы тоже этого никак не увидим».
В любом случае 50 тыс. лет назад обстановка благоприятствовала наведению мостов между двумя человеческими видами. Молдавским неандертальцам в этом смысле особенно повезло. Лютый холод оледенения предшествующего периода отступил, а очередное и последнее оледенение наступит только через 20 тыс. лет. К этому времени неандертальцев тут уже не будет. Таким образом, времена, когда Молдова подверглась своей первой европейской модернизации, то есть когда неандертальцы добрались до этих территорий, считаются самыми «успешными» в истории всего неандертальского вида.
И зритель вновь видит Марка Ткачука в гроте Буздужаны:

«Найдены остатки нехитрой неандертальской трапезы. Меню состояло из этих животных, кости которых были обнаружены вместе с кремневыми орудиями неандертальцев. Добыть их мясо к обеду – не в супермаркет сбегать. Но неандертальцам это удавалось».

И зритель вновь видит Марка Ткачука в гроте Буздужаны:

Археолог показывает остатки кремневых орудий труда. По его словам, примитивными их может считать только тот, кто ни разу ни пытался сделать что-то подобное. «Это кремневый нуклеус. Большой, кремневый камень, от которого откалывались отдельные отщепы, которые потом превращались в острые, как бритва орудия», - объясняет Ткачук.

Целое современное направление – экспериментальная археология – занята сегодня восстановлением утраченных навыков изготовления орудий труда первобытных людей. Молдавский археолог, доктор истории Сергей Коваленко овладел этой премудростью в совершенстве и, наверное, мог бы 40 тыс. лет назад преподать настоящий мастер-класс по этому ремеслу.

В фильме он подробно показывает и рассказывает, как неандертальцы изготавливали орудия труда.
Заведующий сектором преистории и трасологии Института культурного наследия АН Молдовы Сергей Коваленко:

«Техника, которую использовали кроманьонцы и поздние неандертальцы, связанная с параллельных снятием заготовок, была достаточно широко распространена на нашей территории уже 30 тыс. лет назад. Очень важно выбрать полноценный участок для предстоящего скалывания. (Наносит удары небольшим каменным отбойником по крупному куску кремния — NM.) Чтобы превратить получившийся удачный остроугольный скол в проколку, которая при прокалывании шкур не портила бы саму шкуру, нужно было притупить края. Это все производилось более мелкими песчаными отбойниками. И вот получалась такого рода проколочка».

С охоты неандертальцы возвращались домой, а домами им служили, как правило, пещеры, гроты, скальные навесы. Хотя неандертальцы уже умели строить жилища из деревьев или бивней мамонта. Вот еще одна люксовая жилплощадь неандертальецев – грот Тринка в Единецком районе. Сегодня можно легко себе представить, как тут, у края скалы, родичи ждут охотников. Наверняка, они волнуются, ведь охотники сами могут стать добычей пещерного льва или пещерного медведя, которые тут водились в изобилии. Их кости тут тоже обнаружили, а это свидетельство того, что неандертальцам удача все-таки не раз улыбалась.
Еще один объект неандертальской недвижимости — грот Ла Сэрэтурь в Рышканском районе.

«Тесноватый, надо сказать, — рассказывает о гроте Ткачук. — Учитывая, что обычное неандертальское стойбище насчитывало до 20-30 человек, очень сложно себе представить, как здесь можно было наладить совместный коммунальный быт. При том, что, как на это прямо указывают специалисты, неандертальцам было свойственно особое великодушие: своих неполноценных сородичей, не способных прожить без посторонней помощи, они не бросали, ухаживали за ними. Иными словами, в гроте этом было полно народу. Да и дел невпроворот. Кроме добычи и приготовления пищи, нужно было выделывать шкуры для одежды, растирать охру для ритуальных целей, вырезать из кости украшения. Все это неандертальцы умели делать и делали ничуть не хуже следующего поколения людей, которое сюда прибыло».

Как долго неандертальцы продержались в бассейнах Прута и Днестра, точно сказать пока невозможно. Но очень похоже, что последние из них исчезли уже после того, как в регионе появились первые представители нашего вида.

По словам Ткачука, исключением может быть грот у села Брынзены в Единецком районе. «Археологи, проводившие раскопки, обнаружили тут орудия достаточно архаического типа. Тем не менее радиоуглеродные датировки, которые были получены здесь, говорят, что люди, жившие здесь, увы, с неандертальцами уже не встретились», — пояснил историк.
Научный сотрудник, Институт культурного наследия АН Молдовы Виталий Бурлаку:

Даты, которые мы получили, — 19 тыс. лет до н. э., — сомнительные, потому что там очень много материала, который относится к среднему палеолиту. Там есть архаичные предметы, включая бифасы — двухстороннее обработанное орудие, остроконечники мустьерского типа, скребла, зубчатые предметы, выемчатые предметы. Но это не значит, что это были неандертальцы.
Тем не менее, если подыскивать возможное место гипотетической встречи «двух человечеств» на молдавской земле, то произойти она могла вот где. Исследователи считают, что внимание следует обратить, прежде всего, на северо-запад Молдовы, на так называемую толтровую зону с ее многочисленными пещерами, гротами и скальными навесами.

Показывая грот у села Старые Дуруиторы, Марк Ткачук, ссылается на мнение археологов, которые считают, что самые нижние слои оставлены здесь неандертальцами, а более поздние, верхние, людьми современного вида.

«Если встреча неандертальцев и людей современного вида где-то и произошла, то, скорее всего, она произошла именно в этом гроте», - говорит ученый.

«Там, в Дуруиторах есть слои культурные, и среднего палеолита, и верхнего палеолита. То есть там точно жили сначала неандертальцы, а потом сапиенсы. Но насколько велик хронологический разрыв между временем пребывания в этом гроте первых и вторых, пока мы точно на этот вопрос ответить не можем. Возможно, этот разрыв был очень невелик. Более того, возможно, когда в Старых Дуруиторах жили неандертальцы, где-то по соседству, в гроте Брынзены, например, буквально в 10-20 километрах, или, скажем, в гроте Чунту, жили уже люди современного анатомического типа.
И вообще весь окружающий район привлекал к себе представителей обоих человечеств. С древнейших времен этот район отличался и богатыми биоресурсами – в первую очередь промысловыми животными. Не случайно по числу и плотности памятников каменного века этой поры он занимает второе место в Восточной Европе.
Гипотезы исчезновения неандертальцев
Но тем не менее неандертальцы не сохранились. Они вымерли, и это вымирание достаточно синхронно связывается с появлением людей нашего облика. Увы, но приходится признать, что это стало, в общем-то, главным и печальным итогом встречи «двух человечеств».

Существует множество гипотез, отчего исчезли неандертальцы и отчего хомо сапиенсы одержали верх в этой встрече.

К примеру, Вишняцкий уверен, что неправомерно говорить о вымирании, исчезновении, а, скорее всего, следует говорить об ассимиляции, на что и указывают результаты генетического исследования челюсти из пещеры Ку оасе. По его словам, то же самое вполне могло иметь место и на территории, смежной с румынской Трансильванией, на территории Прутско-Днестровского междуречья.

Действительно, вряд ли приходится говорить о геноциде, который устроили наши африканские предки местному европейскому сообществу. Хотя нельзя исключать, что неандертальцы могли стать жертвой каких-то новых болезней, привнесенных пришельцами, и к которым у неандертальцев не было иммунитета.
Научный сотрудник Института культурного наследия АН Молдовы Виталий Бурлаку:

С приходом кроманьонцев на территорию Европы были принесены те же болезни, которые существовали на территории Африки или Ближнего Востока.

Антрополог, доцент кафедры антропологии МГУ, Москва, Станислав Дробышевский:

Одна из версий исчезновения неандертальцев связана с их очень суженной экологической нишей. Что, дескать, они были специализированные хищники, ели только мясо, причем не любое мясо, а исключительно мамонтов и шерстистых носорогов. И даже есть такие работы по Сен-Сезеру во Франции, что неандертальцы ели мамонтов и шерстистых носорогов, а пещерные гиены - северных оленей. А неандертальцы северных оленей в сторону отводили, мол, это не мясо. И соответственно, при очень маленьком количестве ресурсов, доступных в предледниковом климате, когда не разбежишься особо, они еще и специализировались на отдельных видах добычи. И поэтому много их быть не могло по определению. Тем более и мамонты, и шерстистые носороги — это крупные животные, которых в принципе на территории много быть не может. А когда пришли кроманьонцы из Африки, у которых был очень широкий спектр питания, и ели они все подряд, что шевелится, что растет, все что угодно, то кроманьонцы выиграли. Кроманьонцев было больше в штуках, и в итоге они вытеснили неандертальцев.
Есть и весьма неожиданные версии. Доктор Лаура Лонго из Сингапурского технологического университета, исследуя под микроскопом каменные орудия, в том числе с территории Молдовы, пришла к удивительному наблюдению. С приходом хомосапиенсов тут появляются вот такие камни-растиральники. На них с помощью электронного сканирования под микроскопом можно обнаружить следы углеводов, а точнее, крахмала.
Ассоциированный профессор, Сингапурский технологический университет, Лаура Лонго:

Образцы ДНК поздних неандертальцев показывают, что у них, как и у шимпанзе, и всех древнейших людей предыдущих видов, недостает очень важного гена, позволяющего переваривать углеводы. Это тот ген, который кодирует и позволяет нашим гландам производить особый фермент — слюнную амилазу. Без слюнной амилазы нельзя эффективно переваривать углеводы.

Гипотеза Лонго состоит в том, что следы крахмала на растиральниках, равно как и сами растиральники – свидетельство серьезного гастрономического преимущества хомосапиенсов.

С этим категоричным выводом не согласен известный русский исследователь Станислав Дробышевский. Он полагает, что реальная картина была гораздо сложнее.

Дробышевский:

Палеогенетики пытаются свою сторону осветить и показывают, что вроде бы у неандертальцев не вырабатывался фермент амилаза, ответственный у человека за расщепление углеводов. Но, если честно, то мы очень плохо знаем, как у современных людей генетика связана с итоговой биохимией и с тем, что может человек есть, а что не может. Поэтому говорить, что там было у неандертальцев, очень рискованно. А некоторые данные прямо всему этому противоречат. Например, в 2017 году была работа, которая показала, что неандертальцы из Эль-Сидрона (пещера в Испании), судя по палеогеному из зубного камня, то есть они взяли генетику из зубного камня того, что они ели, и получилось, что у них в пище вообще не было млекопитающих, и у них там какие-то грибы, тополь, еще что-то такое, какая-то дребедень растительная, бактерии какие-то есть, но мяса там нет. И получается, что, если верить ДНК зубного камня, то неандертальцы — вегетарианцы. Другое дело, что данные по самым древним европейским кроманьонцам, например, из пещеры Ку оасе, Байе де фер, показывают то же самое, что они тоже были суперхищники и тоже ничем в этом смысле от неандертальцев не отличались. Чем больше мы это изучаем, тем больше приходим к выводу, что, наверное, у первых неандертальцев и первых кроманьонцев не так уж запредельно отличалась диета. По крайней мере, не больше, чем у разных групп современного человечества. Потому что если мы посмотрим сейчас, мы можем найти группу эскимосов, которые тоже едят одно мясо, и каких-нибудь южных китайцев или индийцев, которые питаются одним рисом.

Исследователи явно не собираются прекращать дискуссию о причинах исчезновения неандертальцев. Ее самый интригующий этап разворачивается буквально на наших глазах.

Но уже сегодня мы обладаем одной твердо доказанной, но все еще очень непривычной истиной. Мы – современные люди – несем в себе гены обоих человечеств.

И знание об этом, в известном смысле, нас обязывает быть не просто людьми, а дважды людьми.

Особенно тогда, когда мы встречаемся с теми, кто на нас не похож, кто говорит и выглядит иначе, с кем, как считается, невозможно найти общий язык.
2 серия
66 поколений

Смотреть
Слушать
Читать
Этот проект о нашем непредсказуемом прошлом. О людях, которые жили на этой земле до нас. О самой этой земле, тысячелетиями служившей местом встречи не похожих друг на друга культур и народов.

Это восемь историй о том, как на этой земле чужие становились своими. Как они находили ОБЩИЙ ЯЗЫК. И, конечно, о тех местах, которые все еще хранят память об этом.

Найти общий язык со своей памятью совсем не просто. И в истории цивилизаций провалы памяти – обычное дело.

Когда наступает очередное торжество всеобщей заурядности, особенно не верится, что когда-то мы, люди, были способны на большее. Не где-то там, где всегда хорошо, тепло и сыро. А на этой самой земле, которую сейчас принято покидать. Которая, как считается, лишена не только будущего, но и прошлого.
Эта цивилизация побила все рекорды долгожительства в Европе, просуществовав на этой земле около 2000 лет!
… Об этой цивилизации мы знаем немало. Ее имя давно на слуху и даже прописано в школьных учебниках. Ее обычно мимолетом припоминают среди прочих персонажей первобытности — этаких вечных безмолвных неудачников прошлого.

Но теперь ясно, что эта цивилизация побила все рекорды долгожительства в Европе, просуществовав на этой земле около 2000 лет! За это время сменилось 66 поколений. Примерно столько, сколько за все время существования христианства. От мученической смерти Иисуса до эры космических полетов!

Она загадочным образом исчезла 50 веков назад. Когда в середине III тысячелетия до н.э. в Египте возводится первая пирамида, этой цивилизации между Карпатами и Днепром уже не существовало более пятисот лет.

Сегодня улики этой цивилизации – повсюду. Они буквально под ногами. На каждом шагу. И для того, чтобы попытаться найти с ней общий язык, необходимо просто сойти с пьедестала современности, склониться и попытаться пообщаться на равных.
И вот улики. Такие черепки – с многоцветной росписью или резным орнаментом – можно найти практически у любого села в Молдове. Да что там в Молдове! Они встречаются на всем протяжении от Восточных Карпат до Среднего Днепра. Впервые их нашли в Румынии у села Кукутень в 1884 году. Через 10 лет их уже нашли на Украине, у села Триполье недалеко от Киева. В 1902 году профессор Эрнст Фон Штерн проводит раскопки у села Петрены под Бельцами, где открывает аналогичные материалы.
Найденную цивилизацию называют Кукутень-Триполье или трипольской.
Как рассказывает доктор истории Марк Ткачук, сейчас уже известны тысячи и тысячи таких поселений. «При этом мы до сих пор не знаем ни имени народа, который оставил эту цивилизацию, ни языка, на котором он говорил. Чуть более ста лет назад мы вообще не представляли себе того, что в нашем, как считалось унылом и однообразном прошлом, в принципе мог быть целый этап, которому можно в чем-то позавидовать даже из комфортного XXI века», - повествует профессор.
К рассказу Ткачука присоединяется его коллега из Высшей антропологической школы доктор истории Леонид Мосионжник:

«Возьмем, например, Китай. Только письменная история Китая охватывает период три с половиной тысяч лет. А вот в Европе и Средиземноморье не все так однозначно. Для сравнения: Римская цивилизация – от поселения на Капитолийском холме до падения римской Империи в V веке просуществовала около 1300 лет. Весь древний династический Египет – от фараонов Первой до 31-й династии просуществовал 2700 лет».
То есть трипольская цивилизация просуществовала на 700 лет дольше, чем Рим и примерно на 700 лет меньше, чем Египет. Невероятно! Выходит, что в коллективном цивилизационном забеге она занимает первое место в Европе и второе в Средиземноморье!

Например, керамику, которую трипольцы делали без гончарного круга, опять научатся делать только тысячелетия спустя. Но уже на гончарном круге.
А бесконечное разнообразие орнаментов и сюжетов, которыми декорирована керамика, спиралевидные и солярные символы – однозначно свидетельствуют о глубоких космогонических представлениях.
«Но почему культурный феномен Триполья все время хочется назвать цивилизацией? И в чем, собственно, заключается этот феномен? Только ли в долгожительстве? Какие интригующие подробности нашей биографии скрыла от нас беспощадная историческая амнезия?»
Марк Ткачук
По словам доктора истории Игоря Манзуры, «в трипольской культуре не обнаруживаются те формальные признаки, которые характеризуют такое определение, как цивилизация. Вместе с тем, говорит историк, «невероятная культурная сложность этого феномена, его поразительная длительность и устойчивость, его огромная роль в древней истории Европы как генератора и транслятора передовых для того времени идей по-видимому, позволяет ему присвоить высокое звание цивилизации».

Фантастические и реалистические изображения животных и людей с мультипликационной подробностью пересказывают сюжеты каких-то их мифов и расхожих баек.

Всюду изображения змей.

Бесконечные образцы скульптурной пластики в образе женских и мужских глиняных статуэток.

И, кажется, первые в мире попытки создать портретную скульптуру.

Первые ли?
Революция символов
Манзура считает, что, «даже если это преувеличение, то оно явно незначительно, поскольку образцы трипольской антропоморфной реалистической пластики безусловно можно отнести к наиболее ранним в истории человечества проявлениям высокого искусства.
«Хотя, конечно, известны и более ранние образцы. Например, на территории нынешней Боснии, в культуре Бутмир, мы можем обнаружить достаточно реалистические изображения женщин и мужчин с хорошо проработанными чертами лица и самыми разнообразными прическами. Но по времени Триполье отстоит не далеко от культуры Бутмир, поэтому – да, это действительно одно из самых ранних явлений подобного рода в истории человечества».
доктор истории Игорь Манзура
Ученые считают, что знаки, часто встречающиеся на сосудах времен Триполья, вообще напоминают связанный текст, некое повествовательное изложение.

Профессор Дергачев сожалеет, что мы можем лишь гадать о том, какие сюжеты пересказывают мастера трипольской росписи.
Доктор хабилитат, главный научный сотрудник Института культурного наследия РМ Валентин Дергачев:

«Мы можем констатировать, что орнаментика носит в себе какую-то смысловую нагрузку, определенно отражает что-то, но что конкретно – расшифровать невозможно».
Сотрудник Национального музея истории Молдовы Вячеслав Бикбаев, десятилетия отдавший изучения трипольской культуры, похоже, ориентируется в этой символике достаточно уверенно. По его мнению, была совершена революция в росписи. Описывая особенности символики трипольской культуры, музейный служитель рассказал, что трипольцы хотели более широко самовыражаться.
«Мифология была очень развита, судя по тому, что мы видим в дальнейшем в орнаментации керамики. Своеобразно орнаментированы и углы неба, и вот эта земля. А вот эта зона, между ручками, она всегда самая насыщенная знаками. Судя по орнаментации других сосудов этого типа, она изображала космическую гору или землю. Богиню земли, скажем так. Иногда этот угол не соединяется с этим углом, они всегда соединяются с углом в небо. Это такая пара противоположных начал – женское начало и мужское начало. На этих противопоставлениях основано построение мира, согласно Мирче Элиаде, в работах Топорова. В работах Иванова об этом говорится то же самое».
сотрудник Национального музея истории Молдовы Вячеслав Бикбаев
Персонаж в образе богини, сопровождаемой парой загадочных животных и схематическим изображением двух фаз луны, встретится через две с половиной тысячи лет, уже в античной Греции. Под именем Артемиды, покровительницы охоты и богини Луны.
Научный сотрудник Национального музея истории Молдовы Вячеслав Бикбаев:

«На амфоре из Софии Дрокиевского района она (Богиня) тоже на таком треугольном пьедестале. По сторонам два диска луны. Притом они не круглые, а овалы. То есть, там может быть полная луна, убывающая луна или, наоборот, новая луна. С соответствующими фазами – до и после. А по сторонам – собаки. Точно, как у Артемиды. Точно передающей тип греческой Артемиды, известной по греческой мифологии, но намного позже. То есть речь идет о неком прототипе».
Вот так выглядят трипольские мадонны, в которых многие исследователи видят образ богини-матери. Тут мы их показали неправильно, так, чтобы вы смогли лучше их рассмотреть. Вообще-то эти статуэтки возлежат. Как правило, на таком троне, оформленном в виде стилизованной фигуры быка. Так, как эта статуэтка, найденная на трипольском поселении у села Путинешть Флорештского района.
Присмотритесь. Возможно, это самое раннее воплощение известного мифа о «Похищении Европы». О том, как Зевс, обернувшись быком, похитил дочь финикийского царя, красавицу Европу.

Глиняный прототип образа, дошедшего в Грецию тысячелетия спустя через культуры Северных Балкан и Малой Азии, а впоследствии вдохновивший поколения мастеров – от Дюрера и Рафаэля до Тициана, Рубенса, Рембрандта и Валентина Серова.
Парижский шарм трипольских дам
Леонид Мосионжник уверен, что эта цивилизация – своеобразное эхо великой неолитической революции, случившейся за пять тысяч лет до того. Революции, покончившей навсегда с мраком собирательства и охоты как единственного способа добыть пропитание и осветившей новую эру – земледелия и скотоводства. «И трипольская цивилизация будто намерено вобрала все известные инновации этой творческой эпохи», - считает историк.
И действительно, каменные орудия в это время изготавливают с ювелирным совершенством. Старший научный сотрудник ИИМК РАН, Санкт-Петербург, Наталья Скакун рассказывает, что не каждый человек мог сделать пластины, это должен был делать мастер. Кроме того, по ее словам, существовали специальные мастерские по изготовлению этих изделий. «Вот эта пластина сырьем характерна для северо-западной Украины, для таких памятников, как Бадаки. И вот просто интересно – какие были связи между трипольским населением Украины и трипольским населением Молдовы. Потому что, значит, шел обмен сырьем и готовыми орудиями труда», - пояснила Скакун.

Их начинают шлифовать и сверлить. Появляются вот такие изящные топоры, долота и тесла, наконечники копий и стрел.

На всей трипольской цивилизации улавливается отпечаток демонстративной элегантности – от керамики и украшений до одежды и внешнего облика ее создателей.
«Надо сказать, что они выглядели отнюдь не ужасными. Если посмотреть, например, на антропологическую реконструкцию одной дамы из трипольского Выхватинского могильника, в ней даже можно обнаружить некий парижский шарм».
доктор истории Игорь Манзура
По словам Манзуры, считается уже доказанным, что у трипольцев был вертикальный ткацкий станок, который позволял производить достаточное количество полотна для того, чтобы одеть все население. «И мы можем только представить, как выглядели трипольские дамы в своих льняных раскрашенных платьях или мужчины, затянутые в кожу. И, безусловно, мы можем сказать, что это было хорошо одетое общество», - подчеркнул историк.

К этому прибавляется главное открытие эпохи - выплавка меди. Сначала для изготовления украшений, рыболовных крючков, иголок, а впоследствии топоров и тесел.
«Приблизительно шесть с половиной тысяч лет тому назад на Балканах и в Карпатском бассейне начинаются события, обозначенные как металлургический бум. Начинается массовое производство изделий из меди: украшений, орудий труда, оружия. И, конечно, это событие не могло не отразиться на трипольской культуре»
доктор истории Игорь Манзура
В кишиневском музее этнографии хранятся вещи без преувеличения мировой славы. Не многие посетители музея, подозревают, мимо какой знаменитости они всякий раз равнодушно проходят. Эти вещи происходят из самого богатого клада в Европе этого времени, найденного у села Карбуна в Новоаненском районе.

«Он открыт в 1961, если не ошибаюсь, году и остался до сих пор уникатом на всем европейском пространстве или даже евразийском пространстве. Это тысяча пятьсот с чем-то предметов, из которых около семисот - медных. Уникальность, с одной стороны, в размерах и объемах такого комплекса. Все это было уложено в один большой сосуд, прикрытый сверху крышкой. Второе - это состав функциональной категории вещей. Там всего два предмета орудий труда – топор и долото. Все остальное – в основном предметы культа и украшения».
Доктор Манзура полагает, что клад и для своего времени был настоящим сокровищем.

«И по тем временам, когда он был сокрыт, и сейчас он может рассматриваться как реальное сокровище. Этот клад не был достоянием одного могущественного лидера или очень богатого человека. Скорее всего, предполагается, что это было достояние всей общины, и сокрытие этих сокровищ и их переправка в мир мифический, как некое подношение далеким усопшим предкам, свидетельствует об очень сложных мировоззренческих, социальных представлениях носителей этой культуры».
Время порой слишком искусно и тщательно заметает следы прошлого. Тем не менее, на этом перепаханном поле можно найти обломки керамики, по которым даже археолог-любитель может определить, что тут находилось одно из многочисленных поселений трипольской культуры.
Протогорода и научная сенсация
Марк Ткачук рассказывает, что первое поселение трипольской культуры в Молдове у села Петрены раскопал чуть более столетия назад Эрнст Романович фон Штерн. «Но методы детективного расследования современной археологии позволяют с высочайшей достоверностью восстановить на этом месте совершенно неожиданную картину, которую даже самое изощренное воображение не сможет разглядеть в этом унылом и заурядном пейзаже», - продолжает он.
Это своеобразный рентгеновский снимок – результат геомагнитной съемки поселения у Петрен. Это настоящая научная сенсация, ставшая плодом партнерства молдавских и немецких археологов. На снимке изображена планировка гигантского протогородского центра площадью 20 га, который существовал на этом месте 6000 лет назад. Еще один плод совместных усилий международной молдавско-немецкой экспедиции - геомагнитная съемка протогорода у села Столничень Единецкого района площадью 35 гектаров.
Научный сотрудник Высшей антропологической школы Станислав Цэрнэ:

«Ошарашенные ученые поняли, что они имеют дело с уникальным для Европы феноменом, а именно с так называемыми трипольскими протогородами.

Что такое геофизическая съемка? Это метод специального сканирования поверхности земли, который в буквальном смысле позволяет увидеть то, что находится под землей. Применение этой съемки сначала на Украине, а потом и на территории Молдовы с использованием оборудования с высоким разрешением в кооперации с европейскими учеными, прежде всего, из Германии, позволило в буквальном смысле рассмотреть структуру уникальных протогородов шеститысячелетней давности».

По словам Цэрнэ, речь идет о достаточно быстром, может даже одномоментном сооружении огромного города по единому устроенному плану, который просто поражает своей симметричностью, уровнем протоурбанного планирования и мастеров, которые могли придумать и по этому плану выстроить крупное поселение. Историк рассказывает, что, например, на поселение Столничены есть десятки входов, которым соответствуют крупные улицы, расстояние между каждой из этих улиц - ровно 100 метров. «То есть, даже в настоящее время при наличии теодолитов, тахеометров и другой инженерной аппаратуры, такой точности не так просто достичь. Этому предшествуют большие и сложные расчеты на компьютерах. Шесть тысяч лет назад об этом не могло быть и речи», - говорит Цэрнэ.

Такие гигантские суперцентры прежде были известны только на Южном Буге и считались некой аномалией.
«Нигде ни до, ни после этого периода мы не обнаруживали таких огромных поселений. Невероятных! По 400 гектаров (имеется в виду территория Украины). Это действительно явление, не имевшая в то время аналогов нигде в мире»
доктор истории Игорь Манзура
Сейчас они открыты в Молдове. И облик этих протогородов вносит принципиальные изменения в представления об уровне развития трипольской цивилизации, о времени начала урбанизации в человеческой истории.
«Тайна и потенциал трипольских протогородов еще далеки от полного раскрытия, но для всей истории Европы этот феномен - поистине уникальное явление»
научный сотрудник Высшей антропологической школы Станислав Цэрнэ
Такого же мнения придерживается и Валентин Дергачев: «Это факт. Их с самого начала интерпретировали как протогорода. Правда, классическое правило городской застройки предполагает обязательное наличие святынь, то есть мест святых и зданий административного правления. Такие пока не выявлены».

По словам Цэрнэ, если говорить о Прутско-Днестровском междуречье, то следующее по времени появление крупных человеческих агломераций, насчитывающих десятки гектаров, это знаменитый Старый Орхей в XIV столетии после Рождества Христова. Он поясняет, что по времени расстояние между трипольскими протогородами и первыми средневековыми городами в Молдавии составляет не одну и не две тысячи лет.
Не просто представить эту цивилизацию бесписьменной.
Ее внутренняя хозяйственная и административная организация были настолько сложны, что не могли обойтись без налаженного учета и контроля, без своеобразных амбарных книг и бухгалтерии. Что же говорят ученые?
«Основная структура композиции орнаментальной росписи содержит множество элементов. Есть какие-то червячки, которые интерпретируют как образ змеи, крестики, уголки. Очень много элементов. Если их раскладывать в разных комбинациях, то некоторые видят в этом попытки письменности или протописьменности. Но это – интерпретация»
главный научный сотрудник Института культурного наследия РМ Валентин Дергачев
«Вероятно, что один из факторов, который привел к исчезновению этих крупных городов и к их очень краткой длительности развития, это как раз отсутствие письменного аппарата, централизованного контроля над ресурсами, отсутствие элементарных форм налогообложения и т.д.»
научный сотрудник Высшей антропологической школы Станислав Цэрнэ
Доктор истории Игорь Манзура:

«Суперцентры прекратили свое существование явно не из-за того, что у трипольцев отсутствовала письменность. Все-таки достаточно долгое время они существовали и успешно развивались. Сама по себе жизнь суперцентров, их успешное существование было просто невозможным без контроля, учета, распределения. И каким-то образом эта информация должна была сохраняться, передаваться, ее должны были использовать. Другое дело, что мы пока еще не в состоянии адекватно ответить на этот вопрос».
Технологический и хозяйственный взрыв той поры намного опередил свое время. К аграрным стандартам Триполья в этом регионе вернутся лишь тысячелетия спустя.

Даже состав домашних животных того времени уже практически не отличается от современной эпохи. Коровы и овцы, козы и свиньи – стандартный набор среднестатистического стада. Плюс верный друг трипольца – собака!
Но трипольцы в первую очередь искушенные земледельцы. Они не просто возделывают злаки, а пашут землю. Наряду с роговыми мотыгами, археологи находят роговые рало.

По словам старшего научного сотрудника ИИМК РАН, Санкт-Петербург, Натальи Скакун, с помощью трасологии были выявлены те кременевые орудия, с помощью которых производилась жатва злаков, и на этой основе был реконструирован серп и форма серпа. И оказалось, что этот серп аналогичен более ранним серпам, которые известны на Балканах и еще более ранним, которые были известны в Анатолии.

Семенной фонд их хозяйств в это время включает в себя пшеницу, овес, просо, горох, бобы. Они уже разводят сады – преимущественно абрикосовые.

Умели ли трипольцы делать вино?
И вот тут – внимание! Вне всякого сомнения, пасторальный пейзаж этого времени включал в себя и виноградники. В 70-годах на поселении Брынзены был обнаружен вот этот отпечаток виноградного листа, и эта известная научная сенсация все еще остается вне поля зрения амбициозных молдавских виноделов.
«Вино и в Греции, и в Армении того времени, и на Ближнем Востоке, как свидетельствуют археологические и палеоботанические данные, изготавливали исключительно из дикого винограда. И здесь Молдова выступает своеобразным феноменом. Поскольку свидетельство о домашнем винограде приходится на очень глубокую древность. По крайней мере, относительно недавно получены данные о том, что первый одомашненный виноград появляется еще более семи тысяч лет назад в культуре Криш, памятники которой исследованы на территории Молдовы. И в трипольской культуре появляются безусловные признаки домашнего винограда»
доктор истории Игорь Манзура
Но профессор Дергачев недавно совершил еще одно открытие, тоже почему-то неизвестное широкой публике. По его словам, палеоботаники установили, что Триполье уже на раннем этапе обладали одомашненным виноградом. «Но моя последняя находка касается позднего неолита. Это – Сакаровка в Сынжерейском районе. У нас в жилище, я помню – в жилище 21, пол землянки буквально усеян карбонизированными зернами», – говорит историк.
Умели ли трипольцы делать вино? – Пока не известно. Но ассортимент их питейных сервизов достаточно широк. Они явно пили довольно разнообразные напитки. И эти напитки наверняка не всегда ограничивались линейкой одних лишь кисломолочных продуктов.
По мнению Манзуры, диссонанс этой картины в том, что в трипольской культуре пока не обнаруживается явных признаков виноделия. Он считает, что это может быть связано в первую очередь с несовершенством исследований. Дело в том, что на том же самом поселении Декили-Таш в греческой Македонии проводился химический анализ стенок сосудов, который и позволил выявить всю ту свиту кислот, которая присуща вину. «Если такие анализы будут проводить и по трипольской керамике, я нисколько не сомневаюсь, что следы вина будут обнаружены», - убежден Манзура.

Винный аргумент, конечно, не является безоговорочным пропуском на вип-трибуну клуба цивилизаций. Но и без него открытый археологами пласт нашей биографии поражает главным – тем, что это действительно целый мир, отдельный мир. Непохожий на то, что длилось тысячелетиями раньше, и уж тем более на то, что пришло ему на смену позже.
Археологи в этом спрессованном, перемолотом и раздавленном временем сгустке былой жизни видят удивительную внутреннюю динамику в развитии этой забытой культуры, где поражает все – от длительности существования этой цивилизации до ее исчезновения.

Почему исчезла трипольская цивилизация? Почему она деликатно, почти по-английски ушла с исторической сцены? Археологи не видят ни следов подрывной деятельности агентов влияния иных цивилизаций, ни козней внутренней оппозиции, ни следов вторжения.
«С середины IV тысячелетия в истории трипольской культуры начинается пора регресса. Прекращают существование крупные суперцентры, что, скорее всего, было связано с исчезновением ресурсов, которые не могли воспроизводиться в тех условиях. Начался распад на более мелкие коллективы. Налицо некие следы деградации культуры, утрата основных ее признаков и устоев, что могло выражаться в самых различных областях. В том числе, и в идеологии. Культура как бы изживает себя. Она начинает ориентироваться на новые ценности. И это был необратимый процесс»
доктор истории Игорь Манзура
Следующая эпоха – эпоха бронзы, колесниц, курганов и переселенческих волн скотоводов востока стерла из памяти все достижения предыдущих двух тысячелетий. И если бы не археология, мы бы никогда не узнали, никогда бы не припомнили об этом почти толкиеновском Средиземье, об этой уникальной цивилизации первых городов, расписанных двухэтажных домов с круглыми окнами, первых скульптурных портретов и попыток изобретения письменности.

Мы никогда бы не узнали о том, что путь в истории – не восходящая линия, а запутанный клубок обретений, открытий, катастроф и забвения. Что наши страхи и опыт в чем-то уже переживались в прошлом, что мы – не одиноки в своих тревогах за будущее. Это было, а, значит, будет еще не раз. Особенно если посмотреть на себя с высоты трипольской цивилизации.
Документальный фильм «Общий язык» снят при финансовой поддержке Федерального министерства иностранных дел Германии и при содействии Moldova Institut Leipzig (проект не отражает в обязательном порядке мнение Федерального министерства иностранных дел Германии и Moldova Institut Leipzig, ответственность за содержание проекта несет NewsMaker).