Лидера партии «Наш дом — Молдова» Григория Петренко 14 мая не выпустили из Кишинева в Германию. Его сняли с автобуса, отвозившего пассажиров на борт самолета, отправлявшегося по маршуруту Кишинев—Мюнхен. В интервью NM Петренко рассказал свою версию произошедшего в столичном аэропорту. Ниже представлена и позиция погранполиции Молдовы.
Что произошло в аэропорту?
Я собирался с женой улететь в Германию — в Берлин через Мюнхен. Заранее получил разрешение от Григория Казаку — судьи-докладчика по нашему делу. 12 мая он подписал мне разрешение на выезд из страны с 13 по 18 мая. Он написал время, когда я должен вернуться — 12.00 18 мая, поскольку 18 мая у нас суд. Его подпись была заверена гербовой печатью суда сектора Рышкановка. Были выполнены все нормы.
Судебный контроль предполагает возможность покидать страну?
В решении от 26 апреля о переводе нас с домашнего ареста под судебный контроль написано, что мы не имеем права покидать населенный пункт, за исключением случаев, установленных судом. Мы не первые, кто так покидает страну. Есть процедура. Ранее я уже уезжал из Молдовы — с 4 по 5 мая был в Румынии. Разрешение тоже подписывал судья Казаку. Никаких проблем на границе не было.
Что за проблема сейчас возникла?
Я прошел паспортный и таможенный контроль, ждал посадки. Когда началась посадка, ко мне подошел начальник смены погранполиции и запросил разрешение на выезд из страны. Я показал. Он его сфотографировал и отправил по Viber руководству. Потом я пошел на посадку в автобус. Но его остановила погранполиция. Начальник смены сообщил, что сейчас будет распоряжение прокурора, запрещающее мне выезжать из страны. Пока он его ждал, автобус с пассажирами на Мюнхен стоял. Но бумага [от прокурора] так и не появилось. Всех пересадили в другой автобус, а еще минут через десять они принесли решение суда Рышкановки от 26 апреля о переводе нас под судебный контроль. Они представили это как основание для запрета покидать страну. В ответ я показал разрешение судьи Казаку. Тогда меня задержали.
Что было дальше?
Пока самолет не улетел, они держали меня в автобусе. Когда самолет улетел, меня попросили перейти в здание аэропорта. Я отказался и затребовал адвоката. У них не было при себе документов, позволяющих задержать меня или ограничить право на передвижение. Пока я находился в автобусе, начальнику смены по телефону позвонил судья Казаку.
По громкой связи он сообщил, что подписание разрешения было ошибкой и что он не должен был этого делать. То же самое потом он повторил в телефонном разговоре со мной. Это поразительно! Чтобы судья кому-то звонил и говорил, что это ошибка! За полчаса они подняли на уши прокуроров и судебную систему, чтобы Казаку извинился перед полицией по громкой связи и признал ошибку. Почему же это ошибка, если раньше он подписывал мне такое же разрешение на выезд? Это подтверждение подконтрольности судебной системы.
Ситуация похожа на советские времена, когда из страны не выпускали людей по политическим мотивам. У нас сейчас опускают такой же «железный занавес». Видимо, власти, [Владимир] Плахотнюк, отдают себе отчет, что мое пребывание за границей и встречи с представителями международных структур — нежелательны, потому что я проинформирую их о беззаконии, которое творится.
Что вы собирались делать в Германии?
Хотели полететь туда по личным делам. Частная поездка. Но предполагали увидеться с коллегами из Бундестага, с теми, кто приезжал в Кишинев поддержать меня во время суда.
ВЕРСИЯ ПОГРАНПОЛИЦИИ:
Сегодня около 12.00 к линии контроля для пересечения государственной границы прибыл Григорий Петренко, который собирался вылететь в Мюнхен. Через 30 минут диспетчер пограничной полиции получил решение суда столичного сектора Рышкановка, в котором говорится, что господину Петренко не разрешено покидать территорию Республики Молдова. Сотрудники пограничной полиции сообщили ему о решении суда и попросили покинуть зал ожидания.
Сначала господин Петренко не выполнил требования пограничников и зашел в автобус, который перевозит пассажиров на борт самолета. При повторной просьбе сотрудников пограничной полиции господин Петренко покинул автобус и затем зал ожидания. Погранполиция отмечает, что Григорий Петренко не был задержан, а сотрудники погранполиции действовали в соответствии с законодательством.
Ознакомиться с оригиналом сообщения погранполиции можно здесь.