С марта следующего года Нацагентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) больше не будет устанавливать максимальные розничные цены на бензин и дизтопливо, выше которых АЗС не могут продавать топливо. Власти решили отказаться от этой методологии и вернуться к старой, в соответствии с которой цены устанавливали операторы рынка. Эксперты предполагают, что возврат к старой, «свободной» методологии формирования цен лоббировали игроки рынка, прибыль которых упала.
Возврат к старой методологии предусматривают поправки в закон «О рынке нефтепродуктов», которые парламент принял 30 ноября. Эти изменения остались незамеченными, так как в повестке двух последних заседаний парламента 29 и 30 ноября, на которых депутаты нынешнего созыва имели право принимать законы, было более 50 законопроектов и проектов решений, которые парламентское большинство принимало практически без обсуждений. Поправки в закон «О рынке нефтепродуктов» предложили внести депутаты-демократы Корнел Дудник и Марчел Рэдукан ко второму чтению правительственного проекта поправок в Налоговый и Таможенный кодексы.
Поправки демократов в закон «О нефтепродуктах» отменяют действующую с 2016 года методологию максимальных розничных цен на топливо, которые каждые две недели устанавливало НАРЭ. Изменения в закон предполагают, что НАРЭ разработает новую методологию, согласно которой компании будут устанавливать цены, исходя из своих расходов и рентабельности не более 10%.
Такая методология, отметим, действовала до мая 2016 года, когда НАРЭ стало устанавливать предельные цены на бензин и дизтопливо. Максимальные цены рассчитывали на основе котировок Platts на мировых биржах, а также с учетом НДС, налогов, пошлин и маржи операторов рынка.
Корнел Дудник в беседе с NM сказал, что вернуться к старой методологии решили, чтобы исключить частые скачки цен на нефтепродукты, спекуляцию на рынке и прийти к «правильной эффективности компаний, но не более 10%».
Глава НАРЭ Тудор Копач, который вместе с двумя другими директорами НАРЭ на прошлой неделе подал в отставку, отказался комментировать изменение методологии. «Это вы спросите у депутатов. Инициатива была не наша, мы не можем ее комментировать, но мы будем ее исполнять. Будем готовить новую методологию», — сказал Копач.
Эксперт в области энергетики Сергей Тофилат считает, что после возврата к старой методологии игроки рынка будут, как и прежде, разными способами увеличивать расходы, что позволит легально поднимать цены на топливо. «Один из способов увеличения расходов — строить больше АЗС. Но у нас уже в три раза больше заправок, чем в Европе», — отметил Тофилат.
По его словам, действующая методология берет в расчет цены на мировых рынках, но они часто значительно отличаются от цен на румынских нефтеперерабатывающих заводах, откуда завозят топливо в Молдову. «Поэтому прибыль топливных компаний упала, и они были недовольны ситуацией, [поэтому и лоббировали возврат старой методологии]», —предположил эксперт.
Бывший глава НАРЭ Виктор Парликов считает, что действующий механизм формирования цен на конкурентном рынке — «тупиковый путь», но предложенных изменений, то есть возврата к старой методологии, по его мнению, недостаточно для улучшения ситуации на топливном рынке. «Чтобы ситуация пришла в норму, недостаточно просто вернуть законодательство обратно, надо заставить работать Совет по конкуренции. Тогда (до введения максимальных цен. — NM) они фактически не занимались рынком, пытаясь свалить ответственность на НАРЭ. Если они и дальше будут отлынивать от ответственности и ловить мух, то операторы вновь будут вывешивать одинаковые ценники на всех заправках и дружно менять их раз в несколько месяцев», — считает Парликов.
По его мнению, если Совет по конкуренции после возврата к старому механизму формирования цен будет выполнять свою работу, то на АЗС «появится разброс цен, и рынок станет больше похож на цивилизованные рынки, например, ЕС или даже Украины, где разброс цен между заправками, находящимися на одной трассе в пределах 50 км, может достигать почти 2 гривен (около 1,2 леев)», — резюмировал эксперт.