Banca de Economii накопил на покупку


Руководство Banca de Economii (BEM) официально объявило о намерениях приобрести 100% акций Unibank. Председатель админсовета BEM Илан Шор уверен, что это поможет банку стать номером один на рынке. Нацбанк, однако, еще не приступил к рассмотрению заявки на сделку. Игроки рынка уверены, что цель сделки отличается от обозначенной господином Шором. По их мнению, покупка связана с намерением не раскрывать имен нынешних акционеров Unibank, которые выкупили в 2012 году его акции пакетами менее 5%. Эксперты полагают, что сделка может обойтись BEM в 200 млн леев. Между тем, по данным NM, в Нацбанке уже год лежит другой запрос — об объединении Unibank и Banca Sociala. 

«Banca de Economii подал документы в Национальный банк Молдовы (НБМ) для получения разрешения на приобретение 100% акций Unibank»,— сообщил накануне на пресс-конференции Илан Шор, отметив, что цель сделки — стать номером один на рынке.

«Сделка приведет к увеличению активов сформировавшейся банковской группы, которая станет, таким образом, финансовым учреждением номер один в Молдове с активами 18 млрд леев. Помимо этого группа будет обладать самой крупной филиальной сетью, лучшими технологиями, передовыми банковскими продуктами и самой профессиональной командой»,— сказал он.

Господин Шор подчеркнул, что в результате приобретения акций Unibank доля государства в уставном капитале Banca de Economii не изменится и останется на уровне 33,3%, причем «госпакет существенно подорожает». Стоимость сделки пока не разглашается. «BEM планирует приобрести Unibank за счет собственных средств»,— отметил господин Шор.

«Национальный банк пока не вынес заключения по запросу BEM»,— сообщили NM в пресс-службе НБМ. Другой собеседник в Нацбанке сказал, что регулятор еще даже не приступал к рассмотрению пакета документов. «Мы запросили у них дополнительную информацию и ждем от них ответа»,— сказал источник NM. По его словам, BEM должен определиться, чего он хочет на самом деле: приобрести Unibank или объединиться с ним.

«Также следует представить детальный анализ и подсчеты финансовых показателей потенциальной банковской группы. Они должны представить не ситуацию по банкам в отдельности, как они это сделали, а общую картину. К примеру, как это отразится на ликвидности или совокупном нормативном капитале. И речь тут не о простом сложении показателей. Ведь у этих двух банков прослеживается тесное сотрудничество. Между Banca de Economii и Unibank проводилось много межбанковских операций, которые должны быть вычтены при представлении консолидированного отчета»,— подчеркнул собеседник NM в Нацбанке.

По итогам 2013 года у Unibank общий объем межбанковских займов достиг 5,183 млрд леев при активах 7,245 млрд леев. При этом рост в прошлом году составил в 8,4 раза (в 2012 году 616,6 млн леев). Сколько из этих средств приходится на BEM — неизвестно. Найти аналогичную информацию по BEM NM не удалось.

У экспертов есть вопросы к потенциальной сделке. «Первая проблема — это ее законность»,— сказал NM эксперт независимого аналитического центра Expert-Grup Александру Фалэ. По его словам, по поводу законности сделки должны высказаться Национальный банк, Национальная комиссия по финансовому рынку и Совет по конкуренции.

Другая проблема, отметил эксперт,— последствия для Banca de Economii после покупки Unibank из собственных средств. «В таком случае у банка в будущем могут возникнуть проблемы с ликвидностью. Ведь банк еще не оправился после 2009 года. Ситуация стабилизируется, но она еще не настолько хорошая. На данном этапе не решен вопрос с высоким уровнем неблагоприятных кредитов в кредитном портфеле. Также у банка большие долги»,— напомнил господин Фалэ.

Опрошенные NM банкиры не исключают, что за сделкой стоит желание Илана Шора легализовать свою покупку Unibank в 2012 году. Тогда 100% акций были куплены 22 акционерами небольшими долями — до 5%. «Чтобы их не легализовывать, он их и скупает. Поскольку у Unibank задолженность около 5,881 млрд леев, из которых 3,742 млн леев перед иностранными банками, возникает вопрос, зачем его покупать? Тем более что у BEM положение не лучше»,— предположил топ-менеджер одного из крупных молдавских банков, настоявший на анонимности и попросивший не упоминать название банка.

По его словам, сумма сделки может составить около 200 млн леев. «И опять же возникают вопросы о целесообразности сделки. Если у молдавского банка есть в наличии свободные 200 млн леев, то этот банк работает суперэффективно. Но по показателям BEM видно, что это не так»,— уверен банкир. Он также сообщил, что в Нацбанке есть еще один запрос — об объединении Unibank и Banca Sociala. «Он был подан еще год назад»,— заключил источник.

Справка NM

На 1 июля 2014 года ВЕМ располагал совокупным нормативным капиталом в размере 526,5 млн леев, а Unibank — 311,7 млн леев. Ликвидные активы банков составили 6,6 млрд леев и 1,8 млрд леев, кредитный портфель — 2,1 млрд леев и 3,8 млрд леев, депозиты — 8,1 млрд леев и 6,9 млрд леев, уставной капитал — 197,6 млн леев и 282 млн леев, скидки на потери по кредитам — 533 млн леев и 42 млн леев соответственно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Alexandru Munteanu

Мунтяну об объединении с Румынией: «Как гражданин — за, как премьер-министр — обязан выполнить волю молдавских избирателей»

Премьер-министр Молдовы Александру Мунтяну заявил, что как гражданин страны поддержал бы объединение с Румынией, однако, как глава правительства намерен следовать выбору большинства граждан, которые выступили за европейскую интеграцию страны. Это он сказал 15 января, отвечая на вопрос Observatorul de Nord о возможном референдуме.

«Как гражданин Александру Мунтяну я бы проголосовал за объединение с Румынией. Но как премьер-министр Молдовы я обязан выполнить волю большинства граждан нашей страны, которые уже трижды проголосовали за то, что стратегическая цель Молдовы — интеграция в Европейский союз. Я сделаю все, что от меня потребуется, чтобы добиться этой цели» — сказал премьер.

«Считаю, что мы движемся в правильном направлении, и это сейчас самое главное для нашей страны. Также очень важно, чтобы мы жили в мире, потому что совсем рядом с нами идет война — в Украине, недалеко от наших границ, падают дроны. Очень хочется, чтобы Молдова жила в мире», — заявил Мунтяну.

Ранее президент Майя Санду, отвечая 11 января на вопрос ведущих британского подкаста The Rest Is Politics об объединении Молдовы с Румынией, сказала: «Если бы состоялся такой референдум, я бы проголосовала за объединение с Румынией. Посмотрите, что сегодня происходит. Малой стране сложно выживать как демократии и противостоять России». При этом она отметила, что, согласно опросам, в Молдове сейчас нет большинства населения, которое поддержало бы объединение с Румынией. «Зато многие поддерживают путь в ЕС. Эта цель реалистична и помогает нам выжить и сохранить демократию», — добавила Санду.

Это заявление вызвало шквал комментариев: от «ничего нового» до требования об отставке за госизмену. NM разбирался, как это заявление Санду повлияет на ее политическую репутацию и на унионистское движение.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: