Banca de Economii накопил на покупку


Руководство Banca de Economii (BEM) официально объявило о намерениях приобрести 100% акций Unibank. Председатель админсовета BEM Илан Шор уверен, что это поможет банку стать номером один на рынке. Нацбанк, однако, еще не приступил к рассмотрению заявки на сделку. Игроки рынка уверены, что цель сделки отличается от обозначенной господином Шором. По их мнению, покупка связана с намерением не раскрывать имен нынешних акционеров Unibank, которые выкупили в 2012 году его акции пакетами менее 5%. Эксперты полагают, что сделка может обойтись BEM в 200 млн леев. Между тем, по данным NM, в Нацбанке уже год лежит другой запрос — об объединении Unibank и Banca Sociala. 

«Banca de Economii подал документы в Национальный банк Молдовы (НБМ) для получения разрешения на приобретение 100% акций Unibank»,— сообщил накануне на пресс-конференции Илан Шор, отметив, что цель сделки — стать номером один на рынке.

«Сделка приведет к увеличению активов сформировавшейся банковской группы, которая станет, таким образом, финансовым учреждением номер один в Молдове с активами 18 млрд леев. Помимо этого группа будет обладать самой крупной филиальной сетью, лучшими технологиями, передовыми банковскими продуктами и самой профессиональной командой»,— сказал он.

Господин Шор подчеркнул, что в результате приобретения акций Unibank доля государства в уставном капитале Banca de Economii не изменится и останется на уровне 33,3%, причем «госпакет существенно подорожает». Стоимость сделки пока не разглашается. «BEM планирует приобрести Unibank за счет собственных средств»,— отметил господин Шор.

«Национальный банк пока не вынес заключения по запросу BEM»,— сообщили NM в пресс-службе НБМ. Другой собеседник в Нацбанке сказал, что регулятор еще даже не приступал к рассмотрению пакета документов. «Мы запросили у них дополнительную информацию и ждем от них ответа»,— сказал источник NM. По его словам, BEM должен определиться, чего он хочет на самом деле: приобрести Unibank или объединиться с ним.

«Также следует представить детальный анализ и подсчеты финансовых показателей потенциальной банковской группы. Они должны представить не ситуацию по банкам в отдельности, как они это сделали, а общую картину. К примеру, как это отразится на ликвидности или совокупном нормативном капитале. И речь тут не о простом сложении показателей. Ведь у этих двух банков прослеживается тесное сотрудничество. Между Banca de Economii и Unibank проводилось много межбанковских операций, которые должны быть вычтены при представлении консолидированного отчета»,— подчеркнул собеседник NM в Нацбанке.

По итогам 2013 года у Unibank общий объем межбанковских займов достиг 5,183 млрд леев при активах 7,245 млрд леев. При этом рост в прошлом году составил в 8,4 раза (в 2012 году 616,6 млн леев). Сколько из этих средств приходится на BEM — неизвестно. Найти аналогичную информацию по BEM NM не удалось.

У экспертов есть вопросы к потенциальной сделке. «Первая проблема — это ее законность»,— сказал NM эксперт независимого аналитического центра Expert-Grup Александру Фалэ. По его словам, по поводу законности сделки должны высказаться Национальный банк, Национальная комиссия по финансовому рынку и Совет по конкуренции.

Другая проблема, отметил эксперт,— последствия для Banca de Economii после покупки Unibank из собственных средств. «В таком случае у банка в будущем могут возникнуть проблемы с ликвидностью. Ведь банк еще не оправился после 2009 года. Ситуация стабилизируется, но она еще не настолько хорошая. На данном этапе не решен вопрос с высоким уровнем неблагоприятных кредитов в кредитном портфеле. Также у банка большие долги»,— напомнил господин Фалэ.

Опрошенные NM банкиры не исключают, что за сделкой стоит желание Илана Шора легализовать свою покупку Unibank в 2012 году. Тогда 100% акций были куплены 22 акционерами небольшими долями — до 5%. «Чтобы их не легализовывать, он их и скупает. Поскольку у Unibank задолженность около 5,881 млрд леев, из которых 3,742 млн леев перед иностранными банками, возникает вопрос, зачем его покупать? Тем более что у BEM положение не лучше»,— предположил топ-менеджер одного из крупных молдавских банков, настоявший на анонимности и попросивший не упоминать название банка.

По его словам, сумма сделки может составить около 200 млн леев. «И опять же возникают вопросы о целесообразности сделки. Если у молдавского банка есть в наличии свободные 200 млн леев, то этот банк работает суперэффективно. Но по показателям BEM видно, что это не так»,— уверен банкир. Он также сообщил, что в Нацбанке есть еще один запрос — об объединении Unibank и Banca Sociala. «Он был подан еще год назад»,— заключил источник.

Справка NM

На 1 июля 2014 года ВЕМ располагал совокупным нормативным капиталом в размере 526,5 млн леев, а Unibank — 311,7 млн леев. Ликвидные активы банков составили 6,6 млрд леев и 1,8 млрд леев, кредитный портфель — 2,1 млрд леев и 3,8 млрд леев, депозиты — 8,1 млрд леев и 6,9 млрд леев, уставной капитал — 197,6 млн леев и 282 млн леев, скидки на потери по кредитам — 533 млн леев и 42 млн леев соответственно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Что такое адаптация и «позитивные меры» в отношении меньшинств и других уязвимых групп?

NewsMaker продолжает совместный проект с «Посольством Прав Человека», посвященный разнообразию и социальной сплоченности в Молдове. В седьмом материале международный эксперт по правам человека Вячеслав Балан объясняет, что такое «разумная адаптация» и «позитивные меры», зачем они нужны для реального равенства, чем они отличаются друг от друга — и почему без этих инструментов разговоры о недискриминации и европейской интеграции остаются пустыми декларациями.


Автор: Вячеслав Балан, международный эксперт в области прав человека,
соискатель степени доктора права, Университет Оттавы (Канада)


В предыдущих статьях цикла мы писали, что единственный конструктивный и перспективный подход для Молдовы на пути европейской интеграции – это отказ от политики ассимиляции этноязыковых меньшинств и переход к политике взаимной общественной интеграции. Европейская интеграция – это процесс, в рамках которого отдельные страны (большие и маленькие) создают совместные институты и пространство для совместной жизни и развития, но при этом сохраняют свою особенную и самобытную национальную идентичность. Республике Молдова нужно реализовать точно такой же процесс общественной интеграции внутри страны – создать пространство и институты для совместной жизни и развития больших и малых этноязыковых групп, сохраняя при этом их особенную и самобытную групповую идентичность (культурную, языковую и религиозную). Как уже отмечалось, настоящая общественная интеграция требует учитывания прав и интересов как большинства, так и меньшинств, при принятии всех решений. В этом отношении важно осветить две концепции, которые нужно хорошо понимать при разработке и принятии всех законов и иных нормативных актов, государственных политик и других общественно важных решений.

Как обсуждалось в самых первых статьях цикла (цикла статей, публикуемых в рамках совместного проекта общественной организации «Посольство Прав Человека» и онлайн-издания NewsMaker), все люди разные по разным основаниям и причинам. Но при этом все люди равны в своем человеческом достоинстве (ценности) и правах. Поэтому всем людям должны быть обеспечены возможности для построения ими достойной жизни (жизни со смыслом и ценностью) с учетом всех их особенностей и отличий. Из этого прямо вытекает, что все разрабатываемые нормативные акты, государственные политики и другие общественно важные решения должны учитывать особенности и отличия всех общественных групп, т.е. не только большинства, но и меньшинств! Решения, принимаемые без учета таких особенностей и отличий (решения «для всех») – это, чаще всего, решения, основанные на интересах и запросах только большинства или иной доминирующей группы населения, и при этом не учитывающие особенности и отличия меньшинств / недоминирующих групп.

Этот феномен особенно хорошо изучен в разрезе гендерного равенства, где четко и ясно показывается, что решения, принимаемые руководителями-мужчинами (доминирующая группа), часто построены, главным образом, вокруг потребностей и интересов мужчин и не учитывают потребности и интересы женщин.

Наверное, самая известная книга по этой теме – это мировой бестселлер 2019 года Кэролайн Криадо Перез «Невидимые женщины: Искажение данных в мире, построенном для мужчин». В этой книге на многих конкретных примерах описывается, как решения, услуги и продукты практически во всех сферах человеческой деятельности (дизайн зданий и помещений, здравоохранение, автомобилестроение, передовые технологии и т.д.) по факту оказываются подстроенными под физиологию, потребности и интересы мужчин, но не женщин.

Другой пример из той же области – это люди с ограниченными возможностями. Очевидно, что «обычный» дизайн зданий, улиц и пространств, не вызывающий особых трудностей у большинства населения – ступеньки, бордюры, этажи, стеклянные двери и стены – будет большой проблемой для людей с ограничениями мобильности или органов чувств. Чтобы эти люди могли наравне с другими людьми пользоваться зданиями, улицами и другими пространствами, они должны быть адаптированы под особые потребности таких людей. Такая адаптация (в технически возможных и разумных пределах) обязательна для обеспечения реального, т.е. фактического равенства на уровне полученного результата. Необеспечение такой адаптации – это дискриминация.

Адаптация всего – законов, государственных политик и услуг, общественных благ и учреждений, улиц и пространств – должна обеспечиваться всем группам, отличающимся от большинства по разным критериям, не только людям с ограничениями мобильности или органов чувств. В частности, такая адаптация должна обеспечиваться также этническим, языковым и религиозным меньшинствам в том, что касается обеспечения им условий для жизни в соответствии с их культурой и/или религией и на их языке. Например, у них должна быть возможность носить свою этническую или религиозную одежду в частных и публичных пространствах, организовывать свой рабочий график и свое личное рабочее пространство по принципам своей культуры или религии, праздновать свои этнические или религиозные праздники, учиться и работать, а также общаться с государственными органами и получать госуслуги на своем родном языке. Такая адаптация должна, конечно, обеспечиваться в технически разумных и пропорциональных пределах, а также в пределах, не нарушающих другие права человека или права других людей.

Статья 2 Закона Республики Молдова об обеспечении равенства: «разумная адаптация – любое необходимое и адекватное изменение или адаптация, которые не обязывают к несоразмерному или неоправданному решению, когда это необходимо в конкретном случае для обеспечения какому-либо лицу осуществления прав и основных свобод в равных с другими условиях»

Второй важной концепцией для понимания вопросов равенства и дискриминации в отношении меньшинств и других уязвимых групп является концепция «позитивных мер». Как отмечалось в предыдущих статьях, многие группы людей издавна и долгое время – часто из поколения в поколение – подвергались систематической маргинализации и дискриминации. Из-за этого они и в настоящее время находятся в уязвимом и худшем положении, чем другие группы: у них мало ресурсов, мало образовательных возможностей, мало влияния на политические и другие процессы принятия решений, их не воспринимают в обществе со всей необходимой серьезностью и т.д. и т.п. К таким группам относятся, например, молодые женщины, люди с ограниченными возможностями, но также и многие этнические и религиозные меньшинства. Как мы уже отмечали ранее, одна из основных миссий прав человека и идеи недискриминации это «поднять» ранее маргинализированные и дискриминированные группы до уровня остальных общественных групп по уровню доходов и доступных ресурсов, образования, возможностей по трудоустройству и ведению бизнеса, здравоохранению и другим правам. Для достижения этих целей, очевидно, требуется сейчас дать таким группам больше ресурсов и дополнительные преимущества, чтобы компенсировать предыдущие ущемления. Эти дополнительные компенсационные ресурсы и преимущества и называются «позитивными мерами». Примерами таких мер могут быть специальные квоты для женщин, людей с ограниченными возможностями, этноязыковых меньшинств при поступлении на учебу, трудоустройстве, для участия в разных развивающих программах, дополнительные выплаты или стипендии людям из таких групп и т.д. и т.п. Такие «позитивные меры» всегда носят временный характер и действуют до восстановления фактического равенства. Иными словами эти «позитивные меры» в виде дополнительных ресурсов и преимуществ призваны компенсировать и «выровнять» ранее допущенные несправедливости и, как только стабильное и устойчивое равенство достигается, такие меры должны быть отменены. Очевидным образом такие дополнительные ресурсы и преимущества – это не дискриминация, а ровно наоборот – восстановление равенства.

Не все меньшинства автоматически могут претендовать на такие дополнительные ресурсы и преимущества, а только те, которые ранее долгое время находились в ущемленном и маргинализированном положении. Те меньшинства, которые ранее наоборот находились в привелигированном положении, естественным образом на такие дополнительные компенсационные ресурсы и преимущества претендовать не могут. При этом, чем более маргинализированной группа была ранее, тем больше дополнительных ресурсов и преимуществ она вправе требовать и получить сейчас (по сравнению с другими группами). Так, например, носители гагаузского и ромских языков Молдовы исторически были больше маргинализированы и в настоящее время находятся в более уязвимом положении, чем, скажем, носители украинского и болгарского языков (в т.ч. в силу того, что за ними нет дополнительного ресурса и базы в виде государств, где эти языки широко используются). Соответственно, на поддержание и развитие этих языков и их носителей должно выделяться больше дополнительных ресурсов.

Статья 2 Закона Республики Молдова об обеспечении равенства: «позитивные меры – временные специальные меры, принимаемые до достижения полного равенства и предназначенные для предотвращения или компенсации невыгодных условий, связанных с защищаемыми признаками»

При этом обратите внимание на то, что меры по адаптации, описанные выше, в отличие от «позитивных мер», носят постоянный характер, так как различия между людьми и группами носят относительно постоянный характер. И эти два близких по цели, но разных по смыслу понятия – адаптация и «позитивные меры» – не нужно путать: всем меньшинствам должна быть обеспечена адаптация, но не всем в дополнение к этому должны быть обеспечены «позитивные меры», а только ранее маргинализированным. Так, разумная и пропорциональная адаптация должна быть обеспечна и гагаузоязычным, и болгароязычным, и украиноязычным, и романиязычным, и русскоязычным, и англоязычным жителям Молдовы (в разумных и пропорциональных пределах). Но «позитивные меры» в виде дополнительных ресурсов и преимуществ должны быть обеспечены не всем этим группам, а только тем, кто ранее был исторически ущемлен и маргинализирован на территории Молдовы.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что и адаптация, и «позитивные меры» — это необходимое и обязательное условие для достижения реального равенства и взаимной общественной интеграции в Молдове. Без них общественное согласие и гармония недостижимы, а дорога к европейской интеграции будет тяжела и терниста.


Данная статья является шестой из цикла статей, публикуемых совместно общественной организацией «Посольство Прав Человека» и онлайн-изданием «Ньюсмейкер», в рамках проекта «Повышение осведомленности об инклюзивности и социальной сплоченности в Молдове посредством создания профессионального медиаконтента, основанного на правах человека».

Проект реализуется общественной организацией «Посольство Прав Человека» совместно с онлайн-изданием «Ньюсмейкер», при поддержке гранта, предоставленного в рамках программы «Содействие социальной сплоченности и доверию через медийную грамотность и инклюзивный медиаконтент», реализуемой Центром независимой журналистики, при поддержке Швейцарии.


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: