Белоруссия попала в яблочко


Российское эмбарго не оказало критического влияния на объемы экспорта молдавских фруктов, по крайней мере яблок. Опрошенные NM производители, ранее на 100% ориентировавшиеся на российский рынок, говорят, что по-прежнему отгружают большие объемы продукции. Просто теперь она попадает в РФ через Белоруссию, где меняются сертификаты происхождения товаров. О том, что объемы экспорта не снизились, говорит и премьер Юрие Лянкэ. Между тем молдавская таможня отказывается раскрывать официальные данные по экспорту фруктов.

Молдавские фрукты, подпавшие под российское эмбарго (в основном яблоки, сливы), все равно попадают на рынок РФ. Просто теперь их туда везут не напрямую, а через соседнюю с Россией Белоруссию и иногда через Казахстан. Опрошенные NM фермеры, занимающиеся выращиванием яблок и слив, говорят, что спрос на их продукцию не упал после введения Москвой запретительных мер.

«Отгружаем регулярно. Яблоки везут в Белоруссию, там растамаживают, перегружают в другие машины и отправляют в Россию»,— рассказал NM один из фермеров, чье предприятие входит в ассоциацию производителей и экспортеров фруктов Moldova Fruct. Он отметил, что из-за возникших трудностей он теряет прибыль. «Если раньше яблоки сорта Gala у меня покупали по 6 леев за килограмм, то теперь берут по 5 леев. При моих объемах — 600 тонн яблок — потери составляют 600 тыс. леев. Это существенно»,— отметил собеседник NM. Он также посетовал, что румынские партнеры пытаются воспользоваться кризисной ситуацией: «Они предлагают купить яблоки по 3,5-4 лея за килограмм».

По словам другого производителя, продукция вывозится из Молдовы в Белоруссию, где на нее меняют сертификаты о происхождении товара с молдавского на белорусский. «Берется белорусский фермер, у которого есть сад, и показывается урожайность 100 тонн с гектара. Этим занимаются экспортеры-посредники, которые имеют свою ренту»,— говорит он.

Другой источник NM, знающий схемы обхода российского эмбарго, говорит, что транзитной страной также является Казахстан. «Через Казахстан яблоки тоже везут, но реже, так как из-за большого транспортного плеча получается дороже»,— отметил собеседник. Связанный с отраслью молдавский госчиновник говорит, что стоимость переоформления документов на фрукты с молдавских на казахские обходится экспортерам примерно в $4 тыс. за одну фуру продукции.

Еще один сельхозпроизводитель, работающий на севере Молдовы, на условиях анонимности рассказал NM, что практически все яблоки в этом году скупают экспортеры. «Покупают они точно так же, как и в прошлые годы, только цена в этом году снизилась в два раза: с 5-6 леев за килограмм до 2,5-3 леев за килограмм. Официально экспортеры говорят, что вывозят все в Белоруссию, а что дальше делают с продукцией — неизвестно»,— говорит садовод.

Тот факт, что эмбарго для многих аграриев оказалось не критичным (как правило, речь идет о хозяйствах, выращивавших качественные яблоки), косвенно подтверждается низкими показателями переработки слив и яблок. Две недели назад глава минсельхоза Василий Бумаков сообщил, что на переработку фермеры сдали всего 23 тыс. тонн фруктов, из которых большая часть — яблоки. Общий же урожай летних яблок и слив составил 120 тыс. тонн. «Страдают в основном мелкие фермеры, у которых по два-три гектара садов. Им действительно приходится сложнее из-за отсутствия линий по калибровке и складов с холодильными камерами для хранения фруктов»,— сказал NM один из крупных производителей яблок. Отметим, что аграрии требовали от правительства в срочном порядке предпринять меры, поясняя это тем, что «летние сорта яблок не подлежат хранению».

Молдавская таможня и минсельхоз не раскрывают официальную статистику по экспорту фруктов за прошедшее лето. В минсельхозе NM сообщили, что располагают оперативной статистикой об экспорте сельхозпродукции, но предоставить ее отказались, порекомендовав обратиться в Таможенную службу. В таможне в ответ на письменный запрос NM ответили через две недели, порекомендовав обратиться в Национальное бюро статистики. Но в Нацбюро опубликуют общие данные по внешней торговле за период с января по июль только 12 сентября. Впрочем, глава кабмина Юрие Лянкэ сказал 8 сентября в передаче «Политика» на TV7, что экспорт молдавских фруктов этим летом не упал. Он также отметил, что не уменьшились и поступления в бюджет от таможенных сборов. «Наши производители находят неформальные решения»,— отметил премьер, не вдаваясь в детали. В прошлом году, отметим, из Молдовы было экспортировано яблок на $47,6 млн, из которых на $43,2 млн в Россию, а слив — на $7,9 млн (на $7,1 млн в РФ).

Один из высокопоставленных правительственных чиновников сказал NM, что в России о реэкспорте молдавских фруктов знают. «Они (Россельхознадзор.— NM) все прекрасно видят, но закрывают на это глаза. После введения санкций для стран ЕС в России образовалась проблема с поставками сельхозпродукции, вследствие чего цены на нее выросли»,— пояснил собеседник NM.

Россия ввела эмбарго на молдавские фрукты, а также на плодоовощные консервы 21 июля. Глава минсельхоза Василий Бумаков оценивал возможные потери от эмбарго в $150 млн. На прошлой неделе правительство утвердило компенсации в размере 146 млн леев для производителей яблок и слив, пострадавших от эмбарго и сдавших свою продукцию на перерабатывающие предприятия. Фермеры получают по 1,2 лея за килограмм слив и 1,5 лея за килограмм яблок. Стоимость приема сырья на них составляет около 60 банов за килограмм яблок и около 80 банов за килограмм слив, что, по словам фермеров, в два-три раза ниже себестоимости продукции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Episcopia de Ungheni și Nisporeni/Facebook

Шестерых задержали в Деренеу: Мэра и адвоката Молдавской митрополии обвиняют в оскорблении полиции

Вечером 10 февраля полиция задержала шесть человек, среди которых мэр села Деренеу Каларашского района и адвокат священника Молдавской митрополии. Как сообщила полиция, задержания произошли, после того как группа прихожан под руководством епископа Петра прорвала полицейский кордон и силой вошла в церковь, находящуюся под юрисдикцией Бессарабской митрополии.

«Действия координировали именно эти двое задержанных. Во время инцидента карабинеры подверглись оскорблениям, у полицейских похитили радиостанции, а в числе протестующих специально использовали женщин, чтобы облегчить прорыв кордона», — заявили в полиции.

Правоохранители сообщили, что задержали правонарушителей на 72 часа. Полиция квалифицирует произошедшее как «провокацию с участием уязвимых лиц (женщин и детей) и нарушение закона» и задокументировала инцидент.

Глава полиции Виорел Чернэуцяну сообщил TVR Moldova: «По факту произошедшего мы возбудили дело об оскорблении представителей власти».

Епархия Унген и Ниспорен призвала прихожан «молиться за архиепископа Петра, который остался внутри церкви». Сейчас на месте происшествия продолжают работать спецподразделения, карабинеры и сотрудники полиции.

Опубликовано Episcopia de Ungheni și Nisporeni Вторник, 10 февраля 2026 г.

Отметим, что в селе Деренеу Каларашского района вечером 10 февраля у церкви, которую до сих пор не могут поделить сторонники Бессарабской и Молдавской митрополий, произошли новые столкновения. Группа прихожан во главе с архиепископом Петром Молдавской митрополии вступила в конфликт с полицией и силой вошла в храм. Генеральный инспекторат полиции сообщил, что документирует инцидент.

***

Напомним, в селе Деренеу Каларашского района не затихает скандал вокруг местной церкви, которую не могут поделить сторонники Бессарабской и Молдавской митрополий. Судебный спор между Молдавской митрополией и религиозной общиной «Успения Пресвятой Богородицы» по поводу церкви в Деренеу начался в 2019 году. Тогда Молдавская митрополия подала иск против Агентства госуслуг и религиозной общины, требуя признать себя законным владельцем церкви в Деренеу.

12 июня 2025 года Верховный суд окончательно отклонил эти требования, признав, что право пользования храмом принадлежит общине, входящей в Бессарабскую митрополию.

Однако сторонники Молдавской митрополии не сдаются. Так, 28 января они устроили потасовку, мешая представителям Бессарабской митрополии попасть в церковь. Священник Флоринел Марин заявил, что протесты у церкви координирует мэр села Василий Ревенко, представитель Партии социалистов. А 2 февраля адвокат Бессарабской митрополии Константин Туруца сообщил, что назначенный митрополией Молдовы священник Александру Попа забаррикадировался в церкви вместе со своими несовершеннолетними детьми.

Накануне, 8 февраля, в церковь попытался попасть архиепископ Унген и Ниспорен Петру. Его епархия сообщила, что священник «со слезами на глазах, на коленях умолял полицию пустить в церковь хотя бы его», но сотрудники правоохранительных органов, якобы, ему отказали.

9 февраля полиция прокомментировала жалобы Унгенской и Ниспоренской епархии Молдавской митрополии на то, что сотрудники органов правопорядка не пустили в церковь в селе Деренеу Каларашского района архиепископа Унген и Ниспорен Петру. После того как в епархии заявили, что священнослужитель опустился перед полицейскими на колени, но ему так и не дали пройти внутрь, в полиции уточнили, что вход заблокировали не они, а местный священник, относящийся вместе с архиепископом к Молдавской митрополии.

«Это провокация, авторы которой разжигают рознь в обществе, используя чувствительную тему религии», — добавили в полиции.

Позже министр культуры Кристиан Жардан заявил, что конфликт вокруг храма, который продолжается несколько лет, «усложняется всякий раз, когда вмешиваются политики». «И на этот раз ситуация обострилась после вмешательства некоторых депутатов. Это очередное доказательство того, что политика не должна вмешиваться в дела церкви», — написал он.

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: