Татьяна Булгак

Кадастрофа в отдельно взятом селе. Как жители одного молдавского села 20 лет живут в абсурде


Представьте, что жителям Кишинева пришлось бы ездить, например, в Криуляны или Оргеев, чтобы оформить или переоформить свое недвижимое имущество. Вроде бы абсурд. Но в таком абсурде уже больше 20 лет живут жители села Дерменжи Тараклийского района. Их дома почему-то зарегистрированы в соседнем селе Карбалия Вулканештского района. А участки земли, на которые у них есть документы, вообще нигде не зарегистрированы. NM рассказывает, как правительство и премьер Павел Филип пообещали жителям Дерменжи решить этот вопрос, но до сих пор не решили.

Что случилось

Село Дерменжи, входящее в состав Тараклийского района, расположено вблизи административной границы с Кагульским районом. А, кроме того, оно граничит с небольшой территорией, которая как анклав входит в состав Вулканештского района. Вот на этой территории находится село Карбалия, в котором почему-то зарегистрировали дома жителей Дерменжи.

Парадокс этот случился давно, в середине 1990-х годов, когда определяли административную границу Гагаузской автономии, в которую вошли Кагульский, Комратский и Вулканештский районы, и составляли кадастровую базу.

С тех пор жителям села Дерменжи, чтобы решить какие-то вопросы с недвижимостью, приходится по нескольку раз ездить то в Тараклию, то в Вулканешты — и тот, и другой райцентр находятся примерно в 35 км от села.

Как правительство пообещало решить проблему

Мэр коммуны Будей, в которую входит село Дерменжи, Галина Терзи рассказала NM, что в прошлом году этот вопрос поднимали на выездном заседании правительства в Тараклийском районе. В коммуну Будей, отметила она, тогда приехал министр иностранных дел Тудор Ульяновски, который пообещал разобраться. Через некоторое время, по словам Галины Терзи, из правительства пришел ответ, в котором говорилось, что «кадастровую базу изменять не будут».

Но, кроме этой проблемы с недвижимостью, у жителей села Дерменжи есть еще одна: земля, которой они владеют, вообще нигде не зарегистрирована, при этом они исправно платят на нее налоги в мэрии коммуны Будей. На вопрос, как сельчане платят налоги на незарегистрированную землю, мэр сказала: «Так было до меня, я продолжила эту работу».

Проблема с недвижимостью, по словам Галины Терзи, создают большие неудобства не только жителям Дерменжи, но и администрации коммуны Будей: «Когда в Будей мы проводим какие-то кадастровые работы, я еду в Тараклию, а когда в Дерменжи — еду в Вулканешты».

Как пообещал решить проблему Филип

За неделю до парламентских выборов, которые прошли 24 февраля, в Тараклию приехал «предвыборный караван» Демпартии, в котором был и премьер-министр Павел Филип. О проблеме с регистрацией недвижимости, которую жители Дерменжи не могут решить более 20 лет, премьеру рассказала сельский советник Людмила Козма. «Село маленькое. Неужели 30-40 личных дел нельзя перевести в Тараклию и не мучить наших людей. Тем более, что в селе в основном живут люди зрелого возраста», — возмущалась Козма.

По ее словам, чтобы переоформить имущество, «сначала надо поехать в Тараклию, взять справку из паспортного стола, затем поехать в Вулканешты, там что-то делают, опять посылают в Тараклию, потом надо ехать оформлять в Вулканешты, но нотариус не принимает… а транспорта прямого нет».

Павел Филип, выслушав сельского советника, распорядился, чтобы его помощники взяли этот вопрос на контроль, и пообещал решить проблему.

Как решается вопрос

Через неделю Людмила Козма рассказала NM, что пока никакой информации из правительства по этому поводу нет. В пресс-службе правительства по телефону не стали отвечать на вопросы NM, попросив прислать письменный запрос. Такой запрос был отправлен 26 февраля. Ответа на него до сих пор нет, хотя по закону ведомства обязаны отвечать в течение двух недель.

Тем временем Людмила Козма рассказала, что ей звонили «из канцелярии правительства» и заверили, что «вопрос решается». Правда, не сказали, как решается и когда решится.

А в тараклийском офисе Cadastru NM сказали, что базу недвижимости села Дерменжи передали из Тараклии в Вулканешты «для удобства граждан, потому что им ближе ездить в Вулканешты, чем в Тараклию». Там также заверили, что «никаких препятствий» для переоформления или продажи имущества у жителей Дерменжи нет.

Ангелина Гайдаржи, Тараклия

Текст написан в рамках Школы NM для региональных журналистов.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

screenshot

Среди остановленных на границе спортсменов были несовершеннолетние. Что рассказала глава МВД

Министр внутренних дел Даниелла Мисаил-Никитин подтвердила, что среди спортсменов, которым запретили въезд в Молдову 23 июня, были несовершеннолетние. По словам министра, им запретили въезд из соображений безопасности, поскольку подростки «не смогли предоставить четких доказательств относительно цели визита, личностей сопровождающих их людей и организатора мероприятий, которые они собирались посетить».

Перед заседанием правительства 24 июня журналисты попросили главу МВД подтвердить, были ли среди спортсменов, остановленных на границе в понедельник, несовершеннолетние. Эту тему активно распространяла оппозиция. Особенно после того, как появились видео румынских спортсменов, которые заявили, что их остановили на таможне без объяснения причин, хотя у них были все документы в порядке.

Министр уточнила, что речь идет о двух случаях. В одном из них речь идет о команде спортсменов-юниоров, которым в конечном итоге разрешили участвовать в соревнованиях. В другом случае речь идет о несовершеннолетних, которые не смогли предоставить четкую информацию о соревнованиях, в которых они собирались участвовать.

«Что касается видео, которые появились в публичном пространстве, то мы должны разграничить два случая. Первый касается команд спортсменов-юниоров, которым в итоге разрешили въехали в страну, потому что у них была четко определенная цель и доказательства. Но в тот же день была другая ситуация, когда спортсмены не смогли представить четкие доказательства относительно того, откуда они приехали, кто сопровождал этих детей и кто был организатором мероприятий, в которых они должны были участвовать. В связи с этим им не разрешили въехать в Молдову», — заявила Мисаил-Никитин.

***

Напомним, что соревнования по кикбоксингу в Кишиневе обернулись громким скандалом и запретом на въезд почти 200 спортсменам из России и Беларуси. NM рассказывает, как к организации частично отмененного турнира причастен сотрудник правоохранительных органов непризнанной ПМР, что не так с Всемирной федерацией кикбоксинга, и почему Молдова ограничила въезд спортсменам.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: