Татьяна Булгак

Кадастрофа в отдельно взятом селе. Как жители одного молдавского села 20 лет живут в абсурде


Представьте, что жителям Кишинева пришлось бы ездить, например, в Криуляны или Оргеев, чтобы оформить или переоформить свое недвижимое имущество. Вроде бы абсурд. Но в таком абсурде уже больше 20 лет живут жители села Дерменжи Тараклийского района. Их дома почему-то зарегистрированы в соседнем селе Карбалия Вулканештского района. А участки земли, на которые у них есть документы, вообще нигде не зарегистрированы. NM рассказывает, как правительство и премьер Павел Филип пообещали жителям Дерменжи решить этот вопрос, но до сих пор не решили.

Что случилось

Село Дерменжи, входящее в состав Тараклийского района, расположено вблизи административной границы с Кагульским районом. А, кроме того, оно граничит с небольшой территорией, которая как анклав входит в состав Вулканештского района. Вот на этой территории находится село Карбалия, в котором почему-то зарегистрировали дома жителей Дерменжи.

Парадокс этот случился давно, в середине 1990-х годов, когда определяли административную границу Гагаузской автономии, в которую вошли Кагульский, Комратский и Вулканештский районы, и составляли кадастровую базу.

С тех пор жителям села Дерменжи, чтобы решить какие-то вопросы с недвижимостью, приходится по нескольку раз ездить то в Тараклию, то в Вулканешты — и тот, и другой райцентр находятся примерно в 35 км от села.

Как правительство пообещало решить проблему

Мэр коммуны Будей, в которую входит село Дерменжи, Галина Терзи рассказала NM, что в прошлом году этот вопрос поднимали на выездном заседании правительства в Тараклийском районе. В коммуну Будей, отметила она, тогда приехал министр иностранных дел Тудор Ульяновски, который пообещал разобраться. Через некоторое время, по словам Галины Терзи, из правительства пришел ответ, в котором говорилось, что «кадастровую базу изменять не будут».

Но, кроме этой проблемы с недвижимостью, у жителей села Дерменжи есть еще одна: земля, которой они владеют, вообще нигде не зарегистрирована, при этом они исправно платят на нее налоги в мэрии коммуны Будей. На вопрос, как сельчане платят налоги на незарегистрированную землю, мэр сказала: «Так было до меня, я продолжила эту работу».

Проблема с недвижимостью, по словам Галины Терзи, создают большие неудобства не только жителям Дерменжи, но и администрации коммуны Будей: «Когда в Будей мы проводим какие-то кадастровые работы, я еду в Тараклию, а когда в Дерменжи — еду в Вулканешты».

Как пообещал решить проблему Филип

За неделю до парламентских выборов, которые прошли 24 февраля, в Тараклию приехал «предвыборный караван» Демпартии, в котором был и премьер-министр Павел Филип. О проблеме с регистрацией недвижимости, которую жители Дерменжи не могут решить более 20 лет, премьеру рассказала сельский советник Людмила Козма. «Село маленькое. Неужели 30-40 личных дел нельзя перевести в Тараклию и не мучить наших людей. Тем более, что в селе в основном живут люди зрелого возраста», — возмущалась Козма.

По ее словам, чтобы переоформить имущество, «сначала надо поехать в Тараклию, взять справку из паспортного стола, затем поехать в Вулканешты, там что-то делают, опять посылают в Тараклию, потом надо ехать оформлять в Вулканешты, но нотариус не принимает… а транспорта прямого нет».

Павел Филип, выслушав сельского советника, распорядился, чтобы его помощники взяли этот вопрос на контроль, и пообещал решить проблему.

Как решается вопрос

Через неделю Людмила Козма рассказала NM, что пока никакой информации из правительства по этому поводу нет. В пресс-службе правительства по телефону не стали отвечать на вопросы NM, попросив прислать письменный запрос. Такой запрос был отправлен 26 февраля. Ответа на него до сих пор нет, хотя по закону ведомства обязаны отвечать в течение двух недель.

Тем временем Людмила Козма рассказала, что ей звонили «из канцелярии правительства» и заверили, что «вопрос решается». Правда, не сказали, как решается и когда решится.

А в тараклийском офисе Cadastru NM сказали, что базу недвижимости села Дерменжи передали из Тараклии в Вулканешты «для удобства граждан, потому что им ближе ездить в Вулканешты, чем в Тараклию». Там также заверили, что «никаких препятствий» для переоформления или продажи имущества у жителей Дерменжи нет.

Ангелина Гайдаржи, Тараклия

Текст написан в рамках Школы NM для региональных журналистов.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Театр одного Шора? Куда ушел главный troublemaker Молдовы, и как PAS будет дальше без него

Илан Шор объявил о прекращении «социальных проектов в Молдове и об отзыве политической поддержки аффилированных ему мэров. Но можно ли ему верить? NM вместе с экспертами разбирался в стратегии Шора и в том, при чем тут Кремль, новая партия и Кыргызстан?

Шор отвернулся от Молдовы?

Экс-лидер неконституционной партии «Шор» Илан Шор, осужденный в Молдове на 15 лет и скрывающийся в Москве, заявил в видеообращении 1 декабря, что приостанавливает в Молдове все «социальные проекты». Шор позиционировал себя как политик-меценат, но источники финансирования его «проектов» не были прозрачны, а самого Шора осудили за участие в «краже миллиарда». Также в Молдове Шора обвиняют в незаконном финансировании партий, подкупе избирателей и организации проплаченных акций протеста.

Marina Tauber/Telegram

Объявив о приостановке соцпроектов, Шор обвинил в этом власти Молдовы, которые, по его словам, заблокировали счета, направленные на благотворительность. Кроме «социальных проектов», Шор также отозвал политическую поддержку связанных с ним мэров. После этого мэр Оргеева Татьяна Кочу объявил об уходе с должности. Оргеев — особенный город для Шора. Именно он стал трамплином для его политической карьеры. В 2015 году Шор выиграл выборы мэра Оргеева и с тех в городе последовательно выигрывали ставленники Шора.

Последние всеобщие местные выборы в Молдове прошли в 2023 году. За несколько дней до голосования комиссия по ЧС сняла с выборов партию «Шанс», которая стала неофициальной преемницей партии «Шор», объявленной в 2022 году неконституционной. Однако снятие партии «Шанс» с выборов не лишило Шора всех кандидатов. Ушедшая сейчас с поста мэра Оргеева Татьяна Кочу была как раз «запасным кандидатом Шора» на выборах 2023 года. Тогда от «Шанса» в Оргееве баллотировался Алексей Лунгу, который был фаворитом. А Кочу баллотировалась от партии «Альтернативная сила спасения Молдовы» (FASM). После того как «Шанс» сняли с гонки, Шор публично поддержал Кочу, такая же история повторилась в других населенных пунктах. Шор, после снятия своих кандидатов, поддерживал кандидатов от «Возрождения», FASM или независимых.

В 2024 году все партии, ассоциируемые с Илан Шором, объединились в блок «Победа». Правда, в ключевых выборах в Молдове — президентских и парламентских —блок не участвовал, так как ЦИК не допустил его к выборам.

За год между президентскими и парламентскими выборами правоохранительные органы страны усиленно работали по делам о незаконном финансировании партий Шора. Активность силовых структур в этом направлении продолжилась и после парламентских выборов, прошедших в конце сентября. Только за последние несколько месяцев более десяти бывших руководителей территориальных организаций партии «Шор» или предстали перед судом или уже получили реальные сроки.

Самым громким стал суд над башканом Гагаузии Евгенией Гуцул, которая выиграла башканские выборы при поддержке Шора. Ее осудили на семь с половиной лет лишения свободы в колонии полузакрытого типа. Сейчас дело рассматривает Апелляционная палата. После приговора башкану риторика властей автономии резко изменилась, что стало поводом для разговоров о «дешоризации Гагаузии».

Суды над соратниками Шора проходили и во время избирательной кампании. Тогда власти Молдовы заявляли о попытках Кремля повлиять на выборы, в том числе и руками Илана Шора.

Политический аналитик Виктор Чобану отметил в беседе с NM, что парламентские выборы в Молдове были решающей ставкой Кремля: «Был расчет на то, что Патриотический блок получат 40%, а Шор — 10%. В итоге шоровский блок вообще не допустили до выборов, а «патриоты» набрали 24%. Это фиаско Москвы и Шора».

Плохой спектакль?

Впрочем, поражение на выборах вовсе не стало причиной прекращения деятельности, а, скорее, поводом сменить тактику. И нынешнее заявление Шора о приостановке своих проектов в Молдове — часть этой новой тактики. «В нынешней конфигурации пророссийских сил в Молдове Шора мы не увидим. Но это не значит, что Москва распрощалась с Молдовой. В ближайшее время состоятся выборы в Гагаузии (в Народное собрание и, вероятно, досрочные выборы башкана), и Россия попытается на них [взять реванш]. Кремль еще разыграет гагаузскую и приднестровскую карту», — считает Виктор Чобану.

Доктор политических наук Анжела Колацки, в свою очередь, назвала видеообращение Шора «плохим спектаклем»: «Я не поверила. Сыграл неубедительно. Это не в их традициях держать слово. Их стратегия провалилась, значит, будет другая стратегия».

Оба эксперты сошлись во мнении, что частью новой стратегии Шора может стать новая партия Pentru Tara («За Родину») о создании которой объявил экс-мэр Бессарабки Валентин Чимпоеш.

Валентин Чимпоеш

Сам Шор заявил, что сейчас главная задача — сменить власть в Молдове, для чего будет создан общий фронт. Какой и когда, Шор не сказал.

Из Молдовы в Кыргызстан?

Тем временем 18 ноября стало известно, что Илан Шор причастен к запуску нового телеканала «Номад» в Кыргызстане, который могут задействовать для распространения российской пропаганды. Как сообщило издание «Медуза», организация «Евразия», связанная с Шором, проводит медиатренинги для будущих сотрудников нового СМИ, а руководящие должности там займут выходцы из финансируемого Кремлем телеканала RT.

О создании канала «Номад» стало известно несколько месяцев назад. По данным «Радио Азаттык», набором сотрудников занимались редакторы кыргызского офиса российского агентства «Спутник». Одну из руководящих должностей получил главный редактор этого агентства, а новых работников привлекают и из других СМИ страны. Председатель Союза журналистов Кыргызстана и директор «7 канала» Илязбек Балташев считает, что журналисты переходят в «Номад» из-за более высокой зарплаты, а местные редакции не могут конкурировать с «крупными СМИ извне».

Виктор Чобану не исключает, что Шор может «собрать свой чемоданчик фокусника» и переориентироваться на Кыргызстан. «Возможно у Кремля есть планы на Шора в Кыргызстане. Может, мы увидим там открытие какого-нибудь „Лэнда“ (Шор открыл в Молдове бесплатные парки развлечений OrheiLand, GagauzyiaLand)», — отмтил эксперт.

А что делать властям?

Политика правящей в Молдове партии PAS во многом строилась на противостоянии Илану Шору. Власти постоянно говорят о необходимости искоренения шоровского элемента из молдавской политики. Также борьба с Шором часто становилась аргументом в пользу тех или иных непопулярных решений властей.

Виктор Чобану отметил, что в ближайший год больших выборов в Молдове не будет, поэтому пока мы вряд ли увидим «тот самый шоровский фронт». «Но ближе к выборам они проявят себя. И власть должна будет реагировать», — заключил эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: