Какие проблемы со здоровьем могли быть у принцесс из сказок Disney, и правда ли, что глинтвейн с алкоголем согревает. Наука от NM по воскресеньям

Ученые решили перепроверить возраст Луны, рассказали о болезнях принцесс из сказок Disney и согрели добровольцев глинтвейном с алкоголем. Об этих и других новостях науки — в еженедельном обзоре NM.

Ученые уточнили возраст Луны

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, предлагает пересмотреть оценки возраста  Луны. Ученые обнаружили, что частое повторение возраста около 4,35 миллиардов лет в лунных породах связано с крупным повторным плавлением, вызванным приливным нагреванием. Это случилось во время так называемого перехода плоскости Лапласа, когда орбитальная эволюция Луны привела к интенсивному нагреву ее мантии. Это событие могло затереть более ранние геологические отпечатки, сохранив только редкие более старые цирконы.

Новая модель объясняет расхождения в оценках возраста Луны, соединяя данные о формировании магматического океана и последующих термических событиях. Исследователи считают, что Луна сформировалась значительно раньше 4,35 млрд лет назад, вероятно, около 4,5 млрд лет, вскоре после образования Солнечной системы. Такое открытие позволяет лучше понять не только историю Луны, но и эволюцию приливных взаимодействий в ранней Земно-Лунной системе.

Родители пренебрегают опасностью алкоголя для детей

В Австралии по итогам опроса 1197 родителей выявили, что почти четверть (23%) разрешают своим детям-подросткам алкогольные напитки, несмотря на рекомендации избегать употреблять алкоголь до 18 лет. Исследование показало, что родители чаще дают алкоголь, если считают приемлемым пить его до достижения 18-летия. На такие действия влияют также их представления о пользе алкоголя, ожидания от окружения и личные убеждения о нормах.

Ученые подчеркивают, что употребление подростками алкоголя связано с рисками раннего начала употребления и вредных последствий в будущем. Они предлагают направить усилия на информирование родителей о вреде алкоголя для здоровья подростков и снижение заблуждений о том, что такая практика широко распространена.

Ученые выявили скрытые риски здоровья героинь Disney

Ученые из Университета Твенте (Нидерланды) провели необычное исследование, оценив условия жизни принцесс из мультфильмов Disney с точки зрения их влияния на здоровье. Результаты, опубликованные в рождественском выпуске журнала BMJ, показали, что образы любимых героинь могут скрывать потенциальные риски, если рассматривать их сквозь призму реальной жизни. Например, социально изолированная Белоснежка, рискует столкнуться с депрессией и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Золушка, часто убирающая дом, могла бы страдать от профессиональных заболеваний легких из-за вдыхания микрочастиц пыли и блесток, а Рапунцель — от необратимого выпадения волос из-за постоянного натяжения своей косы.

Особое внимание уделили животным и химическим опасностям. Домашний тигр принцессы Жасмин может стать источником травм или зоонозных инфекций, а химера-зверь из «Красавицы и чудовища» угрожает бруцеллезом и бешенством. Проблемы с психическим здоровьем затрагивают и других героинь: одиночество Жасмин, давление на Мулан и насмешки дракона Мушу увеличивают риски тревожности и депрессии. А прыжок Покахонтас с утеса высотой 252 метра в реальной жизни закончился бы фатальным исходом.

Авторы исследования предложили Disney пересмотреть подходы к созданию образов принцесс и делать это более осознанно с учетом психотерапии и гигиены. Такие меры могут не только улучшить здоровье героинь, но и сделать их примерами для подражания, вдохновляющими на заботу о своем физическом и психическом благополучии.

Ученые подтвердили согревающий эффект  глинтвейна с алкоголем

Исследователи из Дании провели необычный эксперимент, чтобы проверить, действительно ли глинтвейн с алкоголем помогает согреться, или это всего лишь миф. В ходе рандомизированного исследования с участием 15 добровольцев сравнивали эффекты алкогольного и безалкогольного глинтвейна на теплоотдачу лица и субъективное ощущение тепла. Результаты показали, что употребление глинтвейна с алкоголем увеличивало температуру кожи лица и вызывало ощущение тепла у большинства участников в отличие от безалкогольной версии. Однако на общее чувство праздничного настроения содержание алкоголя не повлияло.

Авторы отметили, что повышение температуры связано с сосудорасширяющим эффектом алкоголя, но при этом подчеркнули важность культурных и социальных факторов, формирующих новогоднее настроение. Исследование также выявило, что участники одинаково оценили вкус обоих напитков, и это позволяет сделать вывод: праздничная атмосфера и ритуалы, связанные с традициями, могут быть важнее, чем сам алкоголь. Ученые подытожили: в холодные зимние дни можно согреваться глинтвейном, но для создания настроения алкоголь совсем не обязателен.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

(ВИДЕО) Гагаузия: Как в Чишмикиое сохраняют гагаузский язык?/Колледж в Комрате не открыли из-за языка

Что происходит в Гагаузии, с какими проблемами сталкиваются жители автономии, и какие решения предлагают местные и центральные власти?
NewsMaker рассказывает о главных событиях в автономии:

Чишмикиой — одно из старейших гагаузских сёл на юге Молдовы, где почти 3 тысячи жителей говорят на гагаузском. С 2010 года ЮНЕСКО включило гагаузский язык в число исчезающих: по данным переписей, говорящих осталось всего 52%. Местные жители рассказывают, что в повседневной жизни используют родной язык, но на официальном уровне — заседаниях мэрии — переходят на русский. Дмитрий, отец троих детей с гагаузскими именами (Денис — «море», Севда — «любовь», Демир — «железный»), говорит: «Если исчезает язык, этнос перестаёт хоть чем-то отличаться». Николай, 38 лет, уверен: «Если я гагауз, дети должны знать гагаузский». Его дети уже много лет живут за границей, но, приезжая домой, говорят с родителями на родном языке. Жительница села, которая дома общается только на гагаузском, признаётся: «На русском пока скажешь, пока подумаешь, а гагаузский — само пошло». В 2026 году власти Молдовы запустили национальный план по спасению гагаузского языка: бесплатные курсы для взрослых, онлайн-платформа, обучение преподавателей. На программу выделили 2,2 миллиона леев.

Тем временем в Гагаузии 98% детей обучаются на русском языке. Индустриальный колледж имени Реджепа Тайипа Эрдогана в Комрате, построенный на турецкие деньги, до сих пор не открыли. Вице-председатель НСГ Георгий Лейчу заявил, что дети не готовы учиться ни на гагаузском, ни на турецком, ни на румынском. В министерстве образования вину возлагают на местные власти, которые отказываются передать здание для ввода в эксплуатацию. Главным языком обучения в колледже определили румынский с возможностью преподавания некоторых предметов на гагаузском и английском. В Кишинёве обещают интеграционные курсы по румынскому, в Комрате решение называют принятым «без учёта языковой среды Гагаузии».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: