Moldovagaz осталось три месяца. Министр энергетики Жунгиету о звонке Речана, рисках в Приднестровье и о новых поставщиках газа. Интервью NM

Как Дорин Жунгиету, более 15 лет проработавший за границей, стал министром энергетики Молдовы? Вернется ли Кишинев к закупке электроэнергии у Молдавской ГРЭС? И зачем нам строить трансграничную ЛЭП Бельцы — Сучава? На эти и другие вопросы глава минэнергетики ответил в новом выпуске проекта NM «Есть вопросы» с Николаем Пахольницким.

«Я решил, что пора остаться дома после 16 лет работы за границей»

Вас назначили министром три месяца назад, после отставки Виктора Парликова. Как вы стали министром, ведь вас прочили на должность главы Moldovagaz, после того как вы выиграли конкурс?

В конце января мне позвонил премьер-министр [Дорин Речан] и предложил стать министром. Мы обсудили некоторые вопросы. Меня тогда не было в стране, у меня был контракт в Голландии, я работал на инженерную компанию в Гааге. У меня было немного времени на раздумья.

Вы были знакомы с Дорином Речаном?

Мы познакомились, когда были обсуждения моего назначения в Moldovagaz, [однако акционеры — «Газпром» и правительство так и не смогли утвердить новый совет правления]. Я два дня думал, советовался с близкими и согласился.

Почему? Вы ведь раньше не работали в Молдове, хотя всегда работали в нефтегазодобывающей отрасли — в частном секторе в других странах. Из вашей декларации о доходах следует, что вы зарабатывали около €10-12 тыс. в месяц. Зарплата министра — около €2 тыс. Какая должна быть мотивация, чтобы согласиться на зарплату в пять раз меньше?

Мысль вернуться в Молдову и помочь стране появилась в 2024 году. Я жил тогда в Казахстане, в мае закончил проект, а в июне вернулся в Молдову и решил, что пора остаться дома после 16 лет работы за границей.

В конце июня я увидел на сайте минэнергетики объявление о конкурсе на должности члена правления Moldovagaz. Собрал все документы и отправил в министерство. В августе меня утвердили [победителем конкурса].

Вы выиграли этот конкурс, но в итоге вас так и не назначили в совет правления Moldovagaz. Хотя, насколько я помню, вроде бы и «Газпром», и тогдашний министр энергетики Виктор Парликов не были против. Что случилось?

«Газпром» изначально согласился (по итогам визита в конце прошлого года в Санкт-Петербург молдавской делегациии). Но на этом все повисло в воздухе. Я спрашивал, направил несколько e-mail, но ответа не было.

«У Moldovagaz срок — три месяца»

Недавно стало известно, что Moldovagaz может лишиться в августе лицензии, так как не выполнил все требования Третьего европейского энергопакета. Насколько вероятен такой сценарий?

Да, согласно Третьему энергопакету, услуги по транспортировке, распределению и поставке природного газа должны быть разделены [между разными компаниями], и, соответственно, Moldovagaz должен это сделать. Если они этого не сделают, то лишатся лицензии.

Пока неясно, [что они будут делать], но времени до августа довольно мало. Сейчас транспортировкой газа по Молдове занимается [румынская компания] Vestmoldtransgaz, но сами газотранспортные сети принадлежат Moldovagaz. Если они не успеют… Cрок — три месяца. И Нацагентство регулирования в энергетике (НАРЭ) уже объявило конкурс на нового поставщика газа.

Как это отразится на потребителях? Вряд ли в Молдове есть еще одна такая компания, как Moldovagaz, с такой же инфраструктурой и штатом сотрудниками, чтобы взять на себя 800 тыс. абонентов?

Если будет новая компания, то она заключит контракт с Moldovagaz на то время, пока вся база данных не перейдет к новой компании. А люди без газа не останутся, квитанции они получат от нового поставщика, который будет использовать инфраструктуру Moldovagaz.

«Электроэнергия МолдГРЭС будет дороже, чем закупаемая Energocom на бирже»

Руководство Приднестровья регулярно заявляет, что в поставке газа в регион есть нестабильность и риски, и такая ситуация может сохраниться до конца года. По вашему мнению, риски действительно есть?

На днях в Тирасполе сообщили, что им хватает объема поставляемого газа. Я смотрел отчет, они даже не выбирают 3 млн кубов в день. За 24 часа они взяли 1,7 млн кубометров. То есть этого хватает полностью и для всех [бытовых потребителей и промпредприятий].

Действительно, у нас [на Правом берегу после окончания отопительного сезона] снизилось производство электроэнергии. Часть этого, так сказать, дефицита, уже покрывается за счет производства электроэнергии из возобновляемых источников. Были дни в марте и в апреле, когда доля электроэнергии из возобновляемых источников превысила в общем объеме потребления 30%. Сегодня — да, мы закупаем где-то 48%-50% электроэнергии в Румынии и Украине на основе двухсторонних контрактов. Еще около 20% — это возобновляемые источники энергии, около 10% производят ТЭЦ, потому что они не приостановили свою работу полностью, а работают, производя горячую воду. Остальное мы докупаем на свободном рынке.

Да, летом мы ждем роста потребления электроэнергии из-за использования кондиционеров. Поэтому, кроме прочего, мы должны оптимизировать расход

Насколько вероятен сценарий, о котором говорят некоторые эксперты — о возврате к закупке электроэнергии у Молдавской ГРЭС? Тем более, как вы сами сказали, сейчас нет проблем с поставкой в Приднестровье газа, на котором работает МолдГРЭС.

Если мы говорим о том, что закупаем газ и отправляем на Левый берег, чтобы на МолдГРЭС произвели электроэнергию, то она будет очень дорогой. По нынешним рыночным ценам на газ это невыгодно. Электроэнергия с МолдГРЭС будет дороже, чем Energocom сейчас закупает на свободном рынке [на бирже в Бухаресте].

Раньше Приднестровье получало российский газ и из него генерировало электроэнергию для обоих берегов Днестра. Сейчас схема сложнее, но в итоге у них есть газ. Есть ли все-таки вероятность, что мы вернемся к закупке газа у МолдГРЭС?

Приднестровье раньше получало российский газ, за который не платило. Сегодня они платят за газ, который получают.

Насколько понимаю, летом, в жару, у нас не будет электроэнергии от Молдавской ГРЭС?

Скорее всего, нет.

«ЛЭП Бельцы-Сучава еще более увеличит энергобезопасность страны»

Еще один проект национальной важности для Молдовы — трансграничная линия электропередачи Вулканешты-Кишинев. На каком этапе находится строительство, и как оно продвигается?

Работы завершены примерно на 70%. Уже установили более 370 оснований для столбов, осталось еще 150. В июне должна начаться установка изоляторов и кабелей. Работы идут хорошо на Кишиневской подстанции и продолжаются на Вулканешсткой подстанции. Все идет к тому, что к концу году линия будет готова.

Что это будет означать для Молдовы?

Это будет означать, что этого рычаг давления с или этого переключателя больше не будет у Приднестровья.

Планирует ли власти в дальнейшем еще строить линии электропередач между Румынией и Молдовой?

На прошлой неделе парламент одобрил во втором чтении проект [строительства линии Бельцы-Сучава] и обозначил его проектом государственной важности. В середине лета или даже раньше мы объявим тендер для выбора подрядчика.

Зачем нужна эта линия, если у нас уже есть линия Вулканешты-Кишинев?

Проект линии Бельцы-Сучава еще более увеличит энергобезопасность страны. Сегодня в стране производят свыше 650 МВт электроэнергии из возобновляемых источников. В конце марта мы закрыли тендер на дополнительные 165 МВт энергии из возобновляемых источников. Соответственно, будет дополнительная электроэнергия. Эту энергию очень трудно хранить, она должна циркулировать. Линия Бельцы-Сучава увеличит возможность импорта и экспорта электроэнергии из Республики Молдова.

В Молдове в контексте увеличения энергоэффективности планируют утеплить все многоэтажки с центральным отоплением и перевести с вертикального на горизонтальное отопление. Когда реализуют этот проект?

На днях Termoelectrica запустила тендер на проведение этих работ. Насколько я знаю, он охватит около 1600 домов. Это все многоэтажки Кишинева. Этот проект позволит людям самим контролировать и регулировать потребление теплоэнергии и температуру в квартире. Тепло больше не будет уходить через окно. Потому что у нас среднее потребление теплоэнергии на один квадратный метр в три раза выше, чем в Европе. Реализация этого проекта займет два-три года.


Это сокращенная версия интервью. Полную версию смотрите на канале NM в YouTube.