Молдавская экономика может лишиться трех миллиардов леев в результате замораживания внешней помощи, о котором партнеры по развитию заявили в начале июля. К таким выводам пришел экс-министр финансов Вячеслав Негруцэ, который представил сегодня свое исследование «Опасности замораживания внешней финансовой помощи и приоритеты политик». Эксперты между тем считают, что вопрос надо ставить по-другому: какой ценой будет разблокирована внешняя помощь и насколько эффективно будет использоваться.
Из представленного исследования экс-министра финансов, а ныне программного директора центра Expert-Grup Вячеслава Негруцэ следует, что Молдова претендовала в этом году на 2,766 млрд леев грантов (9,12% от госбюджета) и 3,6 млрд леев кредитов. Как пишет Негруцэ, теперь ясно, что финансирование со стороны Всемирного банка в размере $46,5 млн (примерно 850 млн леев) для бюджетной поддержки потеряно. Также, по его мнению, существует высокий риск лишиться половины предусмотренных под различные проекты донорских средств. Не получат достаточно средств на реализацию своих программ и бюджетные ведомства, говорится в исследовании. В итоге, по подсчетам Негруцэ, только в виде грантов Молдова лишится 1,7 млрд леев. Та же ситуация и с кредитами, считает Негруцэ, по данным которого 1,3 млрд леев кредитных средств могут до страны так и не дойти.
По мнению экс-министра финансов, угрозу для молдавской экономики представляют и размеры внешнего и внутреннего долга. Так, внешний долг Молдовы составляет почти $1,4 млрд, или 24,2% от ВВП, а внутренний — почти 8 млрд леев, или 7,3% от ВВП. Однако с учетом того, что в госдолг должны внести 15,5 млрд леев, выданных Нацбанком трем проблемным банкам под гарантии правительства, внутренний госдолг может вырасти до 22,9 млрд леев, что составит 20,9% от ВВП. Еще одной серьезной проблемой, по мнению Негруцэ, являются слишком высокие ставки по государственным ценным бумагам, из-за чего казна может недосчитаться 2,7 млрд леев в результате выплаты процентов по ним.
Среди основных негативных последствий замораживания внешней помощи Негруцэ называл сложность покрытия бюджетного дефицита и государственного долга. «Покрывать придется за счет дорогих внутренних ресурсов, поскольку из-за низкого странового рейтинга у Молдовы нет доступа к длинным и дешевым иностранным деньгам,— пояснил экс-министр.— Также заморозятся практически любые инвестиции, и в результате нарушатся сроки реализации соглашения о свободной торговле с ЕС (DCFTA)».
Проблема ликвидности финансового сектора, отметил Негруцэ, серьезно повлияет на частный бизнес, у которого существующие проблемы с доступом к кредитованию только усугубятся.
Вячеслав Негруцэ считает, что предложение минфина по максимальному сокращению госрасходов несколько запоздало, поскольку бюджет принимался уже с учетом прогнозируемой рецессии, «украденного миллиарда» и отсутствия соглашения с МВФ. Поэтому экс-министр предлагает в первую очередь провести секвестр бюджета — оптимизировать и перенаправить бюджетные расходы в приоритетные области экономики. Кроме того, по мнению Негруцэ, необходимо разработать антикризисный план на два года, а также консолидировать налоговые поступления и провести так называемую деофшоризацию экономики, исключив право офшорных фирм участвовать в госзакупках и других сделках, связанных с госорганами и госпредприятиями.
Также, по мнению Негруцэ, необходимо отказаться от идеи самоизоляции и как можно быстрее сформировать правительство для ведения переговоров с МВФ по новой программе сотрудничества.
Ряд экспертов, присутствовавших на презентации исследования, подняли вопрос о способности Молдовы нормально провести переговоры с МВФ, на что Негруцэ заметил, что способность есть, но будет ли воля и желание — неизвестно. Экс-министр финансов считает, что неподписание нового меморандума с МВФ драматически скажется на состоянии страны, но признает, что подписывать его любой ценой тоже неправильно.
Экономический эксперт Валериу Прохницки высказал мнение, что лучше вообще не подписывать соглашение с МВФ, поскольку, по его словам, это приведет только к усугублению коррупции. Использование и распределение донорских средств, пояснил Прохницки, вызывает вопросы не только у гражданского общества, но и у самих доноров: этот процесс непрозрачен, забюрократизирован и служит интересам политических групп, а не государства.
С ним согласился и депутат от Партии социалистов, доктор экономики Владимир Головатюк, который считает, что Молдове нужны реформы не ради денег доноров, а ради самих реформ. Рекомендации МВФ, подчеркнул он, надо выполнять не ради рекомендаций и чтобы понравиться фонду, а ради изменения внутренней структуры экономики. По мнению Головатюка, полученная Молдовой огромная внешняя помощь в 2010-2013 годах (примерно $2,7 млрд) не улучшила качество молдавской экономики, а только ухудшила его.
Диссонанс в процесс обсуждения внес экономист Виктор Бурунсус, отметивший, что Молдова пришла к сегодняшней своей ситуации в том числе из-за действий самого Негруцэ на посту министра финансов. Бурунсус привел в пример тот факт, что Негруцэ заблокировал в 2010 году внедрение финансовой отчетности по международным стандартам и спровоцировал тем самым непрозрачность банковской системы. Эксперт считает, что, пока общество не будет по максимуму использовать институты власти для решения внутренних проблем, пока не будет к ним доверия, никакая внешняя помощь не поможет Молдове выйти из кризиса.