Администратор сети социальных магазинов Merișor, связанных с Иланом Шором, Виталий Кушнир дал показания в суде по делу против неконституционной партии «Шор» и ее вице-председателя Марины Таубер. Любопытно, что адвокатом Кушнира, выступающего свидетелем со стороны обвинения, стал Аурелиу Коленко, который ранее представлял интересы Шора и его партии. На суде Коленко постоянно подсказывал подзащитному ответы на вопросы прокурора.
Заседание суда 8 октября по делу о незаконном финансировании партии «Шор» и депутата Марины Таубер началось с того, что адвокаты Таубер и партии «Шор» высказали возражение против допроса Виталия Кушнира как свидетеля. Адвокаты заявили, что Кушнир ранее проходил обвиняемым по этому делу и поэтому не может выступать свидетелем. Но прокуратура представила постановление, согласно которому Кушнира освободили от уголовной ответственности по делу и вынесли ему административное наказание.
Отвечая на вопросы прокурора, Кушнир рассказал, что 9 марта 2023 года его задержали сотрудники правоохранительных органов и изъяли несколько сумок с пакетами, в которых находились деньги. При этом он утверждал, что до вскрытия пакетов не знал, что в них были деньги. Это вызвало удивление, так как Кушнир ранее сам отметил, что помогал развозить зарплаты сотрудникам партии, поскольку партийный банковский счет был заблокирован. Но противоречие между этими утверждениями никто из участников судебного разбирательства не прокомментировал.
Кушнир также сообщил, что познакомился с Иланом Шором в период с 1996 по 2000 год и был гостем на его дне рождения в 2020 году в Израиле, где они обсуждали «агитку, офисную бумагу и прочие вещи». Также он сказал, что является членом партии «Шор» с самого ее основания и неоднократно делал пожертвования, в том числе на избирательную кампанию башкана Гагаузии Евгении Гуцул.
Кушнира несколько раз спрашивали, знаком ли он с человеком по имени Виктор Гуцуляк. Он ответил, что общался с неким Виктором через специальное приложение, но фамилию не знает. Также он заявил, что Марина Таубер никогда не просила его участвовать в перевозке денег. Это вызвало вопросы у прокурора, так как на этапе следствия Кушнир утверждал обратное.
Прокурор Татьяна Надулишняк показала Кушниру его предыдущие показания, и он подтвердил, что они принадлежат ему, и его подпись стоит на протоколе допроса. В этих показаниях Кушнир говорил, что Таубер просила его помочь перевозить деньги, но он отказался, так как слышал о незаконном финансировании партии. Однако позже ему позвонил Виктор Гуцуляк (во время следствия Кушнир называл фамилию Гууляка) и настоятельно попросил о помощи в транспортировке средств. В тех же показаниях Кушнир предположил, что Таубер могла пожаловаться на его отказ Илану Шору.
Имя Виктора Гуцуляка, отметим, неоднократно упоминалось во время допросов в суде других свидетелей по делу о незаконном финансировании партии «Шор». Из их показаний стало известно, что Гуцуляк является доверенным лицом Шора и занимается организацией доставки денег из зарубежных источников активистам партии в регионах Молдовы, а также координирует работу курьеров.
Кроме упомянутых несостыковок во время допроса Кушнира в суде, примечателен также тот факт, что адвокат свидетеля со стороны обвинения, Аурелиу Коленко, ранее представлял интересы партии «Шор», а на протяжении всего судебного заседания подсказывал Кушниру ответы на вопросы прокурора, согласовывал формулировки и даже кивал. Когда судья Ольга Беженарь сделала адвокату замечание, он ответил: «Я знаю эти показания лучше, чем он сам».
***
Антикоррупционная прокуратура, напомним, сообщила 30 мая 2023 года о завершении расследования уголовного дела против партии «Шор» и ее вице-председателя Марины Таубер. Таубер и ее партию обвиняют в подделке отчетов о финансировании избирательной кампании и в получении денег от преступной группировки.
Согласно обвинительному заключению, Таубер, будучи кандидатом от партии «Шор» на выборах мэра Бельц в 2021 году, «намеренно и по предварительной договоренности с руководством формирования и с преступной группировкой, возглавляемой беглым олигархом Иланом Шором», получила на свою предвыборную кампанию более 9,7 млн леев. При этом, по материалам следствия, часть денег объявили пожертвованиями от 104 человек, которые на самом деле никаких денег партии не давали.
Прокуроры также обвиняют Таубер в том, что она, будучи вице-председателем партии «Шор», получила от «преступной группировки Шора» еще 195,5 млн леев незаконного финансирования на продвижение формирования и захват власти в Молдове.
В марте 2024 года суд заслушал по этому делу еще одного свидетеля со стороны обвинения. Он рассказал, что помогал распределять и перевозить деньги по Молдове по просьбе друга, утверждавшего, что это для протестов и организации мероприятий партии. Свидетель сообщил, что получал деньги (по 2-3 млн леев) от незнакомых людей, распределял их и передавал предполагаемым членам партии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!