В Риге проходит саммит «Восточного партнерства». По информации NM, в его итоговой декларации будет отмечено, что ЕС признает европейские устремления Молдовы: на этом настояли несколько стран ЕС, в том числе Румыния. Корреспондент NM МАРИНА ШУПАК поговорила с депутатом Европарламента от Румынии, главой парламентской комиссии по сотрудничеству РМ—ЕС АНДИ КРИСТЕЙ о европерспективах Молдовы, реализации Соглашения об ассоциации, а также об антиправительственных протестах в Молдове и банковском скандале.
— Как вы оцениваете отношения Молдовы и ЕС на данный момент?
— 2014 год стал годом кульминации усилий РМ на европейском пути. Если говорить о странах «Восточного партнерства», то Молдова получила максимум из того, что предполагалась политикой сближения в рамках этого проекта: либерализацию визового режима, подписание Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Кишинев находится на этапе внедрения реформ и взятых на себя в рамках соглашения обязательств. Поэтому мяч сейчас находится на поле Кишинева: если он играет хорошо, то проходит дальше с успехом, если нет, то все усложняется.
— По мнению ряда экспертов, двери ЕС могут быть закрыты для Молдовы из-за провальной борьбы с коррупцией. Что вы скажете по этому поводу?
— Коррупция — это токсин для любой страны и общества. Глядя сегодня на страны Центральной и Восточной Европы, могу сказать, что спустя 10 лет после присоединения к ЕС уровень коррупции в них упал, а правовое государство, за редкими исключениями, укрепилось. Хочу подчеркнуть, что путь к европейским стандартам предполагает в первую очередь эффективную и независимую систему правосудия. В государстве все должно работать ради гражданина. ЕС оказывает Кишиневу поддержку в борьбе против коррупции и укреплении правового государства. Я уверен, что ситуация будет улучшаться, но изменения не происходят за одну ночь.
— По итогам ноябрьских выборов большинство в парламенте получила Партия социалистов, которая обещала денонсировать Соглашение об ассоциации. Одновременно проевропейские партии, вопреки рекомендациям Брюсселя, сформировали миноритарное правительство. Что думают по этому поводу в Европарламенте?
— Есть два аспекта в данном вопросе. Институциональный аспект относится к роли и активности парламентской комиссии по сотрудничеству ЕС—РМ. Другой аспект — политический. Действительно, со стороны трех самых больших политических формирований Европы были рекомендации по поводу создания парламентского большинства в Молдове. Эти рекомендации не были приняты во внимание политиками из Кишинева. Интенсивные дискуссии по этому поводу велись в разных форматах, в том числе и в комиссии по внешней политике Европарламента.
По поводу социалистов скажу, что 30 ноября все-таки большая часть молдавских граждан проголосовала за европейский вектор. Последние дискуссии в рамках нашей комиссии касались того, как ЕС может эффективно противостоять антиевропейской пропаганде.
— Обсуждались ли в Европарламенте последние громкие события в Молдове — об украденном из банков миллиарде и многотысячных антиправительственных акциях протеста?
— Мы знаем обо всех этих событиях. Европарламент с огромным вниманием следит за развитием ситуации в Молдове. Я бы сказал, что сейчас молдавская юстиция подвергается серьезной проверке, которая предполагает, что она должна выполнить свои функции. А выражение гражданами своего недовольства в форме мирного протеста вполне законно и естественно: люди выходят на улицы и используют свое демократическое право, а политические партии должны, в свою очередь, укреплять демократические институты.
— Принесет ли саммит «Восточного партнерства» в Риге новые европерспективы Молдове?
— Я сторонник расширения ЕС. Расширение — это инструмент демократических трансформаций. С 2005 года 12 стран Центральной и Восточной Европы присоединились к ЕС. Европарламент признает эту европейскую перспективу за восточными государствами, в первую очередь за Молдовой. Ожидать от саммита исторических решений для Молдовы не стоит, прошел лишь год с момента подписания Соглашения об ассоциации РМ—ЕС. Кишинев сейчас на этапе имплементации условий соглашения.