API представила первый отчет об освещении СМИ президентской кампании
4 мин.

API представила первый отчет об освещении СМИ президентской кампании


Ассоциация независимой прессы (API) представила накануне первый отчет об освещении молдавскими СМИ президентской предвыборной кампании. Мониторинг проводился с 15 по 29 сентября в 28 средствах массовой информации — на 12 телеканалах, в 12 интернет-изданиях и четырех газетах. Обратив внимание, что в графических материалах исследования публикации СМИ поделены только на «благоприятствующие» и «неблагоприятствующие» кандидатам, а для нейтральной подачи информации графы не нашлось, NM попытался разобраться в методологии исследования.

В мониторинге эксперты учитывали, соблюдаются ли принципы деонтологии и качественной журналистики (объективность, беспристрастность, плюрализм источников информации, отделение фактов от мнений), а также анализировали технические методы обращения к аудитории для усиления или смещения акцентов в материалах.

На телеканалах Moldova 1, Prime TV, Canal 2, Canal 3, Publika TV, Jurnal TV, Realitatea TV, NTV Moldova, ProTV Chişinău, TV7, Accent TV, N4 TV эксперты проанализировали 1273 новости и аналитические программы местного производства, вышедшие в эфир с 18.00 до полуночи. В API пришли к выводу, что, например, каналы холдинга Владимира Плахотнюка исключительно позитивно освещали правительство и большое внимание уделяли кандидату от Демпартии Мариану Лупу, а Jurnal TV существенную часть эфирного времени посвящал главе партии «Платформа Достоинство и правда» Андрею Нэстасе.

На пресс-конференции, посвященной презентации отчета, исполнительный директор независимого Центра журналистики Молдовы Надин Гогу заявила, что «эти сюжеты могут подтолкнуть избирателя отдать предпочтение одному или другому конкуренту». Она добавила, что новости о задержании судей, арест представителей оппозиционных партий за различные правонарушения, взятие правительством на себя ответственности за принятие законов и попытку вынесения ему вотума недоверия тоже влияют на мнение избирателей, поэтому подход к таким новостям должен быть максимально взвешенным.

Представляя отчет о результатах мониторинга онлайн-изданий, API отметила, что в целом веб-порталы не дают сбалансированной информации, поддерживая одних кандидатов в президенты и их политическое окружение и осуждая других. Кроме того, часто, по их мнению, используются манипулятивные заголовки.

Издания Agora.md и Noi.md, согласно отчету, в целом объективны. В отношении Agora отмечается, что в период мониторинга преобладали материалы негативного характера в отношении кандидата от Демпартии Мариана Лупу, в том числе критические высказывания о нем других электоральных конкурентов. У портала Deschide.md эксперты отметили использование самого большого числа источников информации. А Realitatea.md назван порталом, представившим кандидатов и претендентов в кандидаты наиболее диверсифицированно. Больше всего текстов политического характера было опубликовано на Jurnal.md — 114,а, например, на региональном портале Gagauzinfo.md — всего 9.

В отношении издания NewsMaker в отчете говорится, что в период мониторинга на сайте было опубликовано 48 текстов, касающихся предвыборной кампании, регистрации кандидатов в ЦИК и их заявлений. В API посчитали, что, по сравнению с другими сайтами, у редакции нет избирательного подхода к электоральным конкурентам, а редакционная политика достаточно сбалансирована. При этом, отмечают авторы исследования, демократ Лупу в новостях чаще предстает в негативном свете из-за критических заявлений в его адрес со стороны других конкурентов.

Между тем в графиках, опубликованных в приложении к отчету и показывающих, как представлены кандидаты в президенты в том или ином СМИ, ситуация выглядит несколько иначе. В них материалы о предвыборной кампании поделены на два столбика: «благоприятствующие» и «неблагоприятствующие» каждому из кандидатов. Столбик для обозначения нейтральной подачи информации просто не предусмотрен.

В итоге складывается впечатление, что нейтральных материалов об избирательной кампании нет ни в одном СМИ, и в отношении каждого кандидата есть или материалы в их поддержку, или направленные против. График NewsMaker показывает, что, например, о кандидате от «Партии Шора» (ранее называлась «Равноправие») Инне Попенко издание писало четыре раза, и все четыре — якобы не в пользу кандидата.

newsmaker.md/rus/novosti/kandidat-v-prezidenty-ot-dvizheniya-ravnopravie-inna-popenko-sdala-podpisnye-listy-27421

Инна Попенко в этот период времени действительно четырежды упоминается в новостях NM. При этом все материалы носят чисто новостной характер: посвящены выдвижению, подаче документов в ЦИК и регистрации кандидата и не содержат никаких оценок кандидата, в том числе со стороны других электоральных конкурентов. 

newsmaker.md/rus/novosti/itogi-dnya-o-tayne-nepriyatnogo-zapaha-v-kishineve-kandidatah-v-prezidenty-rm-i-su-27435
 
newsmaker.md/rus/novosti/tsik-zaregistriroval-innu-popenko-v-kachestve-kandidata-na-post-prezidenta-27546

На просьбу NM объяснить методологию исследования исполнительный директор API Петру Маковей сказал, что в графиках нейтральные новости не были представлены, потому что такая подача информации считается нормой. «Само по себе представление того или иного кандидата в негативном контексте это не всегда вина редакции, потому что его кто-то может серьезно в чем-либо обвинять, а автор материала может разве что представить это более взвешенно», — отметил он. 

newsmaker.md/rus/novosti/tsik-zavershil-priem-podpisnyh-listov-v-podderzhku-kandidatov-v-prezidenty-27617

Глава отдела продвижения и развития Ассоциации независимой прессы Ион Мазур сказал NM, что в представленных графиках содержится информация о количестве статьей, в которых издание благоприятствует тому или иному избирательному конкуренту или наоборот. По его словам, при подготовке исследования использовалась методология, которая предусматривает учет, в том числе «косвенной критики».

«Мы учитывали, как издания представляют ближайшее окружение кандидатов, а также партию, которая их выдвигает. Например, если СМИ жестко критикует Влада Плахотнюка (первый зампред ДПМ), это не может не отразиться на кандидате ДПМ Мариане Лупу. Если в исключительно негативном контексте СМИ представляет лидера “Нашей партии” Ренато Усатого, это сказывается на Дмитрие Чубашенко, если — Илана Шора, то, соответственно, на Инне Попенко и т.д.» — добавил Мазур. Он считает, что все это влияет на восприятие информации простыми читателями.

Мониторинговая кампания продлится до 13 ноября.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: