Третий раунд переговоров России, Украины и ЕС об условиях транзита российского газа через территорию Украины не принес конкретных результатов. Стороны решили продолжить через месяц. Неучастие в этих переговорах Молдовы эксперты называют провалом молдавской дипломатии, так как вопрос напрямую касается республики. NM разбирался, будет ли у нас газ в новом году, почему молдавским властям надо более решительно действовать в этом направлении, и при чем здесь газовый долг Приднестровья.
Переговоры на троих
В Брюсселе 19 сентября прошел третий раунд переговоров о газе между Украиной, Россией и ЕС. Стороны обсудили новый контракт на транзит российского газа в Европу через территорию Украины. Нынешний транзитный договор «Нафтогаза Украины» с «Газпромом» истекает 31 декабря. На переговорах председательствовал вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марош Шевчович.
По итогам переговоров Шевчович сообщил, что они продолжатся в конце октября. Шеврович также отметил, что на пошедших трехсторонних консультациях была «очень позитивная и конструктивная атмосфера».
На вопрос о том, что будет делать Европа в случае прекращения транзита российского газа через территорию Украины, Шевчович ответил, что ЕС готова к любым сценариям, но он не хотел бы спекулировать на негативных вариантах. «Я думаю, обе стороны — и РФ, и Украина — понимают последствия негативного сценария и примут все меры, чтобы этого не допустить», — подчеркнул он.
Украина на переговорах поддержала позицию Еврокомиссии, которая предложила заключить договор о транзите на 10 лет, в течение которых Украина должна обеспечивать транзит 60 млрд кубометров газа ежегодно.
Российская сторона считает, что транзит российского газа через Украину возможен при соблюдении двух условий: наличия конкурентоспособных тарифов на прокачку, а также при урегулировании судебных споров между Украиной и Россией. Российский премьер Дмитрий Медведев уточнял, что, кроме этого, на Украине должна быть «стабильная политическая обстановка».
Поэтому Россия настаивала на краткосрочном контракте, надеясь на более скорое завершение строительства газопроводов в обход Украины — «Северного потока-2» и «Турецкого потока».
Первый раунд трехсторонних консультаций о газе, напомним, прошел в июле 2018 года. Тогда и Россия, и ЕС признали, что новый договор необходимо готовить на базе европейского законодательства. Однако уже в январе 2019 года переговоры провалились. Российская сторона заявила, что нужно мирно урегулировать вопрос о возврате Украиной по решению арбитража Стокгольма $2,56 млрд за недопоставку согласованных объемов газа для транзита.
Почему без Молдовы
Молдова в этих переговорах не участвует, хотя транзит через Украину российского газа касается ее напрямую. Если Украина и Россия не договорятся, и транзит газа через Украину прекратится, то Молдова в середине зимы рискует остаться без топлива. Впрочем, забегая вперед, отметим, что это маловероятный сценарий.
Молдова получает газ из магистрального Трансбалканского газопровода, который является частью экспортного магистрального газопровода «Союз». Он берет начало в Оренбурге, проходит через Украину, далее по южной границе Молдовы, затем в районе Орловки опять выходит на территорию Украины, а оттуда выходит на Румынию и Болгарию.
В любом случае поставки газа зависят от газотранспортной системы Украины. Отметим также, что газ из Украины поступает сначала на территорию Приднестровья, в Тирасполь, а потом уже идет в Кишинев и на юг республики.
Впрочем, Молдова может получать газ и по другому газопроводу, менее мощному — Богородчаны – Черновцы – Ананьев. Он заходит на территорию Молдовы на севере, в Алексеевке, и выходит в Шолданештском районе. Но с помощью этого газопровода можно «запитать» только север страны и частично Кишинев.
По данным эксперта в энергетике Сергея Тофилата, его пропускная способность — до 5 млн кубометров газа в день, а Молдове в отопительный сезон нужно не менее 7 млн. Кроме того, без газа останется Молдавская ГРЭС, а это означает перебои с электричеством, потому что, хотя станция и может работать на угле и мазуте, надолго этого не хватит.
Бывший глава Нацагенства по регулированию в энергетике Виктор Парликов считает, что Молдова обязательно должна была участвовать в трехсторонних «газовых» переговорах, хотя бы как наблюдатель. «Неучастие Молдовы в этих переговорах — провал министерства иностранных дел и евроинтеграции и министерства экономики. Последнее отвечает за безопасность страны», — подчеркнул Парликов. К тому же, добавил он, уязвимость Молдовы в газовом вопросе и Россия, и Украина будут использовать на переговорах в своих интересах.
Чего Россия хочет от Молдовы
В «Газпроме» на запрос NM о том, какие есть варианты обеспечения газом Молдовы в случае прекращения транзита через Украину, а также о возможном снижении цены и реверсных поставках, к моменту публикации материала не ответили.
По мнению Парликова, России выгодно сохранить с Молдовой базовый контракт о поставках газа как минимум на год, не меняя его условий. В этом случае, пояснил эксперт, будет обеспечена энергетическая и финансовая безопасность Приднестровья, а, кроме того, отложится на неопределенное время вопрос «газового долга» Молдовы перед «Газпромом», основная часть которого — долг Приднестровья.
Что Украина предлагает Молдове
В украинском «Нафтогазе» NM заверили, что украинская газотранспортная система (ГТС) готова и дальше обеспечивать транспортировку в Молдову необходимого объема газа на основании прозрачных, конкурентных и рыночных принципов.
В «Укртрансгазе» (входит в «Нафтогаз») сообщили, что предложили несколько вариантов решения проблемы, которые направили на согласование молдавской газотранспортной компании Moldovatransgaz. «Наиболее безопасная опция для Молдовы — это наличие собственного запаса газа в украинских газовых хранилищах. В 2015 году Украина финансировала аналогичный собственный запас за счет кредитной линии ЕБРР и Всемирного банка», — пояснил NM директор «Укртрансгаза» Сергей Макагон.
Еще одна возможная опция, по его словам, — если Молдова будет получать российский газ на границе Украина-Россия и далее самостоятельно заказывать у «Укртрансгаза» транспортировку в Молдову. Макагон считает, что никаких рисков при этом «Газпром» не несет, так как после передачи газа на границе с Украиной вся ответственность будет на украинском операторе ГТС. «Этот вариант не требует инвестиций в создание запаса газа в хранилищах, а просто требует доброй воли «Газпрома»», — отметил глава «Укртрансгаза».
Он сказал, что в этом случае транспортировка одного кубометра газа будет стоит Молдове $17,6 плюс НДС. При этом Макогон считает, что сейчас при закупке Молдовой газа в Европе цена составила бы около $185-190, что ниже предложенной «Газпромом». А справедливая цена, то есть цена на хабе, уменьшенная на стоимость транспортировки из России в Европу и оттуда в Молдову, была бы еще меньше.
«»Газпрому» должно быть все равно, на какой границе продать Молдове газ — западной или восточной. Транспортировкой в любом случае займется Украина», — пояснил Макагон.
Он также добавил, что для Украины вопрос не столько в выгоде транзита, сколько в том, на каких условиях будут работать с 2020 года украинский и соседние с ним рынки. «Мы хотим разблокировать газовые соединения между нами и соседями и добиться прозрачных правил доступа к инфраструктуре. Тогда здесь будет конкуренция за потребителя, и наш опыт показывает, что это безопаснее и дешевле, чем «политические скидки»», — подчеркнул Макогон.
По его словам, Украина уже почти месяц ждет от Молдовы ответа на свои предложения. По его мнению, это свидетельствует о блокировании переговоров молдавской стороной и намерении решить вопрос поставок газа «каким-то другим способом».
Эксперт в энергетике Сергей Тофилат считает, что Украина не все рассказывает о своих технических возможностях, и пока есть вопросы с тем, смогут ли украинцы обеспечить Молдову достаточным количеством газа в случае прекращения транзита, и будет ли им выгодно доставлять в Молдову газ от российской границы. По словам Тофилата, Украина так и не ответила четко на эти вопросы.
Знает ли Молдова, чего хочет
Председатель правления госкомпании Moldovagaz Вадим Чебан заявил NM, что «ни о каком блокировании [поставок газа] не может быть и речи». По его словам, главная задача предприятия — обеспечить всю страну газом, а не только ее часть. Чебан сказал, что они изучают все варианты решения проблемы, но это дело не одного дня. Он добавил, что Moldovagaz придерживается базового сценария, по которому можно сохранить поставки на основе контракта с «Газпромом». На вопрос NM, как это возможно технически, Чебан ответил, что не может раскрывать все детали, но «есть определенные решения, наработки, касающиеся межсистемных связей».
Также Чебан сказал, что в октябре пройдут переговоры с румынской стороной о налаживании реверсных поставок газа.
Сергей Тофилат подтвердил, что нереально без Румынии наладить реверс на Трансбалканском газопроводе в сторону Молдовы. По его сведениям, в Румынии пока тормозят решение этого вопроса, потому что тогда им придется открыть свой рынок для Молдовы и Украины. «При этом внутри страны ситуация с добычей газа непростая. За последнее время она сократилась на 30% из-за законодательных поправок. Кроме того, им самим нужен газ для местных производителей», — пояснил Тофилат.
По мнению другого эксперта, знакомого с ситуацией на газовом рынке Румынии и пожелавшего сохранить анонимность, дело еще в том, что Румынии надо как-то оправдать затею со строительством ясско-унгенского газопровода и его продолжения до Кишинева. «Ведь если наладят реверс, нужда в этом газопроводе отпадет, при этом уже потрачены десятки миллионов евро», — пояснил собеседник. По его сведениям, это понимают и в Брюсселе, и, скорее всего, «надавят» на Румынию открыть реверсные поставки.
По мнению Виктора Парликова, Молдове не хватает четкой позиции правительства по «газовому» вопросу. Он считает, что сейчас у Молдовы довольно хорошая позиция в переговорах и с Украиной, и с Россией. «Да, пока не наладят реверс, говорить с РФ сложнее, но все равно можно. Главное, молдавские власти должны донести свою позицию до России — разделить, наконец, поставки газа между Кишиневом и Тирасполем, и тем самым разделить газовый долг, который весь висит на Молдове. Нужно сделать так, чтобы краник был на нашей стороне, но это случится, только если газ пойдет реверсом, и тогда нам не страшен никакой «Газпром» и никакие отключения», — объяснил Парликов.
Он добавил, что уверен на 99,9%, что после 1 января 2020 года у Молдовы будет газ. «Слишком велики политический риск для России, Украины и самой Молдовы, если газа не будет. Это никому не выгодно, поэтому вопрос решится, главное, чтобы не дорогой для нас ценой», — заключил эксперт.