В последнее время политическое давление на Нацбанк достигло пика. Почти каждый день телевизионные каналы и издания, связанные с социалистами, продвигают идею взять деньги из валютных резервов НБМ и потратить их на поддержку граждан и бизнеса, при этом критикуя банк за сопротивление. В свою очередь на защиту Нацбанка встали главы международных организаций, посольств и экспертное сообщество. NM рассказывает, зачем Молдове нужен Нацбанк, что будет, если правительство займет у него деньги, как изменилась банковская система благодаря реформам НБМ, и что получил от этого каждый гражданин Молдовы.
После того как экс-президент и лидер ПСРМ Игорь Додон вновь поднял тему использования валютных резервов Нацбанка для поддержки граждан и бизнеса, и эту идею подхватили СМИ, связанные с социалистами, Нацбанк организовал конференцию с участием представителей Международного валютного фонда, Всемирного банка, главы Евроделегации, главы Национального банка Румынии, сотрудников самого Нацбанка и экспертов.
Участники обсудили роль центральных банков в модернизации общества с точки зрения вызовов для развивающихся экономик. Все они встали на защиту независимости Национального банка Молдовы и говорили о его важнейшей роли в существовании страны и благополучии ее граждан. При этом исполнительный директор центра Expert-grup Адриан Лупушор отметил, что независимость и важная роль центрального банка настолько очевидны и само собой разумеющиеся, что, если об этом начинают говорить, значит, на эту независимость явно покушаются.
NM выбрал главные аргументы выступавших, чтобы с их помощью ответить на самые актуальные вопросы.
Что такое макроэкономическая стабильность, и зачем она нам?
Повышение зарплат и пенсий, появление новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры могут происходить только в условиях макроэкономической стабильности — стабильных ценах, стабильной валюты, низких банковских ставках.
Колебания на денежном рынке влияют на каждого из нас. Например, если засуха влияет на фермеров, а проблемы с импортом сырья — на производителей, то рост цен или снижение покупательской способности влияют на всех.
«Деньги лежат в основе всей экономики», — подчеркнул глава Национального банка Октавиан Армашу.
Фундаментальная задача центрального банка — обеспечивать макрофинансовую стабильность. Любые внешние шоки: повышение или падение цен на нефть, пандемия, прекращение транспортного сообщения между странами — приводят к кризису. Один из первых ответов на кризис — это решения Нацбанка в области денежной политики.
Эти решения: о размере базовой ставки, обязательных резервах банков — чувствуются уже спустя месяц-два. Тогда как вмешательство правительства с помощью налоговой политики возможно только после окончания бюджетного года. К тому же на налоговые решения влияют политики, и граждане Молдовы неоднократно были свидетелями этого, добавил глава НБМ.
Нацбанк же поступает независимо от политической ситуации. Чтобы поддержать макроэкономическую стабильность в условиях пандемии, НБМ снизил базовую ставку и резервные нормы для банков и добился приемлемого уровня ликвидности. В обороте у банков появилось больше свободных денег, с помощью которых они могли кредитовать население, компании, да и само государство, выкупая государственные ценные бумаги.
Как реформы в банковской сфере повлияли на каждого?
После «кражи миллиарда» Нацбанк с помощью внешних партнеров с 2015 года планомерно проводил реформы в банковском секторе: заставлял банки избавляться от «токсичных» акционеров, становиться прозрачными, просчитывать риски и становиться более сильными.
Все это, кстати, позволило банкам выдержать коронакризис, не сократить кредитование и продолжать привлекать депозиты. Выгоду от этого получили граждане, которые могут взять потребительский кредит по достаточно низкой ставке
«Но, оказалось, что недостаточно только внедрять реформы. Теперь надо защищать результаты этих реформ, порой даже в суде», — отметил Армашу. По его словам, из-за того, что ни у властей, ни у большинства граждан нет должного понимания того, чем занимается и за что отвечает Нацбанк, он сталкивается со сложностями в исполнении своего мандата — действовать в интересах всего общества.
Кстати, глава Нацбанка Румынии Мугур Исэреску рассказал, что во многих странах после мирового кризиса 2008 года, когда один за другим становились банкротами именно банки, именно центральным банкам поручили следить за банковско-финансовой стабильностью. Тогда решили, что эта задача — надзор за банками — не должна помешать центральным банкам контролировать инфляцию.
«Но все это можно выполнять, только обладая политической, функциональной и финансовой независимостью и высоким профессионализмом», — отметил Исэреску.
Означает ли независимость Нацбанка его изоляцию?
Нужен баланс между Нацбанком и правительством, между монетарной политикой и бюджетно-налоговой политикой, чтобы меры правительства не конфликтовали с мерами НБМ. Если будут доминировать бюджетные меры, например, будут расти расходы на определенные секторы, это слишком сильно разогреет экономику и приведет к росту цен. Кроме того, слишком сильное внутреннее заимствование государства у коммерческих банков приводит к ограниченному доступу частного сектора к финансированию.
Но не надо воспринимать независимость центрального банка как изоляцию, надо взаимодействовать с кабмином, в свою очередь говорит Исэреску.
Он также выразил обеспокоенность статистикой в ЕС — по оценкам одного исследования, за последние несколько лет независимость многих центральных банков снизилась наполовину.
Почему в восстановлении экономики нужен Нацбанк?
Глава МВФ в Молдове Роджерс Чавани считает, что восстановление экономики в Молдове будет тяжелым, в том числе из-за высокого бюджетного дефицита.
«Хуже всего ситуация с коррупцией, это системная проблема. Законотворчество и исполнение законов — слабые, регуляторная деятельность — малоэффективна, налоговое управление — недостаточное, нужно улучшать публичное управление инвестициями и закупками, финансовый сектор — тоже недостаточно развит, есть пробелы в надзоре. Борьба с отмыванием денег улучшилась, но недостаточно», — разложил по полочкам ситуацию в Молдове Чавани.
Когда ключевые секторы экономики подвергаются постоянным политическим атакам, независимость НБМ критично важна для Молдовы.
По мнению главы ВБ Анны Ахалкаци, это позволит сохранить финансовое здоровье страны. Только в этом случае в Молдову могут прийти инвесторы.
Кто должен вернуть украденные деньги?
Из-за плохого расследования дела о «краже миллиарда» и слишком медленного возвращения украденных денег власти хотят переложить ответственность за возвращение средств на Нацбанк.
«Но деньги должны возвращать те, кто их украл. Это дело — тест для Молдовы», — подчеркнул глава Делегации ЕС в Молдове Петер Михалко.
По его словам, цена регресса реформ, которые НБМ провел после кражи, будет огромной.
Почему политики давят на НБМ?
По мнению экспертов, все популистские идеи, связанные с деньгами Нацбанка, были предсказуемы: они носят предвыборный характер, в Молдове проблемы с бюджетом, нет внешнего финансирования.
Из-за того, что политики всегда ориентируются на короткий период, они «продвигают» быстрые денежные решения.
Еще одна причина частого прессинга центральных банков политиками — успех НБМ в выполнении своего основного мандата.
«Согласитесь, инфляция контролируется, банковский сектор надежный, и всем кажется, что Нацбанк может еще следить за занятостью или экономическим ростом. Он стал заложником собственного успеха», — подчеркнул эксперт Expert-grup Стас Мадан.
Почему нельзя трогать активы валютных резервов?
О том, что превращение пусть даже части валютных резервов Нацбанка в бюджетные деньги, то есть их монетизация, создадут дополнительные проблемы и решат только краткосрочные программы, говорили, пожалуй, все участники.
Глава румынского Нацбанка сказал, что в результате ухудшается доверие к банку и правительству.
Сохранение адекватного уровня резервов помогает преодолеть глубокие кризисы.
Первый вице-президент Нацбанка Владимир Мунтяну добавил, что история давно продемонстрировала, что с помощью монетизации резервов нельзя решить проблемы государства.
По мнению эксперта ВБ Вахе Варданяна, финансирование бюджета Нацбанком ухудшает ситуацию на банковском рынке, изменяет структуру баланса банков, растут обязательства и страдает капитал банков.
«В долгосрочном времени все теряют. Падает средняя зарплата, а власти могут заставить бизнесменов сдавать валюту. Так практикуется в Приднестровье», — привел в пример эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ.
Незаконно получить доступ к деньгам Нацбанка, чтобы платить зарплаты или пособия. В мире, по словам экспертов, нет положительного опыта такого рода.
Валютные резервы нельзя инвестировать в экономику. Инвестировать должны компании и правительство. Иначе это то же самое, что «украсть миллиард». Вывод денег из Нацбанка приведет к двузначной инфляции, которая была в Молдове в 2015, к падению лея.
А цены — это главная забота людей в Молдове. Это показывают любые опросы. От управления инфляцией и зависит качество жизни страны и деловой среды.
Почему Нацбанк должен повышать финансовую грамотность жителей Молдовы?
Различные популистские мифы всегда будут активно эксплуатировать. И люди будут воспринимать их нормально, так как у них слабая финансовая грамотность, отметили эксперты.
Они считают, что еще в начальной школе надо начинать учить тому, что такое деньги и откуда они берутся.
Нацбанку надо чаще и понятнее объяснять гражданам, что именно делает центральный банк.
Вячеслав Ионицэ, например, настаивал на том, что нужно преподносить информацию под другим углом.
«Надо говорить не о Нацбанке, а о гражданах и публичном интересе, и о том, как решать проблемы граждан и заботиться о них, имея независимый Нацбанк», — подчеркнул Ионицэ.
После 2014 года Нацбанк прошел через огромный путь, модернизацию финансово-банковской системы. Улучшилась работа банков, ставки стали ниже 10 %, а, значит, можно инвестировать. Деньги стали дешевле — и это результат работы Нацбанка. Более дешевые деньги выгодны гражданам.
Ионицэ считает, что многие неправильно преподносят и термин «валютные резервы Нацбанка», которые на самом деле — официальные активы валютных резервов.
«Многие думают, что у НБМ есть мешок денег, на которых он как дракон сидит и никому не дает. Но это не так. Валютные резервы есть у некоторых стран, например, Эстонии, России, которые создали так называемые резервные фонды, откуда они действительно могут взять деньги на случай кризиса. А в нашем случае у них другой смысл. Мы как страна импортируем и экспортируем товары. Чтобы купить товары, нужна валюта, от их продажи получаем леи. Когда нам нужны леи, мы идем с валютой в Нацбанк, он дает нам леи, а валюта хранится в Нацбанке. Каждый лей, который мы получаем, покрыт валютой, которую мы дали.
Когда правительство хочет прийти за деньгами в Нацбанк, ему надо сказать, что это не валюта Нацбанка, эта валюта граждан, которые оставили ее в своеобразном залоге, чтобы получить леи. Это — гарантия леев, которые находятся в обращении в стране», —объяснил на пальцах эксперт.
Только цифры
На каждого жителя Правобережья Молдовы приходится $1069 валютных резервов. То есть у каждого есть 20 тыс. леев (на депозитах, в виде налички и т.д.), которые гарантированы $1000 долларами у Нацбанка.
А каждый житель Приднестровья еще должен $43.
Материал написан в партнерстве с Клубом экономической прессы Молдовы