Прокуроры предложили суду объединить два дела против бизнесмена Вячеслава Платона: дело Moldasig, по которому он обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах, и свежее дело о попытке подкупа им бойцов спецподразделения Pantera. Несмотря на протест Платона и адвокатов, а также очередную попытку отвода судьи Галины Москальчук, суд удовлетворил прошение прокуроров и объединил эти дела. За происходящим в суде наблюдала корреспондент NM АЛЕКСАНДРА БАТАНОВА.
Во вторник, 18 июля, суд Буюкан должен был продолжить рассмотрение по существу еще одного дела, по которому Платона обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах: речь идет о трех страховых компаниях — Moldasig, Asito и Alliance Insurance Group, из которых, по версии следствия, Платон организовал вывод денег.
В начале заседания судья Галина Москальчук сообщила, что один из адвокатов Платона — Валерий Плешка больше не будет его представлять, о чем и уведомил суд. Платону дали срок, чтобы нанять нового адвоката и предоставили госзащитника. Платон от госзащиты отказался, объяснив, что у него есть три адвоката по контракту, в том числе нанятая вместо Плешки Лилиана Лянкэ. Два других адвоката Платона — Ион Крецу и Эдуард Руденко на заседании суда отсутствовали. Как отметила судья Москальчук, по неизвестным ей причинам.
После отказа Платона от госзащиты судья попросила государственного адвоката Сергея Веребчану покинуть зал заседаний и предложила рассмотреть ходатайство прокурора об объединении дела Moldasig с новым делом против Платона — о попытке подкупа им конвоиров из спецподразделения Pantera.
Антикоррупционная прокуратура передала это дело в суд 30 июня. Адвокаты Платона потребовали прекратить его из-за отсутствия состава преступления, а сам Платон заявил, что «только сумасшедший может начать такое уголовное дело». К материалам дела была приложена видеозапись, сделанная конвоирами.
Адвокат Платона Лилиана Лянкэ на заседании 18 июля предложила суду отложить рассмотрение ходатайства прокуроров, так как она не успела ознакомиться с материалами дел. Прокурор Александру Черней поддержал ходатайство адвоката, отметив, что срок для ознакомления должен быть разумным, чтобы не затягивать процесс.
Судья Москальчук дала Лилиане Лянкэ на это полтора часа и объявила на это время перерыв. После перерыва Лянкэ сказала, что полутора часов было недостаточно. На что судья сказала, что госадвокат успел ознакомиться с делом и предложила вернуть госзащитника, чтобы не затягивать процесс.
Тогда Лилиана Лянкэ сказала, что у нее есть основания полагать, что «суд неравноудален», потребовала отвода судьи Москальчук и попыталась аргументировать свое ходатайство. Однако судья прервала ее, сказав, что требование об отводе рассматривает не она, поэтому аргументы приводить нужно другому судье.
Ходатайство об отводе Галины Москальчук рассматривал судья Сергей Лазарь. И хотя это рассмотрение формально проходило в открытом режиме, но услышать, что происходит в кабинете судьи было практически невозможно, так как места там хватило только для участников процесса и бойцов Pantera, а журналисты толпились у двери.
«Я только сегодня подписала контракт со своим подзащитным, не понимаю, по какой причине мне не дают достаточно времени для ознакомления с делами. Это нормальная просьба, не выходящая из ряда вон», — слышались обрывки выступления Лилианы Лянкэ.
Вячеслав Платон предположил, что «у судей есть на это свои мотивы» и попытался рассказать Сергею Лазарю, с какими трудностями он сталкивается в ходе судебного процесса, но Лазарь прервал его: «Я рассматриваю ходатайство об отводе судьи и не могу высказываться по существу дела».
Платон объяснил, что только одно уголовное дело насчитывает 137 страниц и за полтора часа, которые дала Москальчук адвокату, невозможно ознакомиться с материалами дел. Платон также заявил, что и госзащитник не смог за это время ознакомиться с делами, в чем ему якобы сам признался.
«Судья непонятно и необоснованно торопит процесс», — заявил Платон и начал рассказывать, как Галина Москальчук определила уровень владения им госязыком на основании того, что он работал в парламенте. Но на самом деле, сказал Платон, он не знает госязыка.
Платона прервал судья Лазарь, перейдя на русский язык.«Мы не на площади и не в парламенте», — сказал он и предложил высказываться по существу.
«Мне навязывают то, что мне не нужно. Прошу вас удовлетворить ходатайство об отводе судьи. Уверен, Галина Москальчук будет вам признательна за это», — сказал Платон. Прокурор Черней назвал ходатайство об отводе судьи необоснованным. После этого судья Лазарь удалился для принятия решения, которое объявил через 15 минут. Он отклонил ходатайство об отводе судьи Москальчук и вернул дело ей на рассмотрение.
Участники процесса вернулись в кабинет Москальчук и продолжили рассматривать вопрос об объединении двух уголовных дел. В процессе участвовал и назначенный Платону госадвокатом Сергей Веребчану.
«Я поддерживаю позицию своего подзащитного», — сказал Веребчану, отвечая на вопрос судьи, что он думает об объединении двух уголовных дел.
«Но как вы можете знать, какая у меня позиция, если мы даже не разговаривали, и вы не знаете дело? Вот скажите, сколько свидетелей в этом деле? Очень легко же сейчас проверить, насколько вы знакомы с материалами», — обратился Платон к Веребчану, но Мокальчук прервала его.
Она попросила высказаться еще двух обвиняемых по делу Moldasig — Максима Капанжи и Андрея Бахчиванжи, которых, Платон, по версии прокуроров, нанял для участия в преступной схеме вывода денег со счетов страховых компаний Moldasig, Asito и Alliance Insurance Group. Они не поддержали ходатайство прокурора об объединении двух дел.
После этого Москальчук удалилась для принятия решения. Через 10 минут она сообщила, что удовлетворяет ходатайство прокурора об объединении двух дел и закрыла заседание.
Антикоррупционная прокуратура, напомним, завершила следствие по делу Moldasig и направила его в суд 22 мая. А месяцем ранее Платона приговорили к 18 годам тюрьмы по делу о выводе денег из Banca de Economii, признав виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег.