Депутаты отменили так называемый «закон о миллиарде». За отмену закона, с помощью которого власти перевели в госдолг кредит Нацбанка трем банкам, покрывший украденный из них миллиард, проголосовали 56 депутатов. Оппозиция в заседании не участвовала.
Парламент в двух чтениях одобрил 16 декабря законодательную инициативу депутата от Партии социалистов (ПСРМ) Петру Бурдужи отменить «закон о миллиарде» от 2016 года, предусматривающий погашение из госбюджета кредитов Нацбанка трем банкам, из которых украли миллиард.
Автор законопроекта считает, что перевод кредитов Нацбанка в госдолг демотивирует компетентные органы активнее заниматься возвращением украденных из банков денег. Бурдужа подчеркнул, что граждане не обязаны покрывать кражу из собственного кармана, поэтому обязательство минфина погашать кредит Нацбанка из бюджета надо отменить.
Он привел в пример размер выплат из бюджета Нацбанку за последние два года. Так, в 2019 году из госказны выплатили 845 млн леев, в 2020 — 853 млн леев. На следующий год в бюджете было запланировано 868 млн леев для Нацбанка. По словам Бурдужи, «это грабительский закон для граждан»
Вице-спикер, депутат-социалист Влад Бэтрынча выступая в поддержку отмены закона, заявил, что большую часть предназначенных НБМ средств перенаправят в поддержку аграриев.
В свою очередь глава парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Владимир Головатюк предложил поправку, обязывающую правительство в течение трех месяцев разработать меры для решения проблемы долга банков Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank перед Национальным банком.
Ранее Головатюк заявлял, что «за преступления должны отвечать те, кто их совершал, и те, кто покрывал».
Оппозиция, ранее раскритиковавшая отмену закона в таких условиях, то есть без того, чтобы предложить альтернативное решение проблемы возможной декапитализации Нацбанка, на заседании отсутствовала.
В МВФ ранее отметили, что законодательная инициатива Партии социалистов отменить «закон о миллиарде» нацелена на то, чтобы дать обратный ход важным реформам, начатым в банковском секторе Молдовы после кражи миллиарда. Так постоянный представитель МВФ в Молдове Роджерс Чавани прокомментировал NM решение профильной парламентской комиссии поддержать этот законопроект ПСРМ. Обеспокоенность этой инициативой выражал и Всемирный банк.
***
Напомним, в октябре 2016 год правительство Павла Филипа приняло под свою ответственность пакет из семи законопроектов. Наибольший резонанс тогда вызвало решение кабмина о переводе в госдолг кредитов в сумме 13,6 млрд леев, которые Нацбанк в конце 2014 и начале 2015 года выдал под гарантии правительства трем банкам, из которых украли миллиард долларов (на тот момент примерно 13,6 млрд леев) — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank.
Закон предусматривал, что минфин выпустит государственные ценные бумаги (ГЦБ) на сумму 13,6 млрд леев и передаст их в управление Нацбанка.
Банки не вернули эти кредиты. Это означает, что кредиты перешли в раздел убытков, а баланс Нацбанка стал отрицательным, как и общий резервный фонд НБМ (минус 12 млдр леев). Когда такое происходит (это называется декапитализация) к центральному банку страны исчезает доверие, никто не хочет владеть финансовыми активами банка, включая нацвалюту. У декапитализации НБМ могут быть серьезные последствия: Центральный банк не сможет проводить адекватную монетарную политику, в частности, стабилизировать цены.
С 2017 года минфин ежегодно вносит в графу расходов гобюджета 800-900 млн леев на выплаты Нацбанку. По подсчетам специалистов, всего НБМ должен получить около 25 млрд леев, учитывая, что облигации выпустили под 5% годовых и сроком погашения до 25 лет.
После своего избрания президентом страны Додон выдвинул законодательную инициативу об отмене «закона о миллиарде», но бывшие у власти демократы ее отклонили. Год назад вице-председатель партии «Платформа Достоинство и правда» Александр Слусарь предлагал ввести мораторий на закон, но и его инициативу отклонили, а спикер парламента Зинаида Гречаная назвала ее популистской.
Головатюк тогда объяснял, что ситуация сложнее, чем ее представляют коллеги из блока ACUM, и подчеркивал, что введение моратория технически невозможно. В то же время, по словам Головатюка, в ПСРМ работают над решением этой проблемы, и «к весне все будет готово».