Лидер «Нашей партии», мэр Бельц Ренато Усатый, которого в России заочно арестовали и объявили в розыск по делу о «Ландромате», утверждает, что показания против него — это «абсолютный вымысел». Речь идет о показаниях одного из ключевых фигурантов этого дела, совладельца банка «Европейский экспресс» Олега Кузьмина.
Ренато Усатый обратился в NM c просьбой предоставить ему право на реплику после публикации на сайте NM материала «В России завершили расследование против одного из фигурантов Ландромата. Он дал показания на Платона, Плахотнюка и Шора».
В этом материале NM со ссылкой на российский «Коммерсантъ» сообщил, что генпрокуратура России готовится передать в суд дело совладельца банка «Европейский экспресс» Олега Кузьмина.
Кузьмин пошел на сделку со следствием и дал показания против двух десятков финансистов и политиков, причастных к Ландромату, в том числе, против Ренато Усатого, Владимира Плахотнюка, Илана Шора, Вячеслава Платона и его сестры Елены Платон, которая была топ-менеджером Moldindconbank.
Ренато Усатый утверждает, что никогда не был причастен ни к каким преступлениям в Молдове или в третьих странах, а все уголовные дела против него и его коллег по партии возбудили, после того как он создал в Молдове политический проект «Наша партия».
«Показания Кузьмина в апреле прошлого года и показания других преступников, которые они дали против меня в тот же период времени, — это абсолютный вымысел. Это результат их противоправной деятельности, которую я всегда критиковал. Все они — или бывшие сотрудники, или партнеры черного банкира Германа Горбунцова. В течение многих лет они контролировали рынки обнала, крали деньги у физлиц, в том числе у владельцев депозитов в российских банках», — сказал Усатый.
Он отметил, что Кузьмин в своих показаниях утверждает, что не был знаком с Ренато Усатым, но слышал, что в 2008 и 2009 годах Усатый был собственником Универсалбанка вместе с Германом Горбунцовым и Владимиром Плахотнюком, и что через этот банк с помощью банков-посредников выводили деньги, похищенные в России.
В подтверждение своих слов Усатый передал NM копию протокола допроса Кузьмина, на котором Кузьмин говорит, что «лично не знаком» с Усатым и не знает, в чем заключалась его роль в «молдавской схеме».
Усатый также отметил, что в 2011 году сам «разоблачал криминальную деятельность Горбунцова и Универсалбанка, а также высокопоставленных молдавских чиновников». «Я тогда обвинял их в транзите $10-20 млн в сутки. Как я мог разоблачать их и одновременно быть их партнером? Я не имел никакого отношения к этому банку и не был знаком с Кузьминым, [Александром] Григорьевым (тоже проходит по делу о «Ландромате» в России. — NM) и другими фигурантами этого дела. Я никогда не был в банках, которыми они владели, у меня не было там счетов. Со всей ответственностью заявляю, что, если следствие предоставит факты того, что я организовал транзакцию хотя бы $100, я готов сесть в тюрьму пожизненно. Потому что никаких транзакций у меня не было», — заявил Усатый.
Он утверждает, что с 2015 года сотрудничал с правоохранительными органами России для раскрытия деятельности Кузьмина, Григорьева и других лиц, но затем у него возник конфликт с некоторыми представителями силовых структур в России. По словам Усатого, конфликт возник из-за его критики тогдашнего президента Молдовы Игоря Додона.
«Сначала меня пытались вписать в дело Захарченко, у них не получилось. И тогда они нашли мне место в «Ланромате», чтобы сделать меня послушным политиком», — заявил Усатый.
***
В России, напомним, завершили расследование против одного из ключевых фигурантов дела о «Ландромате» Олега Кузьмина. По информации российских правоохранительных органов, он признал вину и сотрудничал со следствием. Кузьмина обвиняют в соучастии в выводе из России более $1 млрд. Всего в деле о «Ландромате» речь идет о выводе $22 млрд.
По данным МВД России, основная часть транзакций пришлась на период с 30 июня 2013 года по конец декабря 2014 года. Криминальную схему, по версии следствия, разработали тогдашний владелец Moldindconbank Платон, Плахотнюк и теневой банкир Коркин. По информации следствия, банкира Кузьмина к «молдавской схеме» привлек Плахотнюк. В схеме были задействованы более 100 российских фирм и 20 банков, в том числе молдавских.
Кроме Олега Кузьмина, сделки со следствием заключили еще два важных фигуранта — Александр Григорьев и Елена Платон. Вячеслав Платон, Владимир Плахотнюк и Ренато Усатый заочно арестованы в России и находятся в розыске.