Дрэгуцану: Если бы не действия Нацбанка, ситуация на финансовом рынке достигла бы дна
4 мин.

Дрэгуцану: Если бы не действия Нацбанка, ситуация на финансовом рынке достигла бы дна


Банковско-финансовая система Молдовы находится в глубочайшем за всю свою историю кризисе, и если бы не действия Нацбанка (НБМ), ситуация достигла бы дна и потянула за собой всю экономику. Об этом заявил президент НБМ Дорин Дрэгуцану на слушаниях в парламенте по расследованию «кражи века». В ответ на возмущение депутатов по поводу предоставления трем банкам 14 млрд леев под гарантии правительства, Дрэгуцану заявил, что благодаря этому были спасены 2 млн банковских счетов, в том числе таких крупных компаний, как Union Fenosa, Moldovagaz, Apa Canal и др.

Представляя депутатам свой отчет об обстоятельствах «кражи века», Дрэгуцану рассказал о том, что сомнительные кредиты Banca de Economii (ВЕМ) выдавал на протяжении многих лет. Уже в 2009 году их объем составлял 376 млн леев, к концу 2011-го эта сумма выросла почти в три раза — до 913 млн леев, а к 2013-го она достигла 1,4 млрд леев, сообщил Дрэгуцану. Он отметил при этом, что к концу 2014 года объем проблемных кредитов снизился почти на 0,5 млрд. «Однако не все так просто»,— добавил глава Нацбанка.

По его словам, в конце 2014 года сумма проблемных кредитов составляла 971 млн леев, при этом большая их часть была искусственно закрыта путем уступки дебиторской задолженности, а позже они материализовались в задолженность Banca Sociala в размере 14 млрд леев перед офшорной компанией Fortuna Limited. «Эта уступка задолженностей была мошеннической сделкой, в которой принимало участие и руководство ВЕМ»,— уточнил Дрэгуцану.

Он также рассказал, какие деньги трех ликвидируемых банков (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank) можно вернуть: в частности, продать здоровые кредиты этих банков (порядка 350 млн леев), продать имеющиеся активы (оценочная стоимость — 1,5 млрд леев). Остальное, по словам главы Нацбанка, можно вернуть только с помощью расследования.

Возвращением денег как раз и займется компания Kroll, уточнил Дрэгуцану. «Из отчета Kroll по итогам первого этапа расследования все узнали историю вывода денег из трех банков. У второго этапа расследования другие цели: установить личности людей, контролировавших деятельность трех банков, участвовавших в мошеннических сделках и получавших от них выгоду, а также выяснить распределение международных финансовых потоков, местоположение активов в любой форме и приложить усилия для их восстановления»,— сказал Дрэгуцану, добавив, что контракт с Kroll подписан примерно на два года и не за те деньги, о которых писала пресса.

Экс-премьер Валериу Стрелец, напомним, ранее говорил, что за свои услуги компания Kroll требовала $60 млн.

Дорин Дрэгуцану заявил также, что в 2014 году информировал лидеров проевропейской коалиции о мошеннических сделках в банках, а именно председателя Демпартии Мариана Лупу и главу Либерально-демократической партии Владимира Филата.

В ответ на возмущение депутатов по поводу предоставления трем банкам срочного кредита в размере 14 млрд леев под гарантии правительства, Дрэгуцану заявил, что благодаря этому были спасены 2 млн банковских счетов, в том числе серьезные суммы, принадлежавшие крупным компаниям, в том числе Union Fenosa, Moldovagaz, Apa Canal и др. Дрэгуцану сообщил, что из этой суммы 5,8 млрд леев пошли на возврат депозитов физических лиц, 5,2 млрд леев закрыли депозиты юридических лиц, 2,6 млрд — депозиты коммерческих банков, остальное пошло на закрытие кредитных линий, вкладов зарубежных банков и др. По его мнению, если бы не эти 14 млрд кредита, молдавская экономика была бы в еще большем кризисе.

Отдельно Дрэгуцану рассказал о странном поведении Национальной компании медицинского страхования (НКМС), которая изымала деньги с казначейских счетов и клала их на депозит в Unibank, хотя он на тот момент уже фигурировал в прессе как банк с сомнительной репутацией. По словам Дрэгуцану, на момент введения в Unibank спецуправления на счете НКМС лежала приличная сумма — 115 млн леев, в то время как МВФ твердо настаивал на том, чтобы все бюджетные деньги со счетов коммерческих банков были переведены в Нацбанк. Позже средства НКМС были восстановлены из срочного кредита под гарантии правительства. «Получается, что государственные деньги были возвращены за счет государственных денег»,— констатировал Дрэгуцану. Мало того, добавил он, НКМС даже пригрозила судом, потому что деньги были возвращены поздно, без уплаты в срок процентов. Вот что надо внимательно проанализировать, предложил глава НБМ.

Специальное заседание парламента, посвященное слушаниям по расследованию «кражи века», состоялось в среду, 2 декабря. С отчетами выступили генпрокурор Корнелиу Гурин, глава Наццентра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару, министр финансов Анатол Арапу, глава Службы информации и безопасности Михай Балан и президент Нацбанка Дорин Дрэгуцану. Отчет генпрокурора прошел по решению депутатов в закрытом режиме. После этого депутаты решили открыть слушания.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: