В Молдове вступил в силу запрет на использование «символов военной агрессии». Их публичное использование теперь считается экстремистской деятельностью и карается штрафом. При этом в законе точно не указано, о каких символах идет речь. Прямо названа только двухцветная черно-оранжевая (георгиевская) лента. Во всех остальных случаях полиция будет решать, экстремистский ли это символ. Несмотря на размытость формулировок, юристы считают, что противники запрета вряд ли смогут его обжаловать в Конституционном суде или рассчитывать на положительное решение Европейского суда по правам человека.
Как запретили символы войны
Поправки в Кодекс о правонарушениях и закон «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающие публичное использование в Молдове георгиевской ленты и других «символов военной агрессии», парламентское большинство приняло в ускоренном режиме. С законодательной инициативой выступили депутаты от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Оазу Нантой, Лилиан Карп и Михай Друцэ. Проект поправок зарегистрировали в парламенте 7 апреля. Но не как отдельный законопроект, а как дополнения к разработанному правительством большому проекту поправок в Кодекс о правонарушениях.
В тот же день, 7 апреля, этот большой проект поправок с внесенными в него дополнениями приняли во втором чтении (в первом поправки в Кодекс приняли в конце марта). Спустя неделю парламент проголосовал за проект в третьем, окончательном чтении. А еще через несколько дней закон промульгировала президент Майя Санду. Уже 20 апреля закон опубликовали в «Официальном мониторе», и запрет на использование «символов военной агрессии» вступил в силу.
До принятия проекта поправок в окончательном чтении депутаты от Блока коммунистов и социалистов попытались оспорить законность инициативы PAS в Конституционном суде (КС). Но КС отклонил их обращение, объяснив это тем, что законопроект еще не приняли окончательно. По словам экспертов, это не лишает депутатов права обратиться в КС еще раз.
Что запретили
Согласно предложенным PAS дополнениям в Кодекс о правонарушениях, «изготовление, продажа, распространение, владение в целях распространения и публичное использование общеизвестной атрибутики или символики, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений либо преступлений против человечества, а также пропаганды или прославления этих действий влекут наложение штрафа на физических лиц от 4,5 тыс. до 9 тыс. леев или наказание в виде неоплачиваемого труда в пользу общества на срок от 30 до 60 часов, наложение штрафа на должностных лиц от 9 тыс. до 18 тыс. леев, на юридических лиц — от 18 тыс. до 30 тыс. леев».
Определение «символики, используемой в контексте актов военной агрессии», авторы поправок решили добавить в закон «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь пропаганда и публичное демонстрирование таких символов будет считаться экстремистской деятельностью. Это значит, что санкции могут применять и к общественным организациям, которые будут использовать символы, признанные экстремистскими. Деятельность такой организации могут запретить или приостановить по требованию минюста или прокуратуры.
Под запрещенной атрибутикой или символикой, согласно поправкам в закон «О противодействии экстремистской деятельности», будут понимать:
• флаги, цветные/уведомляющие полосы и ленты (двухцветная черно-оранжевая полоса),
• эмблемы (графические элементы, буквы либо цифры и их сочетания),
• значки, форменная одежда, лозунги, приветствия,
• любые другие подобные знаки, используемые участниками актов военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества, а равно лицами, которые, не будучи участниками таких действий, способствуют распространению в информационном пространстве и пропаганде в обществе идей подстрекательства, оправдания, прославления либо освобождения от ответственности за акты военной агрессии, военные преступления или преступления против человечества.
Общеизвестный характер такой атрибутики и символики, в соответствии с законом, будут признавать только в случаях, когда атрибутика и символика «объективно получили широкую известность в обществе на международном и местном уровне».
Не будут считать «символами военной агрессии» полосы и ленты, которые являются составной частью знаков, медалей и орденов, врученных за участие во Второй мировой войне.
Кто будет наказывать
Правом наказывать нарушителей наделили полицию. Определять в каждом конкретном случае, какой символ подпадает под запрет, тоже будет полицейский. Полиция может по собственной инициативе или по жалобе граждан выписать штраф за использование запрещенных символов.
«На практике полиция, задержав нарушителя, будет определять, в каком контексте он совершил противоправное действие. Носил ли он георгиевскую ленту или написал знаки Z или V. Если ребенок написал знаки в тетради — это одно. А если кто-то нарисовал их на здании, на технике, что символизирует агрессию, тогда нарушителя могут привлечь к ответственности», — сказал эксперт в области конституционного права Теодор Кырнац.
По его словам, если демонстрация символов войны будет означать призыв к развязыванию войны, могут возбудить уголовное дело по статье 140 Уголовного кодекса «Пропаганда войны».
Могут ли этот запрет признать незаконным
Эксперты говорят, что, несмотря на не самые точные формулировки, вряд ли есть шанс, что КС признает эти поправки в закон неконституционными. Также, по их словам, вряд ли это станет причиной проигрыша Молдовы в ЕСПЧ. Эксперты считают, что запрет «символики военной агрессии» нельзя сравнивать с признанными ранее неконституционными запретами на использование в политических целях Серпа и молота или с отмененной КС формулировкой, запрещающей нацистские символы.
«Конституционный суд в своем решении о Серпе и молоте пришел к выводу, что запрет символа не соответствует критериям предсказуемости и доступности законодательства. И идеологическая нагрузка, которая была связана с раскулачиванием и другими преступлениями, сегодня утратила свою актуальность. В нашем случае закон актуален, так как военная агрессия России против Украины продолжается. Поэтому запрет символов этой агрессии актуален и не противоречит Конституции, — считает Кырнац.
Глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча тоже не видит проблем в применении и толковании нововведений. «Я не вижу, что еще, кроме символов Z и V, может подпадать под этот запрет. Во-вторых, понятно, в каком контексте приняли этот запрет. Я не могу себе представить более расширенное толкование этих положений. Если всем понятно, о чем это, тогда проблемы нет. Это, конечно, сложный вопрос. Думаю, что практика ЕСПЧ тоже будет эволюционировать под влиянием нынешних событий», — сказал Грибинча.
Теодор Кырнац при этом считает, что этот запрет может быть временным, оставаясь в силе несколько месяцев или лет. Так как в будущем, по его мнению, эти символы могут изменить свое значение. «В будущем георгиевская лента может стать символом, например, благотворительной организации. Тогда у запрещенной символики будет совсем другая идеологическая нагрузка. Соответственно, отпадет и необходимость сохранять запрет на ее использование».
Бывший судья ЕСПЧ Станислав Павловский, в свою очередь, отметил, что пока рано говорить, как будет работать принятый парламентом запрет. По его словам, только после начала применения штрафов и первых судебных решений можно будет делать выводы о практике применения запрета «символов военной агрессии».