Премьер-министр Наталья Гаврилица ответила на критику правозащитных организаций из-за разгона протеста партии «Шор». В эфире программы Secretele Puterii на телеканале Jurnal TV глава кабмина заявила, что полиция действовала в рамках закона и вмешалась только после «попыток эскалации ситуации».
Ведущий спросил Гаврилицу, не считает ли она, что полиция «действовала слишком жестко». Кроме этого, ее попросили прокомментировать заявления правозащитников, которые обвинили власти в нарушении прав протестующих.
Премьер ответила, что полиция действовала в рамках закона. Она напомнила, что комиссия по ЧС приняла решение, согласно которому разрешается перекрывать движение во время собраний не более чем на 4 часа и только в выходные дни.
«Протестующие, у которых были установлены палатки на тротуарах, перенесли их на дорогу. Было совершенно ясно, что это жест неповиновения», — сказала Гаврилица.
Также она отметила, что в палатках участников обнаружили запрещенные предметы, в том числе пиротехнику.
«Значит, была попытка как-то обострить ситуацию, и полиция действовала соответственно. Мы должны понимать, что, если кто-то придет снести ваш дом, вы не станете стрелять из рогатки. У нас есть определенные правила, которые установило МВД», — заявила премьер.
Власти уважают право на протест, подчеркнула она.
«Даже если у нас есть рычаги для запрета протестов, поскольку в стране действует чрезвычайное положение, мы не похожи на предыдущие режимы, поэтому настаиваем на ограничении прав только там, где это строго необходимо для поддержания общественного порядка и безопасности», — добавила Гаврилица.
Напомним, что в центре Кишинева 16 октября прошел очередной протест сторонников партии «Шор». Участники акции установили палатки на проезжей части бульвара Штефана чел Маре. Вечером полицейские демонтировали их. В частности, полиция демонтировала палаточный городок, развернутый перед зданием парламента и администрацией президента.
С критикой разгона протестов выступили и неправительственные организации. Совместное заявление подписали Amnesty International Moldova, Центр политик и реформ, Ассоциация Promo-LEX и Human rights embassy. Они назвали это нарушением права на свободу собраний и подчеркнули, что госорганы должны очень четко разъяснить, какие мотивы были для разгона протеста, какие альтернативы были предложены, а также обосновать конфискацию и уничтожение личных вещей участников акции.
В материале «Пробный „Шор“» NM разбирался, законно ли полиция снесла палаточный городок «Шор» и разогнала протестующих.