«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс
12 мин.

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

В Кишиневе вечером 30 июня прошли публичные слушания о сносе отеля Național. Запланированные вице-мэром Виктором Кирондой обсуждения того, можно ли вообще это здание сносить, и что с ним делать, то и дело превращались в скандал. Особенные усилия для этого прилагала одна из активисток партии «Шор». Против сохранения здания вместе с группой пенсионерок выступали и бизнесмены, не раз выигрывавшие гостендеры. В репортаже NM — о том, как на слушаниях оказались сразу несколько организованных групп, выступавших за снос Național, и какие были аргументы у их оппонентов.

Вице-мэр Виктор Киронда вечером 30 июня организовал публичные слушания под названием Hotelul este Național. О запланированном мероприятии можно было узнать только в Facebook. Позже чиновник уточнил, что практически не высылал специальные приглашения, а просто ждал всех заинтересованных в этой теме.

Уже за десять минут до начала перед претурой сектора Центр, где должны были пройти слушания, начали собираться люди. Одна за другой парами приходили пожилые женщины. «А, вон наши», — показывали друг на друга собеседницы. Одновременно к зданию претуры подошла и группа из десятка молодых мужчин. Во время слушаний часть из них представятся «гражданами Кишинева», «специалистами в области» и «чуть-чуть» строителями. Придя плотными группами, они рассредоточились по залу.

В начале слушаний Киронда сразу заявил, что считает выдачу авторизации на снос отеля National незаконной. Вице-мэр оказался и в числе тех, кто предлагает внести его в реестр исторических памятников.

«Нравится нам это или нет, но большая часть Кишинева построена в советское время. Гостиница Național долгое время была символом города», — сказал Киронда.

Он подчеркнул, что у него больше нет полномочий в сфере архитектуры и урбанизма, поэтому все, что он может — это организовать слушания и потом передать в мэрию протокол того, что скажут горожане.

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

Ольга Гнаткова / NewsMaker

«Это визитная карточка Кишинева»

Зал меньше поддерживал тех, кто выступал против сноса гостиницы. Все они говорили о необходимости сохранить городское наследие, нарушениях при выдаче документов на снос Național, и о том, что владелец здания не выполнил  свои обязательства. Как подчеркивалось не раз, гостиницу разрешили приватизировать при условии, что новый владелец вложит $33 млн в ее реконструкцию, а не снос.

Кандидат в депутаты от Партии трудящихся (POM) Артур Кроитор призывал поддержать усилия Киронды и помешать застройке на месте Național. «Это памятное место, визитная карточка Кишинева», — убеждал Кроитор. Он предложил создать специальную комиссию для расследования выдачи авторизации на снос, запретить точечную застройку города и утвердить генеральный план развития Кишинева. Если это все не будет выполнено, Кроитор настаивал на отставке мэра Иона Чебана.

Тут послышались первые голоса недовольных. «Опять выборы, только выборов нам не хватало!»  — кричала поверх голов женщина, позже представившаяся «Светланой или по-румынски Луминицей».

Категорически против сноса выступил и другой кандидат в депутаты — на этот раз от «Партии перемен» — Сергей Тофилат. Он рассказал, что обратился в Агентство публичной собственности и потребовал восстановить подписанный много лет назад запрет на снос Național. Он также сообщил, что намерен обратиться в прокуратуру. С задних рядов, где сидели пожилые женщины, снова послышались крики: «Проснулись!»

Архитектор Василе Еремчук, возглавлявший раньше Ассоциацию архитекторов, пытался рассказать, насколько сложные технологии применялись для строительства National и как проблематично будет безопасно разобрать здание. Через несколько минут его выступления женщины с задних рядов снова начали кричать: «Сколько можно!», «Регламент!», «Нам не до истории!» «Вы хотите добраться до души, но за 30 лет мы все устали! Вы нас ничем не удивите!» — кричала ему все та же Светлана-Луминица.

В отличие от тех, кто был против сноса Național, выступления сторонников уничтожения здания почти постоянно встречались аплодисментами. К микрофону выходили пришедшие вместе пожилые женщины. Их главным аргументом было то, что  сейчас «страшно ходить» мимо отеля. «Болит сердце, что случилось с этим отелем. […] Там устроили себе дом бомжи, ссут в каждом углу. […] Там ничего не делалось годами. Там собаки, утром и вечером страшно ходить. Настоящий гадюшник!»  — восклицала одна из женщин. Свою речь она закончила фразой «Сделайте с этим зданием что-то!», встреченной одобрительными хлопками.

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

Ольга Гнаткова / NewsMaker

«Буду проходить там, и меня убьют!»

Выступил перед собравшимися и Альберт Чеботарев, который был старшим прорабом при строительстве отеля. Киронда сам пригласил его на слушания. Чеботарев рассказывал, какие технологии применялись при строительстве здания, и что некоторые элементы весят по 6-12 тонн. На снос, по его мнению, зря «потратят миллионы». «Нельзя его сносить! Говорят, нет, оно старое! А мы что, не старые? Давайте нас всех снесем!», — сетовал Чеботарев. «Мэр говорит, что там грязно. Так это ваших рук дело! Где вы все были?»  — недоумевал бывший прораб. Из зала послышались голоса женщин: «Мэр здесь ни при чем!».

Со словами: «А чего это я скандальная, я не скандальная!» к микрофону вышла женщина, представившаяся Валентиной Михайловной. «Это не здание, это дворец Дракулы! Мракобесие какое-то там! […] Люди пирамиды строили, и они стоят. А ваше рассыпается!»  — кричала она в сторону Чеботарева. Киронда предложил вернуться к технической части позже.

— Там страшно ходить!
— Страшно ходить, я записываю, — отозвался Киронда.
— Я не верю, что вы завтра сделаете там порядок. А послезавтра я буду проходить там, и меня убьют! Кто будет виноватый?

Из зала донеслись просьбы сказать, чего она все-таки хочет. «Я хочу, чтобы его снесли, и чтобы широкая была улица, и чтобы освещенность была!» — ответила она. «Так можно полгорода снести, чтобы вы спокойно ходили», — отозвался кто-то из зала. «Да, вот чтобы я спокойно ходила! Вот я хочу так», — парировала Валентина Михайловна.

Молодой человек, представившийся Александром, владельцем малого бизнеса, убеждал: «Как гражданин Кишинева я не хочу жить фотографиями!»  Он присоединился к женщинам и сказал, что рядом с отелем «страшно ходить». От обсуждения Național и того, почему его надо снести, он постепенно перешел к обвинениям Киронды в том, что он «убил аграрную культуру» и хочет убить индустрию строительства. Тофилат пытался спросить его из зала: «Вы из партии „Шор“?», но ответа не дождался. Выступление Александра завершилось аплодисментами и комментарием Киронды: «Я, правда, не заметил, когда разрушил сельское хозяйство, но ОК».

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

Ольга Гнаткова / NewsMaker

«Люди, очнитесь!»

Вышедший к микрофону мунсоветник от партии «Новая сила» Виктор Бунеску рассказал, что живет неподалеку от отеля на улице Негруцци. «Там каждый день собираются бомжи и наркоманы. Но это происходит не только там, то же самое — на Чеканах, Ботанике и в других районах города», — сказал Бунеску. Он настаивал на том, что снос здания не решит проблему «маргиналов»: они просто разойдутся по соседним подъездам. «Это не значит, что здание надо снести», — подытожил он.

Из зала доносились комментарии из группы пожилых женщин: «Я — дочь строителя, тут все неоднозначно, но надо сносить».

Журналист Лилия Бураковски настаивала на том, что ответственность за сохранность здания лежит на владельце, и с него надо спрашивать. «Здание в порядке, его можно восстановить», — убеждала Бураковски. Она говорила, что стандартные «схемы» застройщиков «тут не пройдут», и доказывала, что за порядком должна следить полиция.

Ее периодически пыталась прервать Светлана-Луминица: «А чем отличается полиция от милиции, скажите мне, журналист!»  Бураковски обвинила ее в провокациях и в том, что она постоянно ходит на все слушания и пытается их сорвать.

Светлана-Луминица, не дав Бураковски закончить, начала громко жаловаться, что Тофилат якобы сказал про нее «надо сфотографировать ее морду». Отметим, Тофилат действительно выложил в Facebook ее фотографию с подписью «Провокаторы Шора на публичных слушаниях». Светлана-Луминица обнаружила это меньше чем через 10 минут после публикации. Хотя до этого утверждала, что не знает, кто такой Тофилат.

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

Как выяснил NM, Светлана-Луминица, самая шумная участница слушаний, которая постоянно прерывала всех выступавших против сноса здания, действительно работает в партии «Шор». На сайте партии ее фотография есть в разделе, где содержится информация об офисе партии в столичном секторе Ботаника.

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

Скриншот сайта Партии «Шор»

Подробнее о том, какое отношение к проекту Național имеет бизнесмен Илан Шор — читайте в материале NM На месте гостиницы Național устроили разборку. Что с этим не так, и при чем тут Шор, Платон и Плахотнюк.

Был на слушаниях и инженер Александр Енгалычев, проводивший экспертизу здания в 2006 году. Он сказал, что все несущие конструкции целы, и здание можно просушить и восстановить. «Разобрать можно все, проблема — сохранить лицо города», — настаивал Енгалычев.

Последующие выступления периодически прерывались криком женщины из зала: «Я — строитель, и я знаю, как рушатся перекрытия от сырости!»

Выступление руководителя агентства недвижимости BPS Capital Романа Гунявого, который говорил, что разрешение на снос было выдано незаконно, снова прервала криками Светлана-Луминица. На этот раз Киронде удалось пригласить ее к микрофону. Она сказала, что «все это делается не ради людей, а ради выборов». И прокричала, что и Тофилат, и Киронда «собираются участвовать в выборах». Киронда, отметим, не баллотируется в парламент. Она призывала: «Люди, очнитесь!» и «Кто со мной за правду?»  Несколько раз прокричав «Стыдно!», она покинула зал. Ее поддерживали аплодисментами.

«При чем тут вообще мы?»

Половину слушаний один за другим выступали мужчины, представлявшиеся «специалистами в области», «урбанистами» или застройщиками. Как подчеркивал каждый из них, отвечая на уточнения Киронды, никто из них «не представлял застройщика и бенефициара Național».

Архитектор Анатол Бутнару, который в социальных сетях называет себя основателем компании BisMark Workgroup, настаивал на том, чтобы отказаться от «ностальгических слов» и создать собственное «ноу-хау» в Кишиневе.

«Сколько можно этажей? Да сколько разрешат, столько можно. Абсолютно все можно здесь устроить, главное, чтобы было задание», — обращался он за подтверждением к своим «коллегам-архитекторам», сидевшим в заднем ряду. «Я за новое здание!»  — подытожил Бутнару.

Одним из выступавших был бизнесмен, директор компании Promilton Сергей Тафратов. В 2018 году его компания выиграла государственный тендер на постройку многоэтажного дома для сотрудников МВД. Министерство тогда возглавлял член Демпартии Александр Жиздан. Тафратов, представляясь, сказал, что он «чуть-чуть строит». И настаивал на том, что здание Național восстановить нельзя. А жители соседних домов от сноса будут страдать не больше и не меньше, чем при возведении отеля много лет назад.

«Не вижу смысла спорить. Мы — два разных поколения. […] Киронда собрал нас, чтобы решить то, что должны решать они. При чем тут вообще мы?»  — спрашивал Тафратов, отсидевший 2,5-часовые дебаты практически до конца. Он все-таки настаивал на том, что на месте отеля должно быть современное здание. А под конец дебатов пытался убедить Киронду в том, что тот якобы передумал и больше не так категорично настроен против сноса. Вице-мэру пришлось напоминать, что он за то, чтобы сделать отель памятником.

За снос Național выступал и Денис Лунгу, который обозначил себя представителем некой компании, занимающейся сносом зданий. Ранее в СМИ Лунгу появлялся как менеджер компании, которая занималась сносом аварийных зданий в Атаках в 2020 году. Он же занимался и сносом части здания Национальной филармонии в Кишиневе после произошедшего там пожара. Лунгу убеждал собравшихся, что современная техника позволяет снести что угодно. На снос Național, по его словам, понадобится 3-4 месяца.

Единственным чиновником мэрии, кроме Киронды, на слушаниях был инженер Управления архитектуры Александру Болдеску. Он сказал, что «не надо сохранять форму ради формы». И призвал поддержать решение о сносе и новой застройке, которая стала бы «новым символом Кишинева».

«Провинциальные взгляды»

Уже под конец слушаний, спустя 2,5 часа, активистка Ана-Мария Попа попыталась ответить на вопрос, с вызовом брошенный одним из сторонников сноса: «По каким критериям Național нужно сделать памятником?». Она рассказала, что это — пример архитектуры социал-модернизма, уникального течения, которое встречается в Восточно-Европейских странах. По словам активистки, о здании Național рассказывают в международных университетах. Она уверена, что его нужно сохранить как объект истории и возможный пункт привлечения туристов, которые хотят увидеть социалистическую архитектуру.

«Тут я услышала мнения людей, простите, с провинциальными взглядами, которые не изучали историю искусств и историю архитектуры», — сказала Ана-Мария.

На этих словах группа мужчин подняла крик. Сергей Тафратов обвинил девушку в том, что она их «оскорбляет» и устраивает «грязь», и предложил всем оскорбившимся выйти из зала. Группа мужчин организованно покинула слушания практически тем же составом, в котором пришла. На слушаниях все они выступали за снос National.

«Это — дворец Дракулы!» Как на слушаниях о сносе Național появилась партия «Шор», и все превратилось в фарс

Ольга Гнаткова / NewsMaker

***

Напомним, в Кишиневе на месте гостиницы Național, которую приватизировали 15 лет назад, может появиться 25-этажный жилой и торговый комплекс. Публичные слушания по проекту комплекса прошли в начале июня. Но вице-мэр Виктор Киронда заявил, что авторизацию на снос гостиницы выдали незаконно и задним числом, и потребовал с этим разобраться. Он потребовал, чтобы мэр Ион Чебан инициировал служебное расследование против главного архитектора столицы Светланы Доготару. Вместо расследования в отношении Доготару, Чебан решил лишить Киронду части полномочий, и намерен настаивать на его увольнении.

***

Гостиница Național до 2006 года принадлежала государству через акционерное общество Moldova-Tur. На балансе этого АО находились сама гостиница, одноименный ресторан и мотель Struguraș. В 2007 году компания Alfa-Engineering (сейчас ее администратор Станислав Гончаров) приватизировала гостиницу Național, выкупив у государства мажоритарный пакет акций (83%) в компании Moldova-Tur.

Через год, в 2008 году, компанию Alfa-Engineering купила компания, бенефициаром которой был экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк. Об этом рассказал в суде Вячеслав Платон, которого обвиняли в мошенничестве по делу о краже миллиарда.

По словам Платона, в 2011 году он купил у Плахотнюка компанию Alfa-Engineering и, соответственно, Moldova-Tur вместе с гостиницей Național. Через три года, как рассказал Платон, Плахотнюк вынудил его пойти на обратную сделку, в результате которой владельцем Alfa-Engineering стал офшор из Белиза Ismida Alliance Ltd. По словам Вячеслава Платона, эта компания принадлежала Владимиру Плахотнюку и Илану Шору, а во время сделки «фронтменом» выступал Шор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: