Newsmaker

«Это заявление прокурора смехотворно». Что рассказали в суде судьи, обвиняемые в коррупции. Репортаж NM

В столичном суде Буюкан 21 июля продолжили давать показания обвиняемые по громкому делу о коррупции судей. Осенью 2018 года по этому делу задержали 10 сотрудников судов и прокуратуры, в том числе пять судей. О том, почему дававшая показания судья считает дело сфабрикованным, и как проходят судебные заседания в условиях эпидемии коронавируса, — в репортаже NM.

В суде Буюкан продолжают рассматривать дело о коррупции, обвиняемыми по которому проходят пять судей, прокурор и адвокат. Об этом деле стало известно в конце октября 2018 года, когда задержали 10 сотрудников судов и прокуратуры. Затем их всех отпустили. Через полгода дело передали в суд. На заседании 14 июля суд приступил к слушанию показаний обвиняемых (о первом дне слушаний — в репортаже NM «Она — Ванга!»).

Судебные заседания после снятия карантина, отметим, проходят в обычном режиме. Но с соблюдением предписанных властями мер предосторожности. У входа в суд охранник измеряет всем температуру и проверяет наличие маски. В зале суда все в масках. Правда, девяти подсудимым и их адвокатам сложно соблюдать социальную дистанцию в таких условиях. А из-за духоты некоторые, включая председателя судейской коллегии, прокурора и подсудимых, сдвигают маски на подбородок, чтобы подышать. Каждые полтора-два часа суд объявляет перерыв, чтобы проветрить помещение.

На заседании 21 июля продолжила давать показания обвиняемая экс-судья Апелляционной палаты (АП) Людмила Оуш. Она вновь заявила, что открытое против нее уголовное дело —это «инсинуация», и подчеркнула, что никаких договоренностей между ней и ее коллегами по поводу приговора и вознаграждения за него не было.

Речь идет, напомним, о деле Михаила Гандрабуры, которого обвиняли в мошенничестве. Судьи Апелляционной палаты Людмила Оуш, Любовь Брынзэ и Галина Москальчук отправили это дело на пересмотр, а Гандрабуру освободили из-под предварительного ареста. Спустя три месяца его снова арестовали уже по делу о коррупции судей: по версии следствия он дал судьям АП взятку €3 тыс.

Людмила Оуш обратила внимание суда, что на видеозаписи, сделанной в августе 2018 года в коридоре АП, когда ее коллега Любовь Брынзэ зашла к ней в кабинет, дверь кабинета осталась открытой. «По версии прокуроров, она пришла передать мне деньги [взятку], но при этом оставила дверь широко открытой. Это заявление [прокурора] смехотворно», — сказала Оуш. Она также отметила, что члены судейской коллегии по делу Гандрабуры которую она возглавляла, Галина Москальчук и Любовь Брынзэ (тоже проходят подсудимыми по делу о коррупции судей) могли зайти к ней в кабинет 10-20 раз в день, чтобы обсудить рабочие моменты.

Оуш также отметила, что ее обвиняют в вынесении незаконного решения по делу Валерия Рошки, которого АП условно-досрочно освободила в октябре 2018 года. Оуш подчеркнула, что первая инстанция неверно истолковала закон, решив, что осужденный в 2015 году за коррупцию Рошка не может досрочно выйти на свободу. Оуш рассказала, что Рошку посадили на пять лет, а к моменту рассмотрения дела в АП он уже отбыл половину наказания и у него не было никаких дисциплинарных наказаний за время пребывания в тюрьме. Также, по словам Оуш, законность этого решения подтверждает то, что его не обжаловали в Вышей судебной палате. «Судьи не несут ответственности за то, что [прокурорам] Мариане Ботезату и Адриане Бецишор приговор показался незаконным», — сказала Оуш. Также она подчеркнула, что по этому эпизоду во время следствия ее даже не допросили.

При этом, отвечая на вопросы прокурора во время заседания, Оуш подтвердила, что докладчик по этому делу Любовь Брынзэ зашла к ней в кабинет, чтобы обсудить его. Но, по словам Оуш, Брынзэ только задала ей вопрос, но не просила выносить определенное решение.

Затем Оуш перешла к событиям, которые предшествовали открытию уголовного дела против нее: «Хочу сказать суду — то, что произошло со мной 23 октября (в этот день задержали всех обвиняемых по делу о коррупции судей) — это способ отомстить за то, что я была неудобной судьей для [экс-главы АП Иона] Плешки и [экс-прокурора Антикоррупционной прокуратуры Адрианы] Бецишор», — сказала Оуш. Она считает, что открытие уголовного дела против нее организовали Плешка и Бецишор, чтобы «наказать за то, что она не подчинялась их указаниям». Экс-судья напомнила, что, работая в АП, она рассматривала резонансные уголовные дела — экс-премьера Владимира Филата, экс-депутата от Депмратии Константина Цуцу, а также дело «киллеров» экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и не выполняла по ним указания, которые получала от тогдашнего главы АП.

Оуш уточнила, что начала подвергаться давлению со стороны Плешки, после того как в 2016 году подписала заявление в поддержку судьи Домники Маноле. После этого, по словам Оуш, Плешка пытался вынудить ее и других судей отозвать свои подписи под заявлением в поддержку Маноле. «Плешка сказал — если кто-то посмеет пожаловаться в ВСМ, ему грозят уголовные дела. Это со мной и произошло», — сказала Оуш.

Также она отметила, что Ион Плешка и тогдашний глава Высшего совета магистратуры (ВСМ) Виктор Мику знали заранее о том, что против нее заведут уголовное дело. Она сказала, что запрос о ее задержании и обысках поступил в ВСМ 23 октября, при этом Виктор Мику за два дня до этого помешал ей улететь в командировку в Таллин, куда ее направили по решению ВСМ. «В воскресенье мне два раза звонил Мику и сказал, что меня исключили из группы. Это была ложь. Но они с Плешкой знали, что меня задержат и устроят обыск у меня дома», — подчеркнула Оуш.

Кроме того, по ее словам, за день до этого на дне рождения одного из судей Плешка сказал присутствующим, чтобы они не пропустили 23 октября «интересное кино о задержании судей». Сама Оуш, по ее словам, в день задержания находилась в больнице: за день до этого она обратилась к врачу и ее госпитализировали. Оуш подчеркнула, что, когда ее пришли задерживать, она была под капельницей.

После того как Оуш дала показания, ей задали несколько вопросов ее адвокат и другая подсудимая — Галина Москальчук. Отвечая на вопросы адвоката, Оуш отметила, что в 2016 году против ее мужа завели уголовное дело и не провели по нему ни одного процессуального действия. На вопрос Москальчук Оуш подтвердила, что судья Москальчук за несколько месяцев до задержания проходила курс химиотерапии и одолжила деньги на лечение у Любови Брынзэ.

После этого один из судей предложил сделать перерыв в заседании до 24 июля.

***
Антикоррупционная прокуратура и Национальный центр борьбы с коррупцией в октябре 2018 года задержали 10 сотрудников Апелляционной палаты Кишинева, столичного суда сектора Центр и муниципальной прокуратуры. Среди них пять судей, прокурор, адвокат, врач и помощник судьи. Правоохранительные органы также задержали Михаила Гандрабуру, чье делостало одним из эпизодов дела о коррупции судей. Некоторых задержанных поместили под арест, некоторых — под домашний арест. Затем всех обвиняемых по делу судей перевели под судебный контроль. В апреле 2019 года дело начал рассматривать суд Буюкан.

О том, как Людмилу Оуш вывели из-под уголовного преследования по «эпизоду Панагуцэ», NM подробно рассказал в материале «Дела судьи Оуш. Как система Плахотнюка «воспитывала» судей».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

За что проголосовала Молдова. 5 выводов по итогам выборов в парламент

В Молдове завершается подсчет голосов на парламентских выборах 2025 года. Результаты пока предварительные, но уже ясны: PAS набирает около 50% и сохраняет уверенное большинство. Всего в парламент проходят пять сил: помимо партии власти это Патриотический блок (26 мандатов), блок «Альтернатива» (8 мандатов), Наша партия и партия «Демократия дома» Василия Костюка (по 6 мандатов). И некоторые выводы уже очевидны. NM рассказывает, о каких выводах, уроках и сценариях можно говорить уже сейчас.

Вывод 1. Молдова движется дальше в ЕС

Главная интрига кампании — результат PAS. Сохранит ли правящая партия большинство или ей придется искать партнеров по коалиции? Опросы давали самые разные прогнозы: от уверенного большинства до второго места и пути в оппозицию.

В итоге PAS сохранила статус партии власти и, несмотря на потерю части мандатов (в прошлом составе у нее было 63 депутата), сможет самостоятельно сформировать правительство. Предварительные расчеты показывают, что PAS получит вполне устойчивое большинство — около 55 мандатов. Частью из них она уже по традиции обязана диаспоре: без зарубежных голосов партия власти могла бы недобрать до парламентского большинства.

PAS

Итак, PAS, фактическим лидером и «локомотивом» которой остается президент Майя Санду, сохраняет в своих руках всю власть в стране.

Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический обозреватель Алексей Тулбуре отметил, что PAS удалось максимально мобилизовать свой электорат и привлечь неопределившихся.

«Алармистская тактика сработала. В целом избиратель повторил модель поведения на президентских выборах прошлого года. Молдова движется дальше в ЕС», — сказал эксперт.

Главным обещанием партии в этой кампании было — вступление Молдовы в ЕС к 2028 году.

Вывод 2. В выборы вмешался TikTok (и Шор?)

Главным сюрпризом выборов стал результат партии «Демократия дома» Василия Костюка. Основные опросы давали партии Костюка не более 2-3%, но в итоге ему удалось набрать больше 5% и пройти в парламент.

Кто такой Костюк? «Демократия дома» — унионистская партия, которую поддерживают румынские суверенисты из AUR. Костюк близок с лидером AUR Джордже Симионом и открыто поддерживал его в президентской кампании в Румынии этой весной. А потом вместе с ним ездил в США на встречи с представителями администрации Дональда Трампа. Поддержка части унионистов, суверенистов и разочаровавшихся в PAS неопределившихся избирателей могла стать одним из секретов успеха партии Костюка.

Как и AUR, Костюк сделал ставку на TikTok. Соцсеть принесла неожиданные дивиденды и в Молдове, и в Румынии. В 2024 году благодаря ей раскрутился кандидат Кэлин Джорджеску, в этом году — Костюк. Впрочем сам он давно ведет стримы, где обсуждает проблемы страны, имеет устойчивую аудиторию, а его эфиры собирают десятки или даже сотни тысяч просмотров.

Но только соцсетей для такого рывка в парламент могло быть недостаточно. По мнению Алексея Тулбуре, за Костюка могла вписаться «сетка Шора» или по крайней мере ее часть. В гонке не осталось открыто шоровских проектов, хотя в связях с беглым олигархом обвиняли Викторию Фуртунэ, лидера партии «Молдова Маре». Но буквально в день голосования эту партию сняли с выборов. И партия суверенистов, которая при этом имеет свою «нативную» базу сторонников, теоретически могла стать опцией.

Вывод 3. Провал центра

На третьем месте, по предварительным результатам, оказался блок «Альтернатива». PAS и пророссийский «Патриотический блок» в этой кампании сделали ставку на поляризацию и мобилизовали свой устойчивый электорат, а вот ставка «Альтернативы» на центристскую нишу не сработала. Или по крайней мере сработала слабее, чем ожидалось.

«От „Альтернативы“ все ждали большего», — говорит доктор политических наук Анжела Колацки.

Blocul „Alternativa”

Блок набрал чуть больше 8% и прошел в парламент, но не смог занять первые позиции ни в Кишиневе, где мэр Ион Чебан традиционно популярен, ни в Гагаузии, где Александр Стояногло ранее получал высокую поддержку. В обоих случаях «Альтернатива» оказалась на вторых местах.

По мнению Колацки, результат партии Чебана MAN был бы лучше, если бы он не создавал блок:

«Эти гроздья потянули Чебана вниз».

Вывод 4. Проевропейской альтернативы нет

Ни одна четко проевропейская партия, кроме PAS, не смогла преодолеть барьер или хотя бы приблизиться к нему.

PSDE, CUB, LOC, ALDE, Respect Moldova — все набрали меньше одного процента. Блок «Вместе», который заявлял себя как альтернатива PAS, взял даже меньше голосов, чем независимые кандидаты — Андрей Нэстасе, и даже Олеся Стамате, которая совсем недавно начала самостоятельную политическую карьеру.

Олеся Стамате, parlament.md

Проевропейский фланг полностью остался за PAS.

«Избиратель сделал ставку на „рациональный голос“ — проголосовал за партию с шансами пройти в парламент, исходя из принципа, что коней на переправе не меняют. Можно было бы говорить о широком проевропейском фронте, но пока ни PAS, ни другие партии не научились договариваться», — отметила Анжела Колацки.

Вывод 5. Усатый сделал это

В парламент проходит и «Наша партия» Ренато Усатого. Ей удалось то, что не получалось больше десяти лет, — преодолеть избирательный порог.

В 2014 году у партии были шансы стать крупной фракцией, но за три дня до выборов ее сняли с гонки. Позже суд признал это решение незаконным. На следующих выборах «Наша партия» уже не смогла преодолеть барьер и потеряла рейтинг, хотя сам Усатый оставался заметной фигурой в политике.

Теперь, спустя 11 лет, партия все же зашла в парламент. Хотя, увидев предварительные итоги выборов, Усатый признался, что ожидал лучшего результата.

«Но для Усатого это, конечно, победа. Если бы и сейчас они не преодолели порог, это стало бы серьезным провалом», — заметила Колацки.

Правда, и «золотого голоса» у Усатого не будет — парламентское большинство есть и без него. Впрочем, может это и к лучшему: любые политические союзы до сих пор дорого обходились лидеру «Нашей партии», а теперь он сможет остаться вне коалиций и показать «свою игру».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: