FAQ Eurovision: язык, этнические мотивы и тапочки Паши Парфени
8 мин.

FAQ Eurovision: язык, этнические мотивы и тапочки Паши Парфени

С вами очередная «музыкальная колонка», посвященная Евровидению, от админа нашего телеграм-чата Кати Дмитриевой. И сегодня она ответит на несколько частых вопросов о Евровидении, молдавском нацотборе на него и о победителе этого отбора Паше Парфени, который в этом году представит Молдову в Ливерпуле.

Неделю назад прошел национальный отбор Молдовы на Евровидение. Прошел он хорошо. Правда, в следующий раз, я надеюсь, TRM закупит достаточно подорожников, чтобы приложить к зависающему стриму. В какой-то момент даже я начала думать, что у Осояну такая концепция выступления: слайдшоу вместо видео. Но, опять же, это было достойно. Мне понравился даже внешний вид ведущих. Долой платья в стиле «наряды с выпускного, которые хочется просто сжечь на следующий день».

В финале представили 10 песен в различных стилях. Победил самый целеустремленный участник отбора и внутренний мем рубрики «Евродвижн» Паша Парфени с песней Soarele și luna. Естественно, сам отбор и его результаты вызвали споры у общественности. Не очень жаркие споры. Люди, вероятно, берегли силы для комментариев под новостями о названии госязыка. Но тем не менее было что почитать, с чем согласиться и чему ужаснуться. Кроме суждений о качестве заявки, вокале Паши и извечной темы «качает-не качает», у людей возникали и вопросы. На некоторые из них я и отвечу сегодня. При этом  сразу отмечу, что не буду отвечать на вопросы о «сатанизме» и «если в двух песнях есть духовой инструмент, это плагиат».

Клип на песню  Soarele şi luna 

«Румынский, который никто не понимает»

Начнем с самой легкой темы – с языка. Да, понимаю, на этой неделе сложно представить, что тема языка самая легкая. Но давайте оставим за скобками споры между людьми, наверняка считающими, что лексема – это запчасть от Лексуса, и сконцентрируемся на Евровидении. Как раз тут обсуждение языков достаточно интересное. К тому же за последние 30 лет в этой теме было множество сдвигов и изменений.

Основная языковая претензия к Паше состоит в том, что его песня не на английском, и это уменьшает наши шансы на успех. И действительно, существует такое устоявшееся суждение, что на Евровидении нужно петь на английском. В нулевых и начале десятых были абсолютно очевидные предпосылки к такому негласному правилу. Между 1999 и 2015 годами лишь одна победная песня (Molitva Марии Шерифович) была полностью исполнена не на английском языке. Но уже к середине десятых мы могли наблюдать на конкурсе начало настоящей языковой революции. Евровидение будто вспомнило о том, что участвуют разные страны, а, значит, было бы неплохо иметь возможность их как-то отличать друг от друга. Между 2016 и 2022 лишь одну песню-победитель исполнили полностью на английском (Arcade Дункана Лоренса).

Если вы знаете, сколько стоит провести Евровидение, вы наверняка понимаете, что выигрывать этот конкурс нам нельзя ни в коем случае (шутка или не шутка). Соответственно, возникает вопрос: а есть ли шансы у не англоязычной песни занять позицию в топ-5 или топ-10? Конечно. Вот вам сухая статистика. В 2021 году на официальном языке своей страны пели 6 участников из топ-10. В 2022 этот показатель вырос до семи песен. Причем в оба года все позиции в топ-3 заняли неанглоязычные песни (кроме 2 места в 2022 у Великобритании, где английский — главный язык).

Да, есть абсолютно непробиваемые в этом плане страны. Шведский, например, не звучал на сцене Евровидения с 2012 года. Возможно, вы скажете, что это было не так давно, но я не упомянула один важный факт. В 2012 году на конкурсе в Баку с песней на шведском языке выступила представительница Финляндии Пернилла Карлссон. В этой стране два официальных языка, а сама Пернилла представляет шведскоязычное меньшинство. Швеция не отправляла заявок на своем официальном языке с 1998 года. При этом это одна из самых успешных стран конкурса. Так что как видите, оба подхода могут работать.

Очень красивая и милая песня на финском шведском. Обожаю

«Кому в Европе интересен молдавский фольклор…»

А вот тут немного сложнее, но проще. Как? Сейчас объясню. Действительно, за последние два года шесть песен из топ-10 имели вполне четкие фольклорные мотивы или элементы из специфической популярной музыки страны. Шесть песен — это не ноль, но даже не это самое главное. Так сложилось, что этнические мотивы уже стали частью бренда Молдовы на Евровидении. Наша история на этом конкурсе показала, что мы можем добиться успеха и с песней, практически лишенной традиционных элементов (Hey Mamma Санстроков), и со Здубами. Кроме этнорекламы поезда, за последние 5 лет Евровидение достаточно высоко оценило и украинский шум, и ранш вуман. Или же саамский йойк. Вы, возможно, даже не слышали ни о йойке, ни о саамах, но это не помешало Норвегии включить этот элемент в песню, занявшую первое место у зрителей Евровидения 2019.

Выступление представителей Норвегии на Евро-2019

«На манеже всё те же»

Тут, признаюсь честно, я немного согласна с комментаторами. Если бы на отборе выиграли Санстроки, они были бы уже третьими артистами, которых Молдова трижды отправляла на конкурс. Ранее в этот список вошли Здубы и Наталия Гордиенко. Да, она выступила на конкурсе лишь дважды, но фактически ее выбирали представительницей Молдовы в 2006, 2020 и 2021 годах. Три участника отбора этого года ранее бывали на Евровидении. Отсюда и вопрос: «У нас артисты кончились или что?».

Результаты голосования зрителей показали, что люди сами были не особо готовы отправить на Евровидение малоизвестного артиста, который ранее не выступал на конкурсе. Пробить стеклянный потолок смогли лишь сестры Осояну. Возможно, одной из причин такого результата была схема голосования, которая подталкивала зрителей выбрать одного участника, в котором они наиболее уверены. Но это еще доказать надо. Некоторые комментаторы предлагали перейти к схеме закрытого отбора, раз жюри оказалось более открытым к новичкам. К сожалению, это не лучшая идея. Даже несмотря на результаты, благодаря отбору все больше зрителей узнали о существовании OL (часть моего топ-3), Donia, NÖRDIKA и других. К тому же закрытый отбор не предполагает никакого контроля со стороны общественности, и это может стать проблемой. Да, и на открытом отборе могут выбрать «кого надо», но сделать это намного сложнее.

Вообще зачем эти известные артисты идут на отбор? Наверное, там весело. Я точно не знаю, к сожалению, в этом году не удалось поехать на отбор. Дело в том, что я из Бельц и меня пугают города с кинотеатрами, макдональдсами и горячей водой без бойлера. Окей, причина не в этом, но она, к сожалению, не добралась до текста, так как застряла в кишиневской пробке. Так, о чем это я? Ах да, Евровидение.

У каждого артиста свои причины участвовать в отборе, и я не знаю их наверняка. Но есть один возможный фактор, который может подтолкнуть даже самых известных в стране артистов к мысли о том, что, мол, стоит попробовать, а потом еще раз и еще раз. Наш отбор и сам конкурс – это чуть ли не крупнейшая площадка, на которой можно познакомить более широкую мировую общественность со своим творчеством. Мы интересны людям на Евровидении, почему бы этим не воспользоваться? В любом случае, я надеюсь, что на сцене нацотбора мы увидим больше интересных артистов.

Ничего не знаю, жду возвращения на следующий год

«Катя, что за прикол с тапочками?»

Окей, тут коротко, потому что мне почти стыдно. В личные сообщения и в комментарии к статьям периодически приходили просьбы от общественности. Они касались шуток про тапочки Паши Парфени. Особенно много таких вопросов возникло после стрима, который мы делали на телеграмм-канале НМ, где я комментировала нацтобор этого года (если вы пропустили, очень жаль). Сейчас все объясню.

История внутреннего мема про тапочки началась со статьи про Филиппа Киркорова. Там я решила немного отойти от темы и написала следующее: «Кстати о Гордиенко. Она, при поддержке Киркорова, выиграла возможность представлять Молдову на Евровидении 2020, обойдя на повороте практически константу нашего нацотбора Пашу Парфени. Немного отойду от темы. Я очень хочу узнать, как выглядят персональные тапочки и кружка Паши, которые хранятся в павильонах ТРМ. Меня не интересует вопрос, существуют ли они. Он так часто был на нацотборе, что у него там уже давно должны быть и тапочки, и кружка. Не удивлюсь, если он там фен пару раз забывал. Короче, жду фоток». Именно с этого началась история очень странных шуток в рубрике «Евродвижн». Вот такая ситуация.

«Солнце и луна» после бутылки вина

Это далеко не все вопросы, которые возникли после нашего нацотбора и не все, которые вообще существуют. Я решила ответить на тройку самых распространенных, судя по комментариям в соцсетях. Надеюсь, в следующих статьях мне удастся раскрыть и другие темы, которые вызывают обсуждения по теме Евровидения. Это и политика, и живое выступление, и даже ЛГБТ. Но не сегодня. Если сегодня вы собираетесь заказывать билеты, чтобы улететь куда-то на майские, подумайте о возможной стране для путешествия. Я предлагаю заглянуть в список стран, которые участвуют в первом полуфинале. Я ни на что не намекаю, если даже намекаю. Увидимся на следующей неделе!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: