Результаты конкурса на пост генпрокурора, который провела комиссия минюста, вызвали вопросы у гражданского общества и премьер-министра Майи Санду. Она попросила комиссию проверить «неподкупность» одного из отобранных кандидатов. NM разбирался, может ли комиссия это сделать, можно ли отменить результаты конкурса, и как вообще могут развиваться события.
Конкурс
Комиссия минюста, которой поручили отобрать кандидатов на пост генпрокурора, вечером 29 октября сообщила, что после собеседования и психологического теста выбрала из 16 претендентов четырех кандидатов. В шорт-лист вошли прокуроры Олег Крышману и Вячеслав Солтан, бывший прокурор Гагаузии Александр Стояногло и глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча,
Премьер Майя Санду, комментируя решение конкурсной комиссии, отметила, что ожидала, что в шорт-листе будет больше представителей гражданского общества. Санду также попросила комиссию проверить «неподкупность» одного из отобранных кандидатов. О ком идет речь, Санду не уточнила. Не ответили на этот вопрос и в пресс-службе правительства.
В то же время в СМИ появилась информация о том, что Вячеслав Солтан связан с сомнительным тендером на закупку операционной системы для Генпрокуратуры, а также, что указанная в его декларации стоимость квартиры и машины явно ниже рыночной. Солтан все обвинения отверг.
Раскритиковали результаты конкурса и в соцсетях. Особое недовольство пользователей вызвал тот факт, что в шорт-лист не попал гражданский активист, бывший директор программ Центра политик и реформ Штефан Глигор. Многие комментаторы засомневались в непредвзятости комиссии министерства юстиции, а некоторые обвинили власти в нежелании что-то изменить в системе правосудия.
NM не удалось получить комментарий министра юстиции Олеси Стамате: на звонки и смс-сообщения она не ответила. Но в эфире TV8 Стамате сообщила, что комиссия еще не приняла «окончательное решение». Также она отметила, что появившаяся в СМИ информация не содержит достаточно данных, чтобы можно было судить о ее достоверности.
Член комиссии Игорь Боцан сказал NM, что у комиссии «нет ни полномочий, ни возможностей» проверять информацию, появившуюся в СМИ. Этим, по его словам, должны заниматься правоохранительные органы. «Члены комиссии подписали протокол. Он означает, что наша миссия закончена», — подчеркнул Боцан.
Что дальше
Согласно закону, выбор одного кандидата из отобранных комиссией должен сделать Высший совет прокуроров после изучения их резюме и собеседования. Причем собеседование должны провести на открытом заседании в присутствии прессы.
Выбранного советом кандидата должен одобрить президент. Если президент откажет, тогда совет прокуроров должен вернуть резюме кандидатов комиссии минюста. Президент может отказать, если у него есть «неопровержимые доказательства» несовместимости кандидата с должностью, или доказательства того, что кандидат нарушил закон. Также президент может отказать, были ли нарушены «законные процедуры отбора».
В зависимости от того, как президент мотивирует отказ, комиссия может провести конкурс повторно или предложить совету прокуроров тех же кандидатов.
Как может развиваться ситуация
Высший совет прокуроров еще не созвал заседание, на котором должен отобрать одного кандидата в генпрокуроры. В пресс-службе совета NM cообщили, что «повестку заседания еще не сформировали». Примерные сроки заседания там тоже затруднились назвать.
В законе «О Генпрокуратуре» не предусмотрено, чтобы Высший совет прокуратуры оспаривал результаты конкурса, который провел минюст, или не соглашался с выбранными кандидатурами.
В то же время член юридической комиссии парламента депутат от блока ACUM Дину Плынгэу в беседе с NM отметил, что «в Молдове, особенно когда речь идет о юстиции, все возможно». По его мнению, если в ближайшее время подтвердится, что у кандидатов есть «проблемы с неподкупностью», то комиссия минюста может пересмотреть результаты конкурса. Тем более, отметил он, что список кандидатов и их досье еще не отправили в Высший совет прокуроров. «К сожалению, много информации о кандидатах приходит после конкурсов, а не до», — посетовал Плынгэу.
Боцан, в свою очередь, отметил, что у Высшего совета прокуроров нет полномочий отменить результаты конкурса. И добавил: «Но как они поступят, этого никто не знает».
***
Высший совет прокуроров состоит из 12 членов и является гарантом независимости и беспристрастности прокуроров. По должности в Совет входят генпрокурор, главный прокурор Гагаузии, председатель Высшего совета магистратуры, министр юстиции. Также в совете есть представители гражданского общества, которых назначают парламент, президент и Академия наук. Остальных членов избирают из числа прокуроров. После смены власти 8 июня 2019 года состав совета не изменился. Но, согласно поправкам в законодательство, его должны дополнить двумя членами из числа представителей гражданского общества. Поэтому 25 октября правительство объявило конкурс на должность члена Высшего совета прокуроров.