Заявление главы минсельхоза Николае Чубука о необходимости пересмотреть запрет на продажу иностранцам сельхозземель не осталось без внимания общества и политиков. Социалисты даже потребовали в этой связи вызвать Чубука на «парламентский ковер». Но демократы тему замяли, утверждая, что министр таких заявлений не делал, хотя Чубук ясно сказал об этом в одном из недавних интервью. NM решил разобраться, чем может грозить отмена запрета продавать сельхозземли иностранцам, и как с этим обстоят дела в других странах. И попутно выяснил, что иностранцы и сегодня могут стать владельцами сельхозземли в Молдове.
Фракция социалистов на заседании 1 ноября потребовала заслушать в парламенте главу минсельхоза Чубука. Депутатов ПСРМ возмутило высказывание министра о необходимости отменить запрет на продажу сельхозземель иностранцам. «Господин Чубук, вместо того чтобы вернуть к жизни сельхозсектор, предлагает продавать землю», — объяснил требование ПСРМ депутат Григоре Новак.
Почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков в ответ заверил, что министр такого не говорил: «Наши коллеги спекулируют. Мы поговорили с министром, он никогда не делал таких заявлений. Никогда».
В итоге парламентское большинство не поддержало предложение социалистов.
Что (не) сказал министр
В интервью порталу Agrobiznes, опубликованном 29 октября, Николае Чубук сказал: «Необходимо пересмотреть законодательство, в частности, это касается купли/продажи земель иностранцами. Здесь есть проблема, которая тормозит инвестиции, но мы должны быть очень осторожными, когда говорим о либерализации этого процесса […] Земля — это имущество, которое должно продаваться по правилам рыночной экономики. Но, учитывая, что это ресурс страны и одно из главных богатств, необходимы некоторые ограничения. Они, правда, не должны вредить сектору».
Запрет на продажу сельхозземель иностранцам, отметим, закреплен в статье 6 закона «О нормативной цене и порядке купли-продажи земли» от 1997 года. Вопрос об отмене этого запрета поднимается не впервые, в том числе в связи с законодательными «лазейками», которые позволяют этот запрет обойти.
В частности, об этом шла речь в сентябре прошлого года на презентации очередного выпуска «Белой книги», в которой иностранные инвесторы рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются в Молдове. Тогда глава Ассоциации иностранных инвесторов, спикер правления компании Sudzucker Moldova Александр Косс отметил, что благодаря подобным «лазейкам», сейчас около 15% сельхозземель принадлежат иностранцам. «А если добавить людей, у которых два гражданства, то выйдет все 80%», — сказал он и подчеркнул, что его компания не хотела бы идти в этом вопросе таким «обходным» путем.
При этом, посетовал Косс, арендовав землю, бизнесмен никак не защищен: «В любой момент владелец земли может сказать, что ему предложили за аренду больше денег, и расторгнуть договор».
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ в беседе с NM подтвердил, что действительно есть возможность продавать сельхозземли иностранцам в обход закона. «Это делается, например, через долговые обязательства. Иностранец одалживает деньги компании-собственнику сельхозземли, а потом в счет невозвращенного долга получает эту землю. Как мне рассказывали, сейчас так делают, в частности, в Единецком районе, где владельцами земли таким образом стали итальянцы и греки, и местные жители об этом знают», Ты как иностранец одалживаешь деньги компании, которая является собственником земли, а потом в счет долга получаешь эту землю. И сейчас это у нас делается. Мне говорят, что итальянцы и греки покупают земли в Единецком районе, и местные об этом знают», — рассказал Ионицэ.
Как с этим в других странах
На Украине и в России, как и в Молдове, иностранцы не могут купить земли сельхозназначения, а только взять их в аренду.
В Грузии сначала разрешили продавать иностранцам сельхозземли, а год назад ввели временный запрет, который хотят закрепить в Конституции. Сейчас в Грузии иностранцам принадлежит около 40-50 тыс. гектаров сельхозземель. По словам главы парламентской аграрной комиссии Грузии Отара Данелии, проблема в том, что большая часть этих земель не обрабатывается.
В Румынии иностранцам разрешено владеть сельхозземлями. Правда, сейчас условия покупки-продажи этих земель хотят ужесточить: например, запретить перепродавать землю в течение 15 лет, а покупатели должны заниматься только сельским хозяйства. Такие ограничения хотят ввести, чтобы прекратить спекуляцию землей. В Румынии, по разным оценкам, от 30% до 40% сельхозземель принадлежат иностранцам.
В Дании иностранец, купивший сельхозземли, обязан возделывать и управлять ими, согласно датскому законодательству. В странах Балтии, Венгрии и Словакии запрещена продажа сельхозземель негражданам ЕС.
В США все зависит от штата: где-то запрещено продавать сельхозземли иностранцам, а где-то с этим полная свобода.
Что говорят эксперты
По мнению эксперта IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ, если власти снимут запрет на продажу сельхозземель иностранцам, это будет на 99% политическое решение и только на 1% —экономическое. По его словам, с экономической точки зрения это приведет к повышению цен на землю. «Сейчас наши фермеры за бесценок продают землю скупщикам, которые эти земли объединяют […] В итоге они же потом перепродадут эти земли по более высоким ценам», —пояснил Ионицэ.
Он также считает «странным», что власти подняли эту тему перед выборами. Ионицэ не исключает, что это сделали, чтобы посмотреть на реакцию общества. По его словам, такие решения обычно принимают после выборов, тем более в условиях, когда общество может связать это решение с законом о получении гражданства за деньги.
Доктор экономики Татьяна Ларюшина, в свою очередь, указывает на то, что в Молдове нет комплексного подхода к этому вопросу и нет сильных институтов власти, которые могли бы извлекать из этого выгоду. «Сейчас, с одной стороны, есть местные земельные бароны, которые сдерживают переход действующей экономической системы на новый уровень, с другой стороны, есть определенные лакомые кусочки, из которых власти больше хотят извлечь личную выгоду, чем использовать в интересах общества», — отметила Ларюшина.
Исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь считает, что разрешение продавать сельхозземли иностранцам может привести к тому, что основная часть земель окажется в их руках. «Это не плохо и не хорошо. Но невозможна ситуация, когда основной ресурс страны принадлежит не ее гражданам. И тут возникает основной вопрос: иностранные инвесторы не приходят в Молдову, только потому что они не могут купить землю? Или причины в другом?», — подытожила эксперт.