Как пять дать
6 мин.

Как пять дать


В новый, 2015 год Молдова входит без правящей коалиции. Прошедшие под занавес года парламентские выборы правящим проевропейским партиям удалось выиграть с помощью сомнительных методов, вызвавших озабоченность даже у западных партнеров. Самая грязная избирательная кампания в истории Молдовы подвела черту не только под политическими событиями последнего года, но и под всей пятилеткой правления партий, обещавших построить в Молдове по-европейски правовое государство.

Либерально-демократическая (ЛДПМ), Демократическая (ДПМ) и Либеральная (ЛП) партии, которые сегодня в очередной раз пытаются поделить между собой власть, впервые вместе оказались у руля по итогам состоявшихся 29 июля 2009 года досрочных парламентских выборов. В стране, уставшей от восьми лет безраздельного правления коммунистов, был создан альянс «За европейскую интеграцию» (АЕИ). Поначалу, помимо трех партий, в коалиции присутствовал и альянс «Наша Молдова» (АНМ) Серафима Урекяна. По итогам досрочных выборов 29 ноября 2010 года АНМ в парламент не прошел, и во втором АЕИ их осталось трое.

В программе деятельности сформированного еще первым альянсом правительства в качестве главных приоритетов провозглашались борьба с бедностью и коррупцией, укрепление правового государства и интенсивная европейская интеграция. Из всего перечисленного новые власти сумели продвинуться лишь в вопросах внешней политики: в июне 2014 года было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, в этом же году молдавские граждане получили безвизовый режим для краткосрочных поездок в страны Шенгенского пространства.

Впрочем, и этим успехам в большей степени способствовали удачная геополитическая конъюнктура и снисходительность евробюрократов, чем последовательность в выполнении властями «домашнего задания» от Брюсселя. Несмотря на всю молдавскую «историю успеха», главные пункты европейской повестки дня РМ — борьба с коррупцией, справедливое правосудие, деполитизация правоохранительных структур, свобода СМИ, честные выборы — остаются невыполненными и спустя пять лет курса ускоренной евроинтеграции.

На протяжении первых двух с половиной лет правления альянса «За европейскую интеграцию» сформированная им внутриполитическая система власти не была полноценной. Из-за неспособности правящего большинства избрать президента (лишь в марте 2012 года проевропейским партиям удалось подобрать на эту должность непартийную кандидатуру бывшего судьи Николае Тимофти) дважды распускался парламент страны. При этом попытки коалиции найти недостающие голоса в лагере оппозиции осложнялись регулярными конфликтами между входящими в АЕИ партиями.

Постоянные скандалы сопровождали деятельность первого и второго АЕИ на протяжении всего периода их существования. Партии обвиняли друг друга в предательстве демократии и европейской идеи, а также в закулисных переговорах с коммунистами. Нередко эти обвинения имели под собой основания. После досрочных ноябрьских выборов 2010 года недоверие между проевропейскими партиями едва не привело к созданию демократами при посредничестве Москвы левоцентристской коалиции с коммунистами. А в 2011 году в союз с коммунистами едва не вступили уже либерал-демократы.

С верховенством закона у проевропейской коалиции тоже было не все ладно. Это стало особенно очевидно после случайного убийства в декабре 2012 года предпринимателя Сорина Пачу в ходе чиновничьей охоты в заповеднике «Пэдуря Домняскэ». Участники охоты — в основном чиновники, приближенные к демпартии,— скрывали произошедшее на протяжении двух недель.

Когда история благодаря лидеру движения «Антимафия» Серджиу Мокану все же стала достоянием общественности, это спровоцировало острый политический кризис, который завершился распадом второго альянса «За евроинтеграцию» и едва не привел к роспуску парламента и досрочным выборам. Лишь благодаря жесткому вмешательству Брюсселя тогда удалось усадить разругавшихся проевропейских политиков за стол переговоров и создать Коалицию проевропейского правления (КПП), управлявшую страной вплоть до нынешних парламентских выборов.

Основная линия конфликта внутри проевропейских коалиций на протяжении всех этих лет проходила между лидером либерал-демократов Владимиром Филатом и первым вице-председателем демпартии Владимиром Плахотнюком. Личное противостояние двух политиков закончилось тем, что при создании «Коалиции проевропейского правления» в 2013 году обоим пришлось отойти на второй план. При этом если господин Плахотнюк чувствует себя в непубличной роли как рыба в воде, то для господина Филата это стало крайне болезненным ударом, и он по сей день не теряет надежды вернуться на первые политические роли в государстве.

Основными методами взаимодействия проевропейских партий с оппозицией, которая до последнего времени была представлена Партией коммунистов (ПКРМ), стало политическое давление и попытки раскола ее парламентской фракции. Некоторые из них кончались успешно — в общей сложности из фракции ПКРМ в разные годы правления альянса вышли более десятка человек. Весной 2012 года подконтрольный АЕИ Координационный совет по телерадио отозвал лицензию на вещание у оппозиционного телеканала NIT за «предвзятое освещение событий». А в июле того же года по инициативе либералов парламент принял решение о запрете коммунистической символики, которую использовала крупнейшая оппозиционная партия страны. Осенью того же года, впрочем, это решение было отменено Конституционным судом.

Далекие от демократических методы борьбы с оппозицией переняла и «Коалиция проевропейского правления». Это наглядно показала избирательная кампания по выборам в парламент 30 ноября 2014 года, когда ради нужного результата власти пошли на крайне спорные решения, поставившие под вопрос легитимность не только выборов, но и самой власти. Так, за три дня до голосования была снята с выборов оппозиционная партия Patria, которая по всем соцопросам гарантированно преодолевала избирательный порог и могла серьезно изменить расклад сил в новом законодательном органе.

Под предлогом борьбы с пророссийскими экстремистами и противниками проевропейского курса власти развернули масштабную кампанию по дискредитации оппозиции, которая сопровождалась обысками, арестами и заведением множества уголовных дел с явно политической подоплекой. И это притом, что сами правящие партии заранее объявили парламентские выборы референдумом по определению внешнеполитического курса страны. На практике же расклад сил в новом парламенте во многом был определен административно-командными, а порой и откровенно репрессивными методами, применявшимися против оппонентов партий власти.

В итоге в новый, 2015 год Молдова входит без правящей коалиции, зато с находящимися за решеткой оппозиционерами — в СИЗО содержатся левые активисты Павел Григорчук и Михаил Амерберг, а также сторонники Ренато Усатого Николай Ципович и Корнелиу Морару. Противники действующей власти называют всех их политзаключенными.

На этом фоне все те же политики в привычной скрытной манере никак не могут поделить госдолжности, публично провозглашая «принципы и ценности», о которых они твердили пятью годами ранее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: