Забастовка, которую организовали администраторы маршрутных такси, закончилась тем, что власти пригрозили убрать из Кишинева все маршрутки. Компании-администраторы тем не менее продолжают настаивать на повышении тарифа за проезд. NM поговорил с владельцем нескольких маршруток, которые у него арендует одна из компаний-администраторов. Он рассказал, как устроен этот бизнес, сколько он зарабатывает и почему выступает против повышения тарифов. Ему ответил глава компании-администратора маршрутов Taxi Service Plus Олег Алекса.
Владелец маршруток согласился говорить с NM на условиях анонимности.
О своем автопарке
У нашей семьи в собственности несколько микроавтобусов, которые находятся в аренде у одной из столичных компаний-администраторов маршрутных такси.
О компаниях-администраторах
В 1990-х годах этих администраторов не было, все маршрутные такси в Кишиневе платили деньги напрямую мэрии. Все маршруты были разделены по категориям: например, к первой категории относились маршруты 110 (Рышкановка — Телецентр), 160 (Ботаника — Буюканы), 102 (Ботаника — Центр — Телецентр) и 155 (Чеканы — Телецентр). Разрешение мэрии на эту деятельность стоило 980 леев в месяц. Мы получали разрешение, платили и каждый месяц его продлевали.
Позже появились компании-администраторы маршрутных такси. Они были подконтрольны людям, близким властям — местным или центральным. И плату за разрешение работать стали собирать они. Сейчас, в зависимости от компании и количества водителей на машину, с одной маршрутки надо отдать в месяц компании-администратору в среднем 2500-3600 леев.
За что [им платить]? Администраторы говорят, что эти деньги они перечисляют мэрии, а еще они должны платить налоги, арендовать помещения и т.д.
Один водитель маршрутки пошел в соцфонд. Оказалось, что компании-администраторы показывают минимальную зарплату и перечисляют с нее минимальные взносы. Какую пенсию получит этот водитель? 600-700 леев, крутя баранку с утра до вечера?
У компаний-администраторов есть бухгалтер и диспетчер. Диспетчер перед рейсом проверяет водителей на алкоголь, выдает путевые листы и гоняет их, как собак — давай быстрее. Диспетчер получает в день 40-50 леев с каждой машины. За что? А если водители возмущаются, им не выдают путевые листы, придираясь к состоянию автомобиля.
Проверять на алкоголь и выдавать путевые листы может и мэрия. Зачем выдавать путевые листы каждый день? Каждый день нужно тем, кто возит мясо, виноград, яблоки. А мы возим людей, достаточно одной «путевки» в месяц, как это было раньше.
О заработке
Водитель микроавтобуса отдает мне 400 леев в день [с машины], себе оставляет 250-350 леев — сумма зависит от пассажиропотока (водители заправляют машины на свои деньги, — NM). Водитель работает 20 дней и получает примерно 6 тыс. леев — это мало для человека, который вкалывает каждый день c 6:30 до 20:00 — 20:30.
Что такое для владельца микроавтобуса 400 леев в день? Это 8-9 тыс. леев в месяц. Из них около 3 тыс. леев я должен отдать компании-администратору, 1 тыс. леев — за замену масла, 1 тыс. леев — за тормозные колодки (это если не было поломок). Остается 4 тыс. леев. С них я должен кормиться и еще копить деньги на новую резину, на покраску кузова, на ремонт машины, потому что они не новые, и т.д.
Раньше в Кишиневе было 2 тыс. маршруток, сейчас осталось 700. У людей нет прибыли.
О повышении тарифа
Мы не хотим, чтобы тарифы подняли до 5 — 6 -10 леев. Пусть будет 3 лея, ну 4 лея, но без этих администраторов. Они сидят в офисе и получают по 2,6 — 3 тыс. леев [c машины]. И все. Пусть лучше [власти] сделают для маршруток 2 тонны топлива каждый месяц без НДС, чтобы солярка чуть дешевле, и администраторов уберут.
Потому что, если повысят тарифы до 5-7 леев, компаниям-администраторам придется платить не 3500 в месяц, а 7000. Они увеличат свои сборы.
А субсидии от мэрии, о которых говорили администраторы маршрутов, вряд ли ушли бы дальше тех самых администраторов.
Об участии в забастовке
Мы не хотели участвовать в забастовке. Мы говорили [администраторам маршрутных такси], что хотим работать. Но они не выдали нам путевые листы. Их стали выдавать только к 10 утра.
О заявлении Кику
[Премьер-министр Ион] Кику сказал, что из Кишинева надо убрать все маршрутки. Убрать их легко. Но, может, просто взять тонну краски и сделать выделенную полосу для маршруток, троллейбусов, автобусов, и тогда не будет никаких гонок. И что значит убрать нас? Как будто мы чужие и пришли из Патагонии. Мы же чьи-то отцы, мужья, братья. Поэтому надо решать [этот вопрос] так, чтобы людям не пришлось уезжать из страны. И какая альтернатива? В автобусном и троллейбусном парках не хватает людей.
Об изношенности маршруток
В новые машины никто не хочет вкладывать деньги, потому что нет прибыли. Новый хороший «дельфин» (Mersedes-Benz. — NM) стоит €40 тыс. Люди не хотят вкладывать, поэтому число маршруток сократилось в два раза.
Если тариф повысят до 4 леев, тоже будет невозможно купить новую машину. Но надо, чтобы у людей была возможность работать и не уезжать из страны.
О подсчете пассажиров и электронных билетах
Оцениваю это положительно. Будет ясно, сколько за день пассажиров. Сейчас мы, владельцы маршруток, никак не можем это посчитать. Поэтому верим водителям на слово.
О графике работы маршруток
График соблюдать сложно. Из-за больших пробок. Еще такая проблема: на маршрутках осталось по одному водителю, он и так работает до 20:00-20:30, больше нагрузку сложно выдержать. Так он работает пять дней, а потом ему надо отдохнуть два дня. А еще надо делать ТО, менять колодки, масло и т.д. Заменить его некем. Раньше, например, маршрутка 110 работала допоздна, на автобусе было по два водителя, работали два дня через два.
Что на это сказали в APOTA
Глава Ассоциации работодателей автомобильных перевозчиков (APOTA) и владелец компании-администратора Taxi Service Plus Олег Алекса в беседе с NM отметил, что на самом деле владельцу маршруток может казаться, что он платит слишком много, однако, на самом деле названная им сумма небольшая. «Я не знаю, о какой фирме идет речь. Но из этой суммы надо платить как минимум местный налог около 500 леев, плюс налог на минимальную зарплату — около 1,2 тыс. леев. Это уже 1,7 тыс. леев. Еще есть диспетчеры, медики, бухгалтеры, главный диспетчер. Все эти люди тоже получают зарплату. Я не знаю, с какой фирмой он работает. У нас, например, три диспетчера, которым платят зарплату», — рассказал Алекса.
Этот владелец микроавтобусов, отметил Алекса, хочет возврата ситуации 90-х годов, когда у каждого владельца маршруток был прямой договор с мэрией. «Сейчас по закону это лицензируемая деятельность. Для этого надо открыть фирму. Он откроет, столкнется с бухгалтерией и увидит другую картину. И как он с тарифом 3 лея планирует модернизировать свой транспорт? Это нереально», — сказал Алекса.
Глава APOTA также усомнился, что кто-то из администраторов мог не выдавать путевые листы из-за забастовки.
При этом Алекса подчеркнул, что надо уходить от схем, когда владельцы маршруток получают деньги от водителей не через кассу. «Мы ждем субсидии от мунсовета, и эти деньги хотим направить на две статьи расходов: зарплаты водителям и инвестиции в транспорт. Нужно стимулировать владельцев обновлять автопарк, а это можно сделать только за счет увеличения платы за аренду транспорта», — отметил Алекса.
Он также добавил, что поддерживает внедрение электронной оплаты проезда. Так как в этом случае, пояснил он, оплата будет безналичной, и получать расчеты можно будет только в банке.