Впервые за годы независимости Молдовы на выборах мэра в Кишиневе победил кандидат от левых — социалист Ион Чебан. Он обошел своего оппонента, кандидата от блока ACUM Андрея Нэстасе почти на 5% (52,39% против 47,61%). Год назад, на выборах в 2018 году, в таком же противостоянии и примерно с таким же отрывом победил Нэстасе, но тогда выборы отменили. NM вместе с экспертами разбирался, почему на этот раз Нэстасе проиграл, повлияла ли геополитика на выбор кишиневцев, и как победа Чебана скажется на молдавской политике.
Что случилось?
3 ноября на выборах мэра Кишинева победил кандидат от Партии социалистов (ПСРМ) Ион Чебан. На следующий день он временно приостановил членство в партии и сообщил, что намерен создать в мунсовете коалицию с блоком ACUM.
Президент и неформальный лидер социалистов Игорь Додон поздравил Чебана с победой и призвал его быть «мэром для всех кишиневцев, невзирая на политические и геополитические предпочтения».
Премьер-министр Майя Санду посетовала, что в лице Нэстасе Кишинев лишился потенциально хорошего мэра и позвала партнера по блоку ACUM вернуться на работу в МВД.
Сам Нэстасе до сих пор не прокомментировал результаты выборов. Его пресс-служба сообщила, что политик проведет брифинг 5 ноября.
Что будет с коалицией и правительством?
Эксперты, с которыми побеседовал NM, единодушны в том, что, хотя в предвыборный период риторика внутри правящей коалиции обострилась, результаты выборов не приведут к ее распаду.
Глава Института публичных политик Аркадие Барбарошие уверен, что коалиция продолжит работать. «Выигрыш социалистов — всего лишь в несколько пунктов. Теперь ACUM должен сконцентрироваться на работе правительства, особенно МВД», — отметил он.
Политолог Стелла Жантуан считает, что коалиция выстоит, «вопреки прогнозам некоторых экспертов». Она подчеркнула, что коалицию сформировали, чтобы консолидировать общество и освободить Молдову от влияния Демпартии: «Эти цели пока не достигнуты. Поэтому я не думаю, что выборы в Кишиневе скажутся на коалиции».
Такого же мнения придерживается политический аналитик Виктор Чобану. Он считает, что до президентских выборов коалиции ничего не угрожает. «Да, перед вторым туром мы наблюдали достаточно жесткие реплики Нэстасе и президента Додона. Но, во-первых, надо делать скидку на предвыборную кампанию, а, во-вторых, результат оказался не тем, которого ждал ACUM», — подчеркнул эксперт.
В то же время Чобану считает, что в правительстве возможны кадровые перестановки, о которых ранее говорил Додон. «Несомненно, социалисты и Додон переходят на переговоры о переформатировании правительства», — сказал Чобану. Он считает, что этого можно добиться, если отменить реформу демократов по реорганизации правительства и разделить несколько несовместимых министерств.
Конец геополитики?
Насчет влияния геополитики на результаты выборов в Кишиневе мнения экспертов разделились. Барбарошие считает, что выбор кишиневцев был обусловлен геополитическими предпочтениями части электората. Проигрыш Нэстасе, по его словам, связан с тем, что часть правого электората, в том числе унионисты, не вышли на голосование.
В то же время Жантуан и Чобану считают, что на этих выборах кишиневцы впервые отказались от геополитики. «Впервые в кампании не маячили „русские танки“, и это была осознанная позиция социалистов. Перед левыми стояла, казалось, неразрешимая задача: собрать голоса по центру, не дать им уйти направо. Отказ от геополитики и концентрация на городской тематике — именно это принесло победу Чебану», — сказал Виктор Чобану.
Жантуан считает, что отказ от геополитики — это следствие создания коалиции между блоком ACUM и ПСРМ. «По сути, выборы в Кишиневе — это логическое продолжение смысла и целей самой коалиции. Коалиция стерла многие стереотипы: впервые правые и левые объединились во имя каких-то общих целей. Это непосредственно повлияло на выборы в Кишиневе», — отметила Жантуан.
По словам Чобану, попытки Нэстасе включить геополитическую риторику перед вторым туром сработали в обратную сторону: «Он как раз не добрал тех центристских голосов, которые традиционно переходят к правым во втором туре. И поэтому проиграл».
Стелла Жантуан отмечает, что раньше на последней стометровке правые кандидаты традиционно использовали геополитический месседж. «Но мы видим, что в Кишиневе впервые это не сработало», — отметила эксперт.
Победил Чебан или проиграл Нэстасе?
Аркадие Барбарошие видит несколько причин низкого результата Нэстасе. Во-первых, он потерял голоса унионистов. Во-вторых, против него сыграло и то, что Нэстасе «не очень выкладывался на посту главы МВД». Барбарошие вспомнил историю с назначением Нэстасе своего кума и.о. главы генинспектората полиции. «Повлиял и этот крест в МВД. Кому он был нужен?» — задался вопросом эксперт.
Виктор Чобану считает, что в таком результате есть и заслуга Чебана. Он смог привлечь на свою сторону часть пригородов — «раньше такого никогда не было».
Стелла Жантуан считает, что «поле для маневров было гораздо больше у Нэстасе». Но он, по ее словам, не воспользовался возможностями, чтобы привлечь на свою сторону дополнительные сегменты избирателей. Политолог считает, что центристская часть жителей или не вышла на голосование, или голосовала за Чебана.
«То, что должен был притянуть на свою сторону Нэстасе, взял Чебан». Социалист, по словам Жантуан, построил свою кампанию «на Кишиневе, на перспективах, на урбанистических проектах», и это сработало.