Кража миллиарда упирается в Zenit. Как ревизия дела Платона поможет привлечь Плахотнюка и Шора
7 мин.

Кража миллиарда упирается в Zenit. Как ревизия дела Платона поможет привлечь Плахотнюка и Шора

Генпрокурор Александр Стояногло заявил, что готов начать ревизионную процедуру дела бизнесмена Вячеслава Платона и заочно предъявил обвинения бывшему лидеру Демпартии Владимиру Плахотнюку в связи с делом о «краже миллиарда». Платон утверждает, что компания Zenit Management, которая, по версии прокуратуры, принадлежит ему, на самом деле принадлежит Владимиру Плахотнюку и Илану Шору, и у прокуратуры есть доказательства этого. Платон также считает, что Шора и Плахотнюка смогут привлечь к ответственности за банковскую кражу по эпизоду с компанией Zenit, только если снимут обвинения с него самого.

Zenit Management

Компания Zenit Management фигурирует в деле о краже миллиарда. По версии прокуроров, которые вели дело Платона (группу возглавляла Адриана Бецишор), и, согласно показаниям Илана Шора, Zenit Management принадлежит бизнесмену Вячеславу Платону. В ноябре 2014 года компания погасила кредиты компаний Платона, взятые в Victoriabank в декабре 2011 года.

По версии адвокатов Платона, Zenit Management принадлежит Шору, и этими деньгами Zenit погасила кредиты компании бывшего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка OTIV Prime Holding, взятые в Victoriаbank в том же 2011 году. 

Во время судебного процесса по делу Платона его адвокаты представили суду банковские выписки, доказывающие, что Zenit Management зарегистрирована по тому же адресу, в тот же день и тем же основателем, что и компании, которые в делах о краже миллиарда проходят как компании «группы Шора» — Nord LP, Globus Corporation, Transmark Еxport LP, Delta Management LP, Conversum Logistics LP и Westland Alliance LP. Zenit Management и ликвидировали в тот же день, что и эти компании. Суд, однако, отказался приобщить к делу представленные адвокатами выписки.  

Связь с Плахотнюком

Вячеслав Платон утверждает, что конечным бенефициаром компании Zenit Management был не только Илан Шор, но и Владимир Плахотнюк. По словам Платона, в пользу этого говорит, в том числе, тот факт, что документы, касающиеся Zenit Management,  на подпись нотариусу приносил человек, связанный с Плахотнюком. 

Платон заявил NM, что сам видел материалы уголовного дела, из которых следует, что бывший офис-менеджер ДПМ  и администратор компании Drive (компания владела ночным клубом Drive) Алина Делиана приносила документы компании Zenit Management на подпись нотариусу Ольге Бондарчук. 

По информации NM, против Бондарчук заведено уголовное дело за подделку документов (приказ о начале этого уголовного преследования есть в распоряжении NM). Из документа следует, что следствие должно было закончиться 4 февраля 2020 года, но, по информации источника NM, следствие несколько раз продлевали. Дело нотариуса Бондарчук сейчас находится в Наццентре борьбы с коррупцией (НЦБК).

Ольгу Бондарчук подозревают в фальсификации официальных документов. В приказе о начале уголовного преследования сказано, что она подделала запись в официальном регистре, чтобы внести в него данные о том, что некая Марина Морохина заверила перевод доверенности от компаний Zenit Management и Saturn Export LP на имя Вячеслава Платона. 

Кража миллиарда упирается в Zenit. Как ревизия дела Платона поможет привлечь Плахотнюка и Шора

 

Кража миллиарда упирается в Zenit. Как ревизия дела Платона поможет привлечь Плахотнюка и Шора

NM не удалось получить комментарий администратора компании Drive Алины Делианы. На сообщение в Facebook с просьбой ответить на вопросы о том, что ей известно о компании Zenit Management и знакома ли она с Ольгой Бондарчук, Алина Дельана к моменту публикации материала не ответила. 

Компания Drive SRL принадлежит иностранной компании Otiv Prime Hospitlity B.V. (вместе с еще четырьмя компаниями входит в холдинг OTIV Prime Holding BV). Компания Otiv Prime Hospitality владеет Nobil Club SRL. Журналисты RISE в своем расследовании писали, что эти компании принадлежат Владимиру Плахотнюку. 

 

Suntem mereu alaturi de Dumneavoastra! Am invatat si continui sa invat in continuare. Va sunt recunoscatoare o viata intreaga!

Gepostet von Alina Deliana am Montag, 17. Juni 2019

Связь с Шором 

В Молдове представителем компании Zenit Management была Виктория Стоян. В своем профиле в Facebook Стоян указала, что работала в компании Dufremol в аэропорту и состояла в отношениях с пользователем Андреем Нирой или Андреем Нирауцей. Он был администратором компании Caritas Group, которая взяла в Banca Socială кредит 2,607 млрд леев. 

На допросе в суде по делу экс-депутата Кирилла Лучинского Илан Шор признал, что компания Caritas Group принадлежала ему. 

Виктория Стоян на допросе в августе 2018 года заявила, что летом 2014 года искала работу.  С ней связалась женщина, которая представилась Мариной, и предложила ей $300 за то, что она распишется на нескольких «неважных» документах. Стоян согласилась. Речь идет об открытии счетов компаний, которые участвовали в банковской краже. 

Адвокаты Платона утверждают, что Виктория Стоян дала ложные показания. Адвокаты обращались в прокуратуру с требованием привлечь за это Стоян к ответственности, но им отказали.  

В своем заявлении прокурорам (есть в распоряжении NM) адвокаты обращали внимание на то, что у прокуратуры есть сотни документов, подписанных Стоян (копии документов есть в распоряжении NM). Кроме того, в материалах уголовного дела против Платона также есть показания сотрудников Victoriabank (там были открыты счета), которые неоднократно видели Викторию Стоян в банке. 

По информации NM, сейчас Стоян находится в Германии. Корреспондент NM попытался связаться с Викторией Стоян через Facebook, но она не ответила на сообщение. 

Обвинение

Вячеслав Платон утверждает, что, пока приговор ему по делу о банковском мошенничестве в силе, никого другого по этому делу обвинить не могут. Поэтому, по его словам, даже при наличии всех доказательств вины Плахотнюка и Шора, не получится привлечь их к ответственности. 

Платон ссылается ст. 275 на ч.7 Уголовно-процессуального кодекса Молдовы, согласно которой обстоятельством, исключающим уголовное преследование, является «окончательное судебное решение по тому же обвинению или такое же судебное решение, которым была установлена невозможность осуществления уголовного преследования по тем же основаниям». 

Адвокат Платона Ион Крецу отмечает, что защита собрала достаточно доказательств невиновности Платона, при этом он «до сих пор отбывает наказание за преступление, которого не совершал, в то время как реальные бенефициары кражи миллиарда остаются на свободе».

Источник NM в прокуратуре подтвердил информацию о том, что, с юридической точки зрения, эпизод с компанией Zenit не могут инкриминировать никому другому, пока за него осужден Платон. В то же время, по словам источника, это не значит, что, если новое расследование выявит его причастность, его не смогут привлечь к ответственности. 

Координатор программ Центра юридических ресурсов Ион Гузун в комментарии NM отметил, что ревизионная процедура не означает отмену приговора. 

«Важно понимать, что, даже если прокурор говорит, что дело сфальсифицировано, окончательное решение должен принимать суд. Из выступления Александра Стояногло следует, что Платона практически признали невиновным, почему же он тогда сидит в тюрьме? Так это воспринимает общественность, и это неправильно, поэтому о виновности должен высказываться суд», — отметил Гузун.

Он также обратил внимание на что, что прокуратура могла бы изложить новые обстоятельства дела Высшей судебной палате (ВСП), до того как ВСП отклонит запрос Платона о пересмотре дела. 

В 2017 году, напомним, суд сектора Буюканы приговорил Вячеслава Платона к 18 годам тюрьмы по делу о краже миллиарда: его признали виновным в мошенничестве в особо крупных размерах в Banca de Economii и отмывании денег. Приговор позже поддержала Апелляционная палата. В декабре 2018 года Платона приговорили к 25 годам тюрьмы. Это был совокупный приговор по двум делам — о мошенничестве в Banca de Economii и о мошенничестве в страховой компании Moldasig. 

В январе 2020 года суд сократил общий срок Платона на 565 дней, а в феврале АП отправила на пересмотр дело о мошенничестве в Moldasig (по этому делу Платона приговорили к 12 годам тюрьмы). Таким образом, сейчас бизнесмен отбывает срок только по первому делу. ВСП 7 мая отклонила заявление адвокатов бизнесмена Вячеслава Платона, в котором они требовали отменить окончательный приговор Платону, признанному виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег по делу о «краже миллиарда».

Генеральный прокурор Александр Стояногло на пресс-конференции 18 мая заявил, что Вячеслава Платона незаконно приговорили к тюремному заключению по делу о «краже миллиарда» . Стояногло сообщил, что дело Платона заново рассмотрят в суде в  «справедливом судебном процессе», в ходе которого удастся выяснить, кто стоял за «этой фальсификацией». Тогда же генпрокурор сообщил о заочном предъявлении обвинений в в организации и координации вывода денег из банковской системы Молдовы бывшему лидеру Демпартии Владимиру Плахотнюку. 

Напомним, что Платон ранее отрицал свою вину в «краже  миллиарда» и утверждал, что уголовные дела против него сфабриковали по заказу бывшего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, который вместе с Иланом Шором является реальным бенефициаром украденного из молдавских банков миллиарда евро. 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: