«Не помню. Возможно». Что рассказал Шор на закрытом допросе в суде по делу Лучинского
12 мин.

«Не помню. Возможно». Что рассказал Шор на закрытом допросе в суде по делу Лучинского


В распоряжении NM оказалась расшифровка допроса в суде мэра Оргеева Илана Шора — главного свидетеля по делу экс-депутата Кирилла Лучинского, обвиняемого в отмывании денег. Допрос Шора проходил за закрытыми дверями. Отвечая на вопросы, Шор 14 раз сказал «не помню» и 10 раз «возможно». После допроса прокурор заявил, что Шор подтвердил позицию обвинения. Лучинский и его адвокаты утверждают, что все наоборот.

Заседание суда, на котором допросили Шора, состоялось 15 января. Допросить главного свидетеля обвинения по делу Лучинского должны были еще 22 ноября прошлого года, но допрос несколько раз переносили по разным причинам. На заседании 15 января допрос проходил за закрытыми дверями, на чем настояли Шор и его адвокаты.

По версии обвинения, напомним, Лучинский, будучи управляющим и конечным бенефициаром компаний Toast Delux SRL и IPA International Project Agency, отмывал деньги через офшоры. Обвинение строится на основании того, что с 2012 по 2014 год на счета компаний Лучинского поступили денежные переводы на общую сумму $440 тыс. от компаний, входящих в «группу Шора» (фигурирует в отчетах Kroll о расследовании кражи миллиарда из трех молдавских банков). Прокуроры утверждают, что деньги, которые фирмы Шора переводили фирмам Лучинского, были выведены из этих банков — Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala. 

newsmaker.md/rus/novosti/prokuror-zabyl-v-chem-imenno-menya-obvinyaet-reportazh-nm-iz-zala-suda-po-delu-luc-35603

Сам Лучинский свою вину отрицает. Он неоднократно заявлял, что предоставил правоохранительным органам все документы, подтверждающие его невиновность, а переводы денег от компаний Шора приходили в рамках погашения задолженности Шора перед Лучинским. Он также отмечает, что не мог знать о происхождении этих средств, а обвинение в отмывании денег называет безосновательным. В подтверждение информации о том, что у Шора была перед ним задолженность, Кирилл Лучинский передал в прокуратуру договоры с компаниями Шора, подтверждающие наличие задолженности.

Илан Шор на допросе в суде не подтвердил и не опроверг наличие этих договоров. Допрос длился более полутора часов. Отвечая на вопросы, Шор 14 раз сказал «не помню» и 10 раз «возможно».

Судья Елена Кожокарь задала Шору четыре вопроса, все они касались его знакомства и отношений с Лучинским. Шор отвечал, что знаком с обвиняемым, и раньше был с ним «в товарищеских отношениях», но сейчас они не общаются.

Оргеевский мэр также подтвердил свои показания по делу Кирилла Лучинского, которые дал в Антикоррупционной прокуратуре.

3атем к допросу приступил прокурор. Он попросил рассказать, знает ли Шор компании Ipa International Project Agency и Toast Deluxe SRL и кто является бенефициаром этих компаний. Мэр Оргеева ответил, что ему знакомы эти компании, а из разговоров с Кириллом Лучинским он знает, что тот является их бенефициаром.

Приводим часть расшифровки допроса Шора прокурором Еуджениу Рурак.

Скажите суду, знаете ли вы компании Dufremol SRL, Dasler Con SRL, Moldclassica SRL, Contrade SRL, Storad Grup SRL, Liramex SRL, Danmira SRL, Zonitech properties LTD, Sisteme Informationale, Tomton Trade Corp., Primoteks Import LP, Hezburg LLP, Unitrade Association Limited, Rouseau Alliance LLP, Molint Grup SRL, Talnes SRL, Caritas Grup SRL, Dastinger LP, Investos Buenos LP, Maltby Solutions LP, Demicor SRL, Branch Marketing Limited, Torprom Universal LP.

Эти компании на тот момент принадлежали мне или управлялись мной. Я был бенефициаром.

В период с 2012 по 2014 год через свои компании, названные выше, вы переводили компании IPA International Project Agency какие-то денежные средства?

Да, какие-то переводы были.

Помните конкретную сумму?

Точную сумму не помню, но в районе нескольких сот тысяч долларов.

Скажите, какое юридическое основание было у этих платежей?

Юридическим основанием платежей были юридические договоры.

Конкретизируйте, какого рода были эти договоры?

Насколько я помню, это были договоры оказания консультационных услуг.

Компания IPA International Project Agency или Кирилл Лучинский оказывали вам консультационные услуги?

Нет, не было, нет.

Эти контракты на предоставление услуг были фиктивными?

Да.

Какая реальная цель была у этих переводов?

Я отказываюсь отвечать на этот вопрос в связи с тем, что этот случай рассматривается и в моем уголовном деле, которое сейчас находится в Апелляционной палате Кишинева.

В тот период (2012-2014 годы) вы или компании, которыми вы управляли, имели задолженности перед Кириллом Лучинским, Сергеем Лучинским, или компаниями, которыми они управляли?

Нет.

Вы просили у Кирилла Лучинского предоставить какие-то консультационные услуги?

Нет.

В 2013 году у вас было соглашение с Кириллом Лучинским или его компаниями на поставку оборудования?

Нет.

Вы можете сказать суду, с какой целью компания Torprom Universal переводила деньги компании Toast Deluxe SRL? Для погашения кредитов компании Toast Deluxe SRL?

Уважаемая инстанция, такая же ситуация с этим вопросом, как и с предыдущим. Это тоже рассматривается в рамках моего дела, которое передано в Апелляционную палату Кишинева.

Согласно выпискам с банковских счетов компаний Hezburg, Primoteks и Tomton trade, с 2012 по 2014 год общая сумма переводов составила около $400 тыс. Кирилл Лучинский знал о происхождении этих денег?

В тот момент я занимался финансовым бизнесом и было известно, что мои средства происходят из этого бизнеса.

Под финансовой деятельностью вы подразумеваете банковскую деятельность?

Да.

После прокурора вопросы Шору стали задавать адвокаты Кирилла Лучинского. Шору помогали отвечать на вопросы его адвокаты Юлиан Балан и Денис Уланов, с которыми он пришел давать показания.

Первым вопросы задавал адвокат Георгий Ульяновский (Г.У), за ним — Корина Стратан (К.С) и сам Кирилл Лучинский (К.Л). Приводим фрагмент расшифровки допроса Шора стороной защиты и обвиняемым.

Г.У: Вы сказали, что контракты, на основании которых были переведены несколько сотен тысяч долларов, фиктивные. Почему они фиктивные?

Я уже дал ответ на этот вопрос.

Г.У. Какой ответ? Вы сказали, что они были фиктивными, а почему? Форма была другой или в целом все было фиктивным?

В целом.

Г.У. Но вы их подписали?

Или я, или мои люди, я не помню.

Г.У. Вы знаете, в чем фактически обвиняют Лучинского?

В целом, да, из прессы, это то, что я могу знать.

К.С: Господин Шор, ваши компании были дебиторами перед компаниями Лучинского?

Мы имели разные финансовые взаимоотношения и, возможно, в какие-то периоды у нас были какие-то отношения на официальных основаниях. Но сказать сейчас точно…я не помню, какие конкретно компании, какие конкретно ситуации.

К.С. Вы подтверждаете, что одалживали деньги у Лучинского?

Я уже ответил на этот вопрос раньше.

К.С. Ваш ответ не конкретный, поэтому я и уточняю.

У нас было много разных финансовых взаимоотношений, поэтому, возможно, были какие-то, но на сегодняшний день я этого не помню. На тему сегодняшнего дня и двух лет назад.

К.С. Компания Dufremol одалживала деньги?

Возможно. Я на данный момент не помню все свои финансовые взаимоотношения со всеми контрагентами. Но даже если были какие-то отношения, они были официальными, и их можно проверить.

К.С. Согласно обвинению, ваши компании перевели компании IPA International $440 тыс. Вы бы перевели эти деньги без инвестиций Лучинского или без контрактов?

Не понял.

К.С. Компания Dufremol когда-то одалживала деньги у Analitic Media Grup? Я могу представить контракт (есть в материалах дела), если свидетель не помнит.

Я ответил на этот вопрос выше. Возможно, были отношения, но я не помню.

Адвокат Корина Стратан настояла, чтобы свидетелю показали контракт, приложенный к материалам дела, который подтверждает наличие у компаний Шора задолженности перед Лучинским. Свидетелю показали копию контракта Analitic Media Grup (компания Лучинского) с Dufremol и контракт поручительства, в котором поручителями выступают компании Шора и сам Шор.

Илан Шор: Как я сказал выше, возможно, компания Dufremol имела отношения с Analitic Media Grup, как и с другими контрагентами в Республике Молдова. Но все контракты компании Dufremol, по которым компания выступала дебитором, были погашены официальным путем через банковский счет.

К.С: $440 тыс., которые были переведены, как-то связаны с этими отношениями, контрактами?

Нет.

К.С. Сайт www.shorholding.com принадлежит вам?

Я не помню, так как у меня сайтов очень много.

К.С. Но вы допускаете, что этот сайт может принадлежать вашим компаниям?

Слушайте, много сайтов могут принадлежать моим компаниям, у меня же компаний было много, я не знаю, что каждая покупала, какие сайты.

К.С. Эти деньги, которые перевели IPA International, с их помощью были завершены какие-то юридические отношения между вашими компаниями и компаниями Кирилла Лучинского?

На этот вопрос Корины Стратан стал отвечать адвокат Шора Юлиан Балан. Стратан напомнила, что спрашивает свидетеля, а не его адвокатов.

Илан Шор: Я на этот вопрос ответил уже выше и подтверждаю свои ответы, данные ранее.

Г.У: В прессе вы постоянно заявляете, что ни в чем не виноваты. Но если вы не виноваты, чего вы боитесь? Вы боитесь давать показания?

Не понимаю суть вопроса.

После того как Шору пояснили, он ответил: «Я не боюсь давать показания».

К.С: Вы помните, когда были переведены эти деньги?

Точных дат не помню.

К.С. 28 ноября 2012 года компания из «группы Шора» Tomton перевела IPA International $20 тыс. Какой источник у этих денег? Если вы можете ответить.

Да, могу ответить. Из кредитов, полученных легальным путем в одном из трех банков (я сейчас не помню, в каком), которые были закрыты.

К.С. У них законное происхождение, у этих денег?

Да, кредиты были получены легальным путем и закрыты (возвращены. — NM).

К.С. 5 февраля 2013 Tomton Trade перевела IPA International $20 тыс. Какое происхождение этих денег?

Все суммы, которые были перечислены, согласно ответу ранее.

К.С. Было 15 трансферов, я должна спросить обо всех.

Я сказал, что все суммы, которые мы тут обсуждаем, из тех источников, о которых я уже сказал.

К.С. Какое происхождение денег, переведенных  6 марта?

Я не помню даты, в связи с этим я не могу четко ответить на ваши вопросы.

К.С. Вы сказали, что занимались финансовой деятельностью. Помимо этого, у вас была еще какая-то деятельность, которая приносила вам доход?

Ну, это коммерческая тайна, насколько я знаю.

К.С. Но я не прошу вас ответить, какая именно, я прошу сказать «да» или «нет».

Я отвечаю на данный вопрос. Насколько я знаю, человек имеет право иметь доходы, откуда он хочет, и указывать их в декларации.

К.С. Но я просто спрашиваю вас, была ли у вас другая деятельность, кроме финансовой, которая приносила вам доход?

Возможно. Я на данный момент не помню, но, возможно, была. А, возможно, и не было.

К.Л: В 2011-2014 годах вы были акционером компании Dufremol?

Возможно.

К.Л. Но документы в деле демонстрируют, что вы были акционером.

Возможно.

К.Л. Это был ваш основной бизнес тогда?

Нет.

К.Л. Деятельность Duty free когда-то была для вас основной бизнес-деятельностью?

Нет, у нас были разные бизнесы, которые давали (что давали, не ясно. — NM).

К.Л. Вы сказали, что у нас были разные виды экономической деятельности. Какие?

Я ответил на этот вопрос ранее, когда сказал, что не помню, потому что это было много лет назад.

К.Л. В моем деле указаны 15 банковских переводов от трех компаний на счет IPA International. Все эти деньги из трансферов молдавского происхождения? 

Я ответил на этот вопрос ранее.

К.Л. Вы подтвердили свою подпись на двух контрактах, которые мы вам показали, где гарантом была компания Moldclassica и вы лично. Эти контракты были заключены в начале 2012 года. Без этих контрактов вы могли бы перевести $440 тыс.?

Я не подтвердил свою подпись. Я сказал, что, возможно, был заключен такой контракт, поэтому сейчас не готов его обсуждать.

К.Л. Но все же ответьте на вопрос: перевели бы вы деньги, если бы не было этих контрактов?

Я не готов обсуждать эти контракты, когда не знаю, о чем идет речь.

К.С. Эти переводы положили конец вашим юридическим отношениям с Лучинским?

Я на все эти вопросы ответил выше.

К.С. Но вы не ответили.

Я ответил.

К.Л.: Вы говорите, что не знаете ничего, и у вас не было соглашения о доставке гранулятора. Как тогда вы объясните, что контролируемая вами компания Zonitech подписала контракт на поставку гранулятора с компанией Toast Deluxe?

Это был фиктивный договор.

К.Л. Я вынужден спросить, как господин Шор понимает фиктивность контрактов с юридической точки зрения?

Я не юрист, и давать оценку юридическим терминам я не могу. 

newsmaker.md/rus/novosti/zaochnaya-stavka-vyacheslav-platon-protiv-ilana-shora-27477

К.С.: Вы говорите, что эти договоры фиктивные. Вы просили вернуть переведенные по ним деньги?

Я не понимаю вопрос. Есть юридические документы, которые подтверждают все транзакции, которые были осуществлены после.

К.Л. Почему вы не попросили деньги обратно, если вы настаиваете на том, что контракты были фиктивными?

Я уже ответил на этот вопрос. Это тот же вопрос, но иначе сформулированный в отношении реальной цели.

Уголовное дело против Кирилла Лучинского, отметим, уже третье в рамках расследования кражи миллиарда из молдавских банков, в котором главным свидетелем обвинения выступает Илан Шор. До этого Шор свидетельствовал против экс-премьера Владимира Филата и бизнесмена Вячеслава Платона, оба судебных процесса были закрытыми. В интернете была опубликована аудиозапись допроса Шора на заседании суда по делу Платона, которого в прошлом году приговорили к 18 годам тюрьмы, признав виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег по делу о краже миллиарда из банковской системы страны. 

newsmaker.md/rus/novosti/tolko-blagodarya-mne-byli-prigovoreny-filat-i-platon-shor-schitaet-trebovanie-o-19-32043

На допросе в суде по делу Платона Шор 46 раз сказал «не помню», а его адвокаты Денис Уланов и Юлиан Балан неоднократно обращали внимание суда на то, что адвокаты Платона задают их клиенту вопросы, не относящиеся к делу. Вячеслав Платон в допросе Шора не участвовал, так как его удалили из процесса. В ходе рассмотрения дела в Апелляционной палате Платон требовал вызвать Шора на повторный допрос, однако суд в этом отказал.

Что Шор рассказал в суде по делу Филата, не известно, однако NM публиковал протокол допроса Шора в прокуратуре. После заседания суда, на котором Шор дал показания, Владимир Филат заявил, что Шор «врал, как всегда».

Сам Илан Шор заявлял, что только благодаря ему были приговорены Владимир Филат и Вячеслав Платон, а адвокаты Шора говорили, что их клиент считает уголовное дело против него политическим.

Шора в июне прошлого года приговорили к 7,5 годам тюрьмы за нанесение материального ущерба и отмывание денег в особо крупных размерах. Шор опротестовал это решение в Апелляционной палате. До вынесения окончательного приговора Шора отпустили под судебный контроль.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: