Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Серджиу Литвиненко намерен обратиться в Конституционный суд (КС) с просьбой отстранить судью КС Эдуарда Абабия от рассмотрения вопроса о кредитном соглашении с Россией. Он объясняет свое решение тем, что Абабий — родственник министра финансов Сергея Пушкуцы, который, по его словам, принимал участие в переговорах по российскому кредиту. Об этом депутат заявил 28 апреля на своей странице в Facebook.
«В СМИ появилась информация о том, что судья КС Эдуард Абабий — родственник министра финансов Сергея Пушкуцы. Оба не опровергли эту информацию. Ранее на одном из заседаний постоянного бюро парламента председатель парламента Зинаида Гречаная заявила, что Пушкуца был главным координатором переговоров о кредитном соглашении с Россией», — сказал Литвиненко.
В связи с этим, по словам депутата, Абабия должны отстранить от рассмотрения вопроса о российском кредите, так как, по закону «судья КС должен беспристрастно исполнять вверенные ему полномочия».
«Если информация о родственных связях Абабия и Пушкуцы верна, то судья КС не может участвовать в рассмотрении вопроса о кредитном соглашении с Россией. В связи с этим я составил заявление об отстранении Эдуарда Абабия от участия в этом деле. Я подам заявление в Конституционный суд перед началом заседания по этому вопросу, если Абабий не возьмет самоотвод», — добавил Литвиненко.
Напомним, что Конституционный суд приостановил действие соглашения между правительствами России и Молдовы о предоставлении кредита на €200 млн. В КС обратились депутаты от парламентской группы Pro Moldova. Они попросили проверить конституционность этого международного соглашения.
Перед этим парламент ратифицировал соглашение между Молдовой и Россией о выдаче кредита на €200 млн на 10 лет под 2% годовых. Документ вызвал жаркие споры в парламенте, однако в итоге 56 депутатов проголосовали за его ратификацию.
Самые острые споры вызвала статья 7, пункт 2, где говорится о том, что правительству придется взять на себя и просроченные долги по одобренным государством займам молдавских компаний перед российскими банками. В ходе дискуссий власти так и не прояснили этот вопрос: зачем нужен этот пункт в договоре, и какие кредиты молдавские компании могут просить у российских банков.