Допрос в суде мэра Оргеева Илана Шора по делу экс-депутата парламента Кирилла Лучинского пройдет за закрытыми дверями. Об этом ходатайствовали адвокаты Шора, объяснив свою просьбу тем, что их клиент проходит обвиняемым по другому делу, с которым напрямую связаны его свидетельские показания. Сегодня, 13 декабря, Шор не успел выступить в суде: он долго ждал в коридоре, пока Лучинскому продлевали арест, а потом у судьи закончился рабочий день.
Заседание суда, на котором Шор даст показания по делу Лучинского, судья Елена Кожокарь назначила на 15 января. Шор должен был дать показания на сегодняшнем заседании, однако не успел. Сначала судья рассмотрела и удовлетворила ходатайство прокурора о продлении домашнего ареста Кириллу Лучинскому, после чего его адвокаты потребовали отвода Кожокарь.
Они заявили, что сомневаются в беспристрастности суда, так как Кожокарь продлила Лучинскому арест на основании довода прокурора о том, что на свободе Лучинский может повлиять на последнего свидетеля обвинения Илана Шора, который еще не дал показания. А Шор в это время находился в коридоре суда и был готов дать показания.
Илан Шор прибыл в суд в сопровождении своих телохранителей и адвокатов Дениса Уланова и Юлиана Балана. Он простоял в коридоре около трех часов, дожидаясь допроса. С журналистами мэр Оргеева говорить не стал, пообещав ответить на их вопросы после заседания суда.
В кабинет судьи Шор попал только после пяти часов вечера. Его адвокат Юлиан Балан подал ходатайство о том, чтобы допрос Шора проходил на закрытом заседании.
Объясняя свое ходатайство, он сослался на ч.2 ст.18 Уголовно-процессуального кодекса РМ, в которой сказано, что «доступ в зал заседаний может быть запрещен …мотивированным определением только … при необходимости защиты частной жизни сторон процесса, или же в той мере, которая расценивается судебной инстанцией как строго необходимая, в случае, когда в силу особых обстоятельств гласность могла бы повредить интересам правосудия».
Балан пояснил, что у его клиента есть статус обвиняемого в другом уголовном деле и информация, которую он огласит, давая показания в суде, напрямую связана с обстоятельствами этого дела. «Мы не можем огласить эту информацию на открытом заседании и просим ограничить доступ прессы и общественности на заседание», — сказал Балан.
Адвокат Кирилла Лучинского призвал суд отклонить ходатайство, потому что адвокаты Шора не представили никаких доказательств того, что заседания с участием Илана Шора должны быть закрытыми. «Илан Шор всегда и везде говорил, что он невиновен, для него это хорошая возможность всем об этом рассказать. В моем деле нет никакой информации о том, что между этим делом и делом Шора есть связь», — сказал Кирилл Лучинский. При этом он не призывал суд отклонить ходатайство адвокатов Шора.
Судья Елена Кожокарь удалилась для принятия решения и спустя полчаса удовлетворила ходатайство адвокатов Шора и перенесла допрос свидетеля на 15 января, объяснив, что сегодня рабочий день суда закончился.
После заседания Илан Шор снова отказался отвечать на вопросы журналистов, сославшись на то, что они юридические, а, значит, отвечать на них будут его адвокаты Денис Уланов и Юлиан Балан.
Денис Уланов, комментируя ходатайство о закрытом заседание суда, объяснил, что, учитывая обстоятельства, «для соблюдения процедуры и прав клиента» адвокаты имели право подать такое ходатайство.
Прокурор Еуджен Рурак, в свою очередь, сказал, что ему важно, чтобы свидетель дал показания, а на каком заседании — открытом или закрытом, решать должен судья. При этом Рурак назвал законным и обоснованным ходатайство адвокатов Шора.
Кирилл Лучинский, комментируя ходатайство адвокатов Шора, заявил, что все происходящее с его делом — это спектакль. «Да, у нас были экономические отношения с Шором, которые сейчас пытаются представить как незаконные, но на самом деле это не так», — сказал Лучинский.
Говоря о судебном процессе против него и о продлении домашнего ареста по запросу прокурора, он обратил внимание на то, что в других судебных разбирательствах обвиняемых переводили под судебный контроль до начала допроса свидетелей. «Но ко мне применяют эту меру (домашний арест), и я понимаю, почему. Все это — сцена, есть и кулисы, за которыми тоже что-то происходит. Я считаю это решение давлением на меня и не вижу никаких оснований дальше оставлять меня под арестом», — подчеркнул Лучинский.
Его адвокат Георгий Ульяновский заявил, что сегодня много говорят о независимости судебной системы, но за 40 лет работы он не видел такого, что происходит сейчас. «Это сценарий: Шор стоит за дверью, а суд рассматривает ходатайство о продлении ареста, потому что Шора не допросили. Итог — арест продлили. Такое происходит не первый раз, судья просто поддержала абсолютно все аргументы прокурора. Это юстиция? Думаю, любому понятно, что здесь что-то не так», — отметил Ульяновский.
Его коллега Корина Стратан заявила, что суд поддержал ходатайство адвокатов Шора без доказательств. Это, по ее мнению, демонстрирует неравноудаленность суда. «Мы шокированы тем, как поступает суд», — сказала она.
Кирилла Лучинского задержали 25 мая. С 27 мая он находится под домашним арестом. По версии прокуроров, экс-депутат, будучи управляющим и конечным бенефициаром компаний Toast Delux SRL и IPA International Project Agency, отмывал деньги через офшоры. Лучинского также подозревают в том, что он не указал в декларации о доходах владение компанией, которая фигурирует в деле о банковской афере.
Лучинский неоднократно заявлял, что не считает себя виновным и что его компании не занимались отмыванием денег. Он настаивает на том, что в его деле нет необеспеченных кредитов, а все долги он вернул. Он также удивлен тем, что в его деле появился Banca de Economii (Илан Шор — бывший глава админсовета BEM), с которым, по словам Лучинского, у него нет никакой связи.